Создана Интернет-база автомобильных VIP-номеров

На модерации Отложенный

Московская авария с участием Mercedes S500 вице-президента «Лукойла» в очередной раз привлекла внимание к VIP-машина на наших дорогах. В рунете несколько сайтов, посвященных автомобилям с хитрыми номерами (у лукойловского «Мерседеса» был номер С398СС 77). Самый известный сайт - о100оо.ru. Его еще называют – «Три Ольги». Сейчас в архиве сайта – около 300 тысяч фотографий самых разных машин и номеров. Online812 решил выяснить кто, как и зачем собирает базу таких автомобилей.

История сайта o001oo.ru началась с другого сервиса - Migalki.com, который был популярен года три назад. Поначалу власти как-то мирились с его существованием, хотя, по словам координатора проекта «Три Ольги» Дмитрия, иногда искали встреч с организаторами сайта и «склоняли их к конструктивному диалогу». Потом начались DOS-атаки, а затем с сервера, расположенного в Америке, сообщили, что сайт пришлось прикрыть по запросу спецслужб. Американских. Правда это или вымысел, осталось непонятным, но сайт прекратил существование.

Кстати, сайт o001oo.ru тоже зарегистрирован в США. Его основное отличие от «мигалок» в том, что делают его петербуржцы, а не москвичи. Конечно, московских энтузиастов тоже хватает, но главные авторы предыдущего проекта куда-то растворились. Сайт делают не столько фотокоры-любители, предоставляющие снимки машин с крутыми номерами, сколько информаторы – люди, разъясняющие, кому принадлежит хитрый номер. Небольшая часть из них – сотрудники ГАИ. Большинство – некие знакомые «персонажей», поскольку даже у VIP-персон имеются соседи и подчиненные. «Петербург не такой большой город, и все непростые машины кто-то когда-то уже видел, как и людей, которые в них ездят. Тут не так сложно собрать подробное досье: кто в какой машине», - говорят авторы сайта.

Из трехсот пятидесяти тысяч фотографий машин, представленных на сайте о001оо.ru, примерно 50 процентов – московские, 30 процентов – петербургские. Остальное – прочие регионы. Среди обладателей красивых региональных автономеров выделяется Северо-Кавказский федеральный округ. Там умеют ценить изящество буквенных и цифровых комбинаций. В Южном федеральном округе фавориты (по количеству присылаемых фотографий и соответственно по количеству VIP-номеров) – Ростовская область и Краснодарский край, в Центральном округе – Рязанская область, в Приволжье - Татарстан, на Урале – Свердловская область, в Сибири - Новосибирская область.

Фотокоры сайта о001оо.ru работают бесплатно, на чистом энтузиазме, хотя кое-какие возможности для заработка имеются. Во-первых, периодически в том или другом городе автомобилисты начинают кампанию против VIP-нарушителей и назначают призовой фонд за фотодокументы таких нарушений – но премии скромные: от 500 до 1000 рублей за фотографию.

Еще - «эксклюзивные архивные фотографии после ключевых медийных событий с людьми, меченными властью, можно продать информагентствам за 50 - 100 долларов, - рассказывает Дмитрий. – После ДТП Баркова мы продали снимок его «Мерседеса», едущего по встречной полосе перед закрытым железнодорожным переездом. Были и другие просьбы – от Сергея Гуляева в бытность его депутатом петербургского Заксобрания. Он писал депутатский запрос на имя губернатора по поводу двух десятков смольнинских Volvo с незаконными проблесковыми маячками. Фотокоры обеспечили его соответствующим материалом».

На нарушениях правил обладателями машин с хитрыми номерами авторы сайта не зацикливаются - сфотографировать машину-нарушителя и даже узнать, к какому ведомству она приписана, не сложно - сложнее добиться от ГИБДД четкого ответа: был ли составлен в отношении водителя протокол об административном правонарушении и какое наказание этот водитель понес. Среди нарушений обычно преобладает парковка на тротуаре, затем – проезд по встречке или на красный свет. Но последние проступки труднее зафиксировать.

У корреспондентов сайта другие радости - например, считается доблестью сфотографировать в необычном месте машину ФСО. А можно просто выложить в сеть пять разных машин с одинаковыми номерами и задать вопрос «что бы это значило?».
- А что бы это действительно значило?
- Здесь нет ничего удивительного, - поясняет координатор проекта Дмитрий. – Во-первых, в разные регионы могут быть направлены партии одинаковых номеров некоторых федеральных серий типа А***МР97. Поэтому в Тюмени такой номер принадлежит Volvo, а в Калининграде – BMW. Во-вторых, некоторые партии номеров не могут быть постоянно закреплены за одной машиной.

