Параноидальный характер политики США


Мой брат болен хронической шизофренией. Первый тяжёлый приступ у него случился, когда ему было 16, а мне 10 лет. Позже у него появились слуховые галлюцинации, и он начал слышать вредные голоса. Я помню, как мой отец говорил ему, что эти голоса не настоящие, и он не должен обращать на них внимания. К сожалению, это не так просто. Тот разговор отца с братом вспоминается мне, когда я сталкиваюсь с шизофренией общественных разговоров в США. Похоже, эта страна страдает от вредных коллективных слуховых галлюцинаций.

Прячьтесь! Нам угрожает «красная угроза» от русских «изгоев»! «Жёлтая угроза» из Китая! Иран с ядерной бомбой! А ещё внутренние угрозы. Сторонники Трампа и многие, многие другие. Конечно, США продолжают сталкиваться с реальными угрозами своей безопасности и внутренней стабильности. Внутри страны это массовые расстрелы, антиженские решения Верховного суда, бунт в Капитолии 6 января, о котором нам постоянно напоминает Палата представителей, и растущая неуверенность по поводу внутреннего единства в США. Всё это вызывает у американцев раздражение и стресс.

Тем временем на международном уровне войны продолжают оставаться постоянной эпидемией, особенно в сопровождении преувеличения угроз национальной безопасности. История учит нас, что такие преувеличения раздуваются не просто так, а ради конкретных целей. Например, стоит вспомнить о несуществующей атаке в Тонкинском заливе, которую использовали для оправдания эскалации войны против Вьетнама в 1965 году, или о несуществующем оружии массового уничтожения в Ираке, которое использовали для оправдания американского вторжения 2003 года в эту страну. Всё это и многое другое отражает параноидальный и насильственный характер США, чьё общество постоянно напугано и думает о войне с чужими и собственными народами.

Врачи лечили моего брата, как могли, различными наркотиками и электрошоком. Каким бы грубым ни было это лечение, оно помогало ему. Но что, если бы врачи, вместо попыток ослабить болезненные симптомы, сговорились усилить их? Действительно, что было бы, если бы они посоветовали прислушиваться к вредным голосам и поддерживать свой страх? Что было бы, если бы они посоветовали вооружиться и защищаться от окружающих? Разве мы не обвинили бы их в нарушении врачебной этики? И разве нельзя эту аналогию применить к лидерам США нескольких последних лет, ведь они заставляли общество прислушиваться к вредным голосам, бояться вымышленных угроз и вооружаться для увеличения богатства и власти?

Страх убивает мышление.

Если вы слушаете американские новости 2022 года, вы постоянно напуганы. Фрэнк Герберт написал в «Дюне», что страх убивает мышление. Голоса вокруг способствуют этому. Бойтесь соседа, потому что он поддерживает Трампа, имеет большой запас оружия и даже замышляет заговор против правительства. Или, с другой стороны, бойтесь либеральную соседку, которая размахивает радужным флагом, потому что она собирается конфисковать ваше оружие и промыть мозги вашим детям. Неудивительно, что более 37 млн. американцев (каждый девятый) пьют антидепрессанты, и 80% всех опиоидов на глобальном рынке потребляются в США.

Атмосфера страха привела к тому, что в 2020-21 годах американцы купили 43 млн. единиц огнестрельного оружия, и теперь эта страна завалена более 400 млн. единиц оружия, включая 20 млн. боевых автоматов. Атмосфера страха привела к чрезмерной милитаризации полиции, финансирование которой постоянно растёт, а не сокращается, как требовали протестующие и обещали политики во время демонстраций 2020 года. Атмосфера страха привела к тому, что демократы и республиканцы в Палате представителей, которые почти ни о чём не могут договориться, единогласно проголосовали за увеличение военного бюджета свыше 840 млрд. долларов в 2023 году. Хотя реальный военный бюджет намного выше триллиона долларов, и он всегда был таким с начала глобальной войны в 2001 году.

Разговоры о вездесущности врагов полезны, только если вы хотите сформировать тяжело вооружённую и милитаризованную форму безумия. Этими жаркими летними днями мне вспоминается фильм 1980 года «Большой красный», который описывает сражение Второй мировой войны между американскими и немецкими солдатами в бельгийском доме сумасшедших. Во время перестрелки один из психических больных подбирает автомат и начинает стрелять, крича: «Я один из вас. Я нормальный!» В 2022 году его приняли бы в армию и отправили воевать в какую-нибудь страну. Там где страх повсюду, а насилие становится рутинным и нормальным, там антиутопия, а не демократия.

Мы должны быть друзьями, а не врагами.

Сейчас мы живём в перевёрнутом вверх ногами мире. Вспомните трогательный призыв Авраама Линкольна к южным сепаратистам в его первой инаугурационной речи 1861 года: «Мы должны быть не врагами, а друзьями. Мы не должны быть врагами». Сегодня это должно определять нашу внутреннюю и внешнюю политику. Нет, пока мы не ведём гражданскую или мировую войну, но органы госбезопасности продолжают заявлять, что почти каждый противник нашей империи должен считаться врагом, будь то Россия, Китай или Ближний Восток. Враги повсюду, и их нужно бояться. По крайней мере, это нам постоянно внушают.

Я хорошо помню 1991-92 годы, когда Советский Союз распался, а США стали единственной сверхдержавой, победившей в Холодной войне. Тогда я был капитаном и преподавал историю в Академии ВВС США. Но в эти годы я понял, что, даже без Советского Союза, милитаризация нашего общества никогда не прекратится. Вскоре наша страна, развязав конфликт против Саддама Хусейна в Ираке, надрала задницу Ближнему Востоку, а президент Джордж Буш I уверял американцев, что, снова начав войну, мы раз и навсегда избавились от нашего «вьетнамского синдрома».

