Концерн IKEA собрал досье на российских судей

На модерации Отложенный

Высшее руководство концерна ИКЕА наняло специалистов для слежки и сбора информации об известных российских судьях.

Мебельный гигант ИКЕА, оказавшийся недавно в центре коррупционного скандала в России, пытался организовать защиту весьма оригинальным способом. Согласно документам, ставшим достоянием шведской «Экспрессен», головная контора концерна получила заказанные и оплаченные ею секретные донесения, в которых исследуются возможности повлиять на российских судей, от которых зависит результат процесса (напомним, мебельщики рискуют суммой в миллионы евро). В одном из сообщений говорится о том, что есть возможность «принятия благоприятного решения в суде», если IKEA выплатит 350 000 евро «посреднику» в Москве.

Имеющуюся в  распоряжении «Экспрессен» информацию шведские журналисты предоставили «КП» с правом публикации.

15,3 млн евро в месяц

Началось все  с того, что топ-шеф российского  отделения IKEA подписал крайне невыгодный договор с генераторной компанией ISM, и прервать соглашение оказалось невозможно. Мебельный гигант теряет 15,3 млн евро в месяц с 1июля 2008 года, когда перестал оплачивать счета ISM. В результате долг достиг 700 млн евро. Дело рассматривалось в судах, и высшее руководство концерна тайно наняло британское детективное агентство Diligence International для сбора информации об ISM и его руководстве. 20 августа 2009 года IKEA и Diligence встретились в Голландии, где сейчас расположена головная контора концерна, для уточнения задания. IKEA хотела знать, есть ли у владельца генераторного предприятия Константина Пономарев контакт с судьями, можно ли подкупить судей и «как они собираются судить». Кстати, московской конторой Diligence руководит англичанин Марк Годдарт, ранее работвший в отделении британской полиции, которое отвечало за исследование организованной преступности в бывшем СССР — то есть крайне опытный высококвалифицированный специалист. В первом рапорте Diligence сообщила все об экономическом и социальном положении Пономарева.

IKEA пожелала получить подробности и о его семейной жизни, и о занятиях его супруги, и даже о жизни ее родителей.

А судьи кто?

В тот же период руководство концерна заинтересовалось и судьями. В секретном распоряжении о сборе материалов значатся два имени: Ольга Комарова и Людмила Тутубалина (обе - судьи Федерального арбитражного суда Московского округа). Выяснилось, что их, увы, нельзя склонить к «принятию решения в пользу IKEA».

Однако работники  Diligence «не оставляли стараний» и нашли лазейку в другом «заборе». Когда одно из требований ISM должно было рассматриваться в апелляционном суде, некое должностное лицо якобы «клюнуло» на интересное предложение и пообещало: «Если я получу указание отослать дело обратно, то, возможно, смогу помочь найти доброжелательного судью в первой судебной инстанции». После этого по совету Diligence возник и план действий: «Нанять разумного посредника, с которым уже есть контакт, вернуть дело в первую инстанцию арбитражного суда. Потом добиться выгодного решения на этой низшей инстанции». «Цена вопроса» — 350 000 евро. Если бы все сработало, дело было бы возвращено «по техническим причинам». Однако претворить в жизнь «задумку» не удалось: бумаги назад не «завернули».

Позже сотрудники Diligence решили рассмотреть, есть ли у IKEA возможность перевести затянувшееся дело в другую категорию, превратив его в уголовное. Это решено было выяснить в том числе и с помощью ФСБ. В отдельном документе Diligence, адресованном IKEA, говорится: «Мы должны заплатить нашему источнику в московской полиции (какое конкретно подразделение имеется в виду в данном случае не указано — Н.Г.) и обсудить сумму нашего вознаграждения».

Информшеф IKEA Хелен Дюпон заявила Expresse, что новые разоблачения будут приняты во внимание в большом расследовании коррупционного скандала IKEA в России.