Самая закрытая серия – ЕКХ – устанавливается на машины петербургской ФСО только тогда, когда в городе гостят великие люди, и эти машины требуются для обеспечения мероприятия. В обычные дни на таких машинах другие номера. С простыми, но красивыми номерами еще проще. Действительно, в сети множество фотографий разных машин с одним и тем же регистрационным знаком: скажем, синий и салатовый Ford Focus c номером М844ММ78 плюс черный Mercedes с таким же номером. Скорее всего, за рулем один и тот же человек, который часто меняет машины, но сохраняет за собой один и тот же регистрационный знак. Закон это разрешает.

Своего кодекса безопасности у авторов нет, но в неприятности они стараются не попадать. По их опыту: тактичнее всех ведут себя сотрудники спецслужб, милиция - хуже, а вот с частными охранными фирмами лучше не связываться и демонстративно фотоаппаратом не светить. Как ни странно, на сайте нет ни одной истории про то, как охранники разбивают камеры, а милиция сажает добровольных фотографов за решетку. Вернее, была одна: некие петербургские чоповцы отобрали у фотографа камеру и пообещали много неприятностей. Потом этот парень пропал с сайта, и его не смогли разыскать ни по мобильному, ни по домашнему телефону. Так и неизвестно, что с ним случилось.

- Но мы все-таки надеемся, что он просто поменял номер мобильного, а на сайте зарегистрировался под новым псевдонимом, - отмечает Дмитрий. – А другой наш фотокор снимал на улице интересную машину, и его срисовали. Вечером у подъезда дома встретили неразговорчивые ребята из одной госструктуры, провели профилактическую беседу и осмотрели домашний компьютер. Более всего охрану раздражает, когда наши ребята снимают не только машины, но и людей, которые в них садятся. В Москве было: перекрыли Арбат, фотокор вышел на газон, снял в лоб летящий в повороте кортеж с Путиным с расстояния метров этак в тридцать. Его задержали, три часа расспрашивали и фотки из камеры, конечно, удалили. Ну, он их восстановил потом, отдал для печати в журнал «Автомир». Журнал, к счастью, после этого не закрыли.

- А вы лично попадали в истории?
- Мы со знакомым одним ехали за служебным автомобилем одного из замначальников Невского РУВД. Съехали по Володарскому мосту на правый берег, и он попер напрямик налево, через трамвайные пути. Мы за ним, и там они, конечно, увидели, что их снимают. Машина останавливается, выходит сам и водитель, подошли, спросили кто мы, я показал удостоверение прессы, он почитал, пообещал куда-то номер наш передать и ретировался.

– А власти никогда не просили помощи у авторов сайта – помочь ваших корреспондентов найти какой-нибудь преступный авомобиль или еще что?
– Гораздо эффективнее работает система «Поток» и посты ДПС на ключевых перекрестках. Например, в Москве инспекторам, которые отслеживают передвижения определенного списка автомобилей, специально приплачивают. А мы можем помочь с эксклюзивными фотографиями тех мест или событий, доступ к которым сильно ограничен для простой публики. Опять же на сайте есть некая история «перевесов» автономеров, это когда один номер может за несколько лет поменять с десяток машин.

Известно, что спецслужбам интересны машины не властей предержащих, про которые они и так знают, а совсем наоборот. Вот, в 2007 году власти копали под «Британский совет». Главу его петербургского отделения Стивена Киннока поймали за вождение в пьяном виде, после чего совет прекратил свою деятельность в нашем городе. В общем, гаишники даже не скрывали, что установили наблюдение за Кинноком и собрали некое досье из нарушений, которое пустили в ход, как только наступил час «Ч».

Фотокоры «Ольг» дипломатами мало интересуются. Для них съемка VIP-машин – это очередная игра за рулем, что-то смежное между фотокроссом и «охотой на лис». Высшим пилотажем, к примеру, считаются инсайдерские фотографии мероприятий автогаражей спецслужб, репортажи об автотехнике с мест боевых действий и контртеррористических операций, фото автомобиля патриарха у трапа самолета при оцепленном взлетном поле, освещение заграничных командировок президента и различные саммиты.

Охота за номерами с последующей выкладкой результатов в интернет иногда провоцирует скандал, авторам это, конечно, льстит. В 2005 году рунет обошли фотографии с МКАД. Кортеж с триколорными номерами – и рука с пистолетом, высовывающаяся из охранной машины. Пистолет целился в фотографа. Другие персоны ведут себя проще: закрывают лица или демонстрируют палец. Таких фотографий в архиве полно.