Тогда мы и не догадывались, что следующем столетии нас ожидают две разрушительные и расточительные бесконечные войны в Афганистане и Ираке, совершенно не нужные нашей национальной обороне.

Никогда наша страна не упускала так безнадёжно победу, и притом глобальную победу, как произошло в последние 30 лет. Тем не менее, мало кто из наших правителей считает возможным изменить опасный курс, по которому мы идём. Главный виновник этого – военно-промышленный комплекс, о чём предупреждал президент Дуайт Эйзенхауэр в своей прощальной речи 1961 года. Но проблема не только в этом. США всегда упивались насилием в сопровождении страха. И интенсивность насилия и страха постоянно усиливаются. Наши правители явно преувеличивали советскую угрозу во время Холодной войны, но она, по крайней мере, существовала. Современная Россия очень далека от уровня Советского Союза, однако наши правители изображают Украинскую войну, как нападение на Калифорнию или Техас. Эта точка зрения и увеличение военного бюджета – единственные вещи, с которыми одинаково согласны все наши политики.

После распада Советского Союза Россия была в ужасном положении - беззубым медведем без когтей, запертым в клетке. Вместо помощи, наши правители решили и дальше издеваться над ним. Они сдавили клетку за счёт экспансии НАТО. Разграбили Россию различными формами экономической эксплуатации и финансовых хищений. «С Россией покончено», - было объявлено в майском выпуске 2001 года журнала Atlantic Monthly, и никто в США не был обеспокоен этим. Никто не проявлял милосердия и сострадания, так как всем казалось, что «единственная сверхдержава» чувствует себя отлично.

Теперь Русский Медведь освободился, и нам говорят, что он стал ещё сильнее, чем раньше. Эта страна, которую два десятилетия назад мы похоронили, снова действует активно, и не только на Украине. И вообще президент Владимир Путин хочет восстановить Российскую империю. Наследие Петра Великого возрождает Путин Великий, который смело обходится с Европой, поэтому США должны храбро сражаться до последнего украинца. Добавьте к этому истеричные заявления о возрождающемся Китае, которые напоминают полувековой давности расистские вопли о «жёлтой угрозе». Почему президент Джо Байден изображает Китай противником и угрозой, а не торговым партнёром и союзником? Даже антикоммунистический фанатик Ричард Никсон во время своего президентства отправлялся в Китай и вежливо общался с председателем Мао, хотя бы для того, чтобы навредить Советскому Союзу.

Если американский империализм хочет разделить мир на равных условиях, то Россия и Китай могли бы стать «почти равными друзьями», а не «почти равными врагами», как считает Пентагон. Возможно, они могли бы стать даже, в некотором роде, союзниками, а не противниками на пороге войны, которая может привести к концу света. Но голоса, которые назойливо бубнят в наших головах, внушают нам, что это враги, а не союзники в построении лучшего мира. Но политики в Вашингтоне заявляют, что мы слишком дружны и близки с Китаем, и это привело к излишней зависимости от него. Я могу привести два примера из своей жизни. Из-за жары в моём кабинете без кондиционера я заказал вентилятор в министерском магазине AAFES, который обслуживает военнослужащих, ветеранов и членов их семей. Его доставили через несколько дней и по доступной цене. Собирая его, я увидел этикетку «Сделано в Китае». Спасибо за прохладу, Си Цзиньпин!

Затем я заказал футболку старой американской марки. Как вы догадались, на ней тоже была этикетка «Сделано в Китае»! Вы поняли мою мысль: американский потребитель пропадёт без Китая – главного производителя в нашем мире. Мы можете подумать, что настоящая война или холодная война с главным поставщиком товаров в США – это глупость, но никто не может переоценить уровень глупости, до которого могут дойти американцы. Иначе, чем объяснить победу Дональда Трампа? И не только на президентских выборах. Это же касается и его бизнеса: стейков Трампа, университета Трампа, водки Трампа. В конце концов, может ли кто-нибудь больше знать о водке, чем человек, который не пьёт её?

Уроки Чарли Брауна.

В старом мультфильме 1965 года «Рождество Чарли Брауна» героиня по имени Люси пытается помочь Чарли справиться с грустью, расспрашивая его. Она исследует фобии Чарли, и делает вывод, что он всего боится. Сам Чарли знает, что он не боится всего. Но он всё-таки не знает одного – как выйти из своего подавленного психического состояния. Всё, что ему нужно – это немного любви, немного доброты. На мой взгляд, нынешние США в широком смысле похожи на Чарли Брауна. Эта опустившаяся, потрепанная и потерявшая представление о том, какой должна быть нормальная жизнь, страна. Мы должны объединиться и поделиться долей сострадания и любви. Вот только никто не хочет нам протянуть руку помощи в нашей психической болезни. Наоборот нас убеждают, что боязнь всего – это нормально, и даже похвально. Голоса приучают нас бояться всех и всего.

Американцам непросто заглушить эти голоса. Мой брат мог бы рассказать нам об этом. Иногда он нуждался в убежище, чтобы спрятаться от них. Но намного больше он нуждался в любви, или, по крайней мере, в доброй воле и понимании. В чём он совсем не нуждался, так это в усилении страха. Это относится и к нам. Мы, по крайней мере большинство из нас, по-прежнему считаем себя «нормальными». Так почему же мы продолжаем терпеть политиков, учреждения и политические партии, которые подрывают наше здравомыслие и используют наши страхи в своих интересах? Мы должны избавиться от своих страхов, отказаться от оружия и перестать искать врагов внутри страны и за границей.


Источник: The Paranoid Nature of American Foreign and Domestic Policy, William Astore, commondreams.org, July 29, 2022.