«Программа-2020, принятая правительством РФ, не будет выполнена»
Главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич:
Влияние кризиса на Россию уже понятно – оно огромно и всеобъемлюще. ВВП сократится на 8,7%, инвестиции – почти на 20%. Дефицит бюджета – около 7% ВВП. Бурный рост кредитования сменился сжатием. Отток капитала за месяцы кризиса составил больше $180 млрд. Уровень бедности повысился на 4 процентных пункта – до 17,7%.
Но, вероятно, худший период кризиса позади. Мы видим признаки его смягчения в России и восстановления мировой экономики. Уже в середине года мировая экономика находилась в фазе восстановления. Россия была в середине списка стран – ситуация была не худшей, но и не лучшей (если мы говорим о динамике). Но глобальные риски сохраняются.
Рост опирается на Китай. Рост китайского ВВП компенсировал три четверти падения ВВП США, Японии и Европы. Хорошо, что есть такой поддерживающий фактор, но плохо, что мы опираемся на единственную опору.
Мы видим возобновление притока капитала в развивающиеся страны и сужение дефолтных свопов. Цены на нефть – особенно важный для России индикатор – постепенно идут вверх. В следующем году цены стабилизируются на уровне $75 за баррель.
Но темпы роста мировой экономики будут ограничены. Из-за ограниченности фактора материальных запасов и из-за невозможности для многих стран продолжать стимулирующую политику.
Если мы посмотрим на налогово-бюджетное стимулирование экономики (это только часть стимулирующего пакета), малая часть была сосредоточена в социальной сфере, большая часть пошла на поддержку производителей. Как это соотносится с программами других стран G20?
Масштаб стимулирования был средним. Структура значительно различалась. В других странах более значительными были меры поддержки инфраструктурных проектов и социальной сферы.
Без мер поддержки экономика могла упасть еще на 2,5%. Но все-таки сама поддержка могла бы быть более эффективной. Самый эффективный инструмент снижения бедности, по нашим расчетам, – повышение пособий на детей. Сравнительно небольшие затраты на это могли бы заметно улучшить ситуацию с бедностью, которая выросла в России.
Нужно сказать, что влияние кризиса не ограничится одним годом. На докризисный уровень ВВП России вернется только в III квартале 2012 г. Программа-2020, принятая российским правительством, не будет выполнена. К 2020 г она предполагала рост по сравнению с 2007 г в 2,6 раза. В реальности в оптимистичном варианте будет рост в 2 раза, в пессимистичном – в 1,6.
Вызовы бюджетной политике в средне- и долгосрочной перспективе – рост расходов пенсионной системы, затрат на образование и здравоохранение, которые неизбежны.
Дополнительные риски создает опора на нефть. Ведь ненефтяной дефицит по итогам года составит 15% и даже в 2012 г составит около 10%.
Россия могла бы установить для себя бюджетную корректировку в соответствии которой несвязанный с нефтью дефицит должен соответствовать постоянному доходу. То есть бюджет должен тратить не больше, чем зарабатывать. То есть дефицит ненефтяного бюджета должен быть в рамках 5% – в два раза меньше, чем предполагают в правительстве России. Это среднесрочная задача. Россия в этом случае избежит накопления излишнего долга.
Комментарии
ВВП надо упразднить совсем
Хотя бы сопоставление проводить и межотраслевые балансы составлять нет желания у этих псевдоэкономистов и "легко-аналитистов" ?
Да с такой структурой экспорта/импорта, с такой структурой ВВП, пропорциями хозяйствования и теми долгами что есть - сажать надо всех Пудриных . . .