Путин летит в Венесуэлу после Лукашенко

На модерации Отложенный

Это уже становится похоже на «славянский штурм»: российский премьер Владимир Путин 2 апреля прибудет с визитом в Венесуэлу. Он будет крепить крупными экономическими, энергетическими и военно-техническими соглашениями (наука и культура последуют позже, после доработки) политические договоренности, которых президенты Уго Чавес и Дмитрий Медведев достигли в 2008-м (визит Медведева в Венесуэлу) и 2009-м (визит Чавеса в Россию). Сам Владимир Владимирович уже неоднократно встречался с венесуэльским президентом Уго Чавесом, но на венесуэльскую землю вступит впервые.

Надо сказать, что большая часть всех соглашений о сотрудничестве, совместной добыче и переработке нефти, газа, атомно-энергетическом сотрудничестве, поставках автомашин и грузовиков, авиатехники, совместных банках и пр., была согласована еще раньше. Технически отшлифовать осталось не так уж и много.

Визит Путина в целом приурочен сразу к трем юбилеям: 65-летие установления дипотношений (март 1945 года), 65-летие Победы и 200-летие «Боливарской революции» - начала освободительной борьбы против испанцев. Симон Боливар был родом венесуэлец, и пламенный Уго считает себя прямым продолжателем его дела, хотя генерал действовал на территориях, где ныне расположены и Венесуэла, и Колумбия, и малые государства севера континента.

Такая «освободительная генетика» неугомонного Чавеса периодически пугает соседей, - и близких и далеких. Но Чавеса это мало трогает, поскольку его вообще не особенно задевает мнение «не стремящихся к национальному освобождению».

Вообще, надо сказать, что «друг Уго» явно и определенно обладает невероятной притягательностью для широких славянских натур, которых он далеко обгоняет по степени революционных и социальных порывов. Для него в такой дружбе может таиться большая опасность. На постоянно крепнущие нефтяные, военные, экономические, атомно-энергетические и прочие связи с Россией уже с тревогой начинают поглядывать США. А тут к ней уже присоединяется ее славянская сестра - Белоруссия. Крепнущей внутренней оппозиции это тоже не нравится.

Не далее как в конце марта в Венесуэле (и в Бразилии) побывал с визитом президент Белоруссии Александр Лукашенко. После поездки он объявил, что Венесуэла (а не Бразилия) есть «стратегический союзник» Минска и именно с нее Белоруссия поведет «наступление» («в хорошем смысле слова», как выразился белорусский лидер) на всю Латинскую Америку. Чавес и Лукашенко договорились, что Венесуэла (крупнейший производитель нефти в западном полушарии) поставит в 2010-м Минску 4 млн тонн нефти и первая пробная партия в 80 тыс тонн должна прибыть через Черное море на танкерах уже весной этого года. Трудности с чисто технической стороной дела Минск не останавливают. Он надеется даже договориться с Украиной и пустить «в аверсе» нефтепровод Одесса-Броды, по которому пока Россия гонит свою нефть на экспорт в «обратном режиме». Минск же, намерен поставлять Каракасу грузовики «МАЗ» и трактора.

Лукашенко, объясняя своему кабинету такой торгово-экономический поворот в сторону Венесуэлы, объявил, что она почти идеал для сотрудничества, поскольку строит свои отношения с Белоруссией «прозрачно и честно».

Это никакой ни укол России, добавил он, после чего то, что еще могло восприниматься как намек, уже стало констатацией факта.

Так что известная склонность славянских родственников дружить с кем-то одним, но порознь, на примере далекой Венесуэлы и близкой Беларуси проявляется с особой контрастностью.

Правда, наша дружба и старше и прагматичнее. Главный упор сейчас идет на совместные разработки месторождений нефти и газа, строительство завода по производству алюминия, поставки военной техники или лицензии на ее производство. Путин и Чавес «благословят» сделку по разработке крупнейшего нефтяного месторождения «Хунин-6» (60% СП принадлежит Венесуэле, 40% России). Запасы нефти здесь оценены в 53 млрд баррелей. Путин в Каракасе должен закрыть сделку еще 2006-го года по поставке 38 вертолетов «Ми-17». Начиная с 2005 года, Венесуэла уже закупила у нас вертолетов, боевых самолетов и автоматов Калашникова на 4 миллиарда долларов. Москва готова дать Каракасу кредит в 2,2 млрд долларов на покупку 92-х наших танков T-72 и систем залпового огня \"Смерч\". И это только часть «громадья» совместных планов.

Все это, надо сказать, происходит на фоне все более явно проявляющегося «отката» Латинской Америки с левых или левоцентристских позиций к правым или правоцентристским. Такие периодические шатания политически волатильного континента случаются регулярно, и сейчас, похоже, настает пора «шага вправо».

Вплоть до конца прошлого года левыми или социалистическими на континенте вполне можно было назвать правительства или президентов Аргентины, Бразилии, Перу, Эквадора, Венесуэлы, Чили, Уругвая, Парагвая и, конечно, Боливии. Такой «розовый прилив» начался еще до и продолжался при Буше-младшем, который почти «забыл» про ЛатАмерику. Обама полон решимости вернуть США «на задний двор». И совершенно ясно, что США так вот запросто, без вмешательства «тихих американцев», не позволят Уго творить все, что ему вздумается на «их заднем дворе», да еще вдобавок «переставлять мебель» в окрестностях с помощью новых дальних друзей типа Москвы и Белоруссии. А когда Вашингтон начинает обращать внимание на южных соседей, то политические перемены там неизбежны. И уже начались.

В Панаме и Чили правые лидеры уже сменили социалистов. В Аргентине социалистическому президенту Кристине Киршнер переизбрание в следующем году, скорее всего, не грозит. В Бразилии правый кандидат наверняка «подвинет» своего левого соперника на выборах 2011-го. Похожие перспективы в Перу.

Дома Уго уже сидит не так уж и прочно, поскольку его социалистические эксперименты положительно разочаровывают массы. Рейтинг Чавеса упал с некогда 60% до чуть более 40%.

Самое интересное в том, что даже античавесовская оппозиция в Венесуэле (если не считать, конечно, праворадикальную) на контракты с Москвой смотрит вполне положительно. И считает, что инвестиции российских нефтяных, газовых, алюминиевых, автопроизводящих и других компаний можно только приветствовать. И рвать их никто не собирается. Только вот «оружейные аппетиты» Чавеса ее немного беспокоят.