Олигархи навсегда

На модерации Отложенный

 

Недавно авторитетная в мире контора в области аудита, консалтинга и права “ПрайсуотерхаусКуперс” опубликовала исследование под названием “Конвергенция — догнать и перегнать: изменение баланса сил на глобальном экономическом рынке”. Суть его такова: в ближайшие 10 лет семерка молодых экономических львов в составе Китая, Индии, Бразилии, России, Мексики, Индонезии и Турции просто-таки порвет дряхлеющие экономики стран G7 (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада).

Да так страшно порвет, что к 2030 году совокупный ВВП “львов” из Е7 (так “нашу” семерку именует “Прайс”) будет опережать совокупный ВВП пенсионерской G7 аж на 30%. Но самое для нас интересное — то, что российская экономика, по прогнозам, и вовсе станет первой в Европе. Обогнав и Германию, и Францию, не говоря уже о Великобритании.

Вот оно что! “А мужики-то и не знают!” — как говаривал герой недавнего рекламного ролика. Уж не об этом ли мы безнадежно мечтали во времена СССР? Еще чуток потерпеть — и мы в дамках! Ну, пусть не в мире, там Китай с США бодаются, но хоть в Европе.

Первая мысль, посетившая меня после ознакомления с прогнозом, была такой: “Прайсу” светит какой-то мегаконтракт с крутой российской компанией, а то и с самим правительством. Вторая: в головном

Очень и очень неприятная утечка. Не для них. Для нас.

ППС — штука хитрая, рассчитывается на основе сопоставления количества продукции, которую можно купить в той или иной стране, к примеру, за $1. Если какой-нибудь российский товар у нас стоит 30 рублей, а в Америке — один доллар, то ППС будет равен 30. Если же некое наше изделие при той же цене у нас в 30 рублей в Америке будет реализовано за 2 доллара, то паритетный валютный курс будет 15 руб. за $1. Этот виртуальный курс — по сути и есть “рост экономики”, если его считать по ППС, при этом радуясь и хлопая в ладоши!


Модель расчета ВВП по ППС — умозрительная, теоретическая, потому что на практике валютные курсы существенно отклоняются от паритета. Тут вмешиваются и таможенные преграды, и экспортные или импортные ограничения, и транспортные расходы, и многое другое. Например, году так в 2002—2003-м курс рубля к доллару, рассчитанный по ППС, должен был составлять 10 руб./$1, а на деле было приблизительно как сегодня.

Вот почему ВВП, рассчитанный по схеме паритета, всегда выше реальных значений: в 2009 г. мировой “паритетный” ВВП составлял $70,2 трлн., а реальный ВВП — $57,5 трлн. (разница в 22%). Но еще больший разрыв мы получим, если сравним ВВП, рассчитанный по ППС, и реальный ВВП у “молодых львов” из Е7 — разница будет аж в 2,1 раза! Причем если в 2009 году в развитых странах ВВП, рассчитанный по ППС, снизился на 1,1%, то у “молодежи”, наоборот, вырос на 3,3%: валюты-то девальвировались, а многие товары и услуги подешевели.


Вот такие шуточки у экономистов.

Так удобней оболванивать непосвященных: если в прошлом году разница между “паритетными” ВВП G7 и Е7 составляла всего 1,6 раза, то разница между реальными ВВП G7 и Е7 — 3,5 раза. Если вклад развитых стран в мировую экономику находился на уровне 53,5%, то у “молодняка” — 15,2%. Если же разделить реальные ВВП стран G7 и Е7 на душу населения, то разрыв получится и вовсе чудовищным — 3,9 раза. Естественно, в пользу “Большой семерки”.

Более того, при среднемировом показателе реального ВВП на душу населения в $10 500, в 2009 г. у развитого мира эта цифра составляла $35 714, а у стран Е7 — $9057 на человека (даже не дотягивая до среднемирового уровня!). Для России слабым утешением может быть лишь то, что по показателю подушевого ВВП она чемпион в своей группе — $15 200 на душу населения.

Теперь — самое главное. К чему все это очковтирательство, в чем утечка-то? А вот в чем. В ближайшие 20 лет развитый мир, похоже, окончательно утвердил стратегию переноса всех сырьевых, промышленных и прочих “грязных” производств в страны третьего мира. То есть из России планируют выкачивать не только нефть, газ и металлы, но и дешевую рабсилу. В лучшем случае странам Е7 позволят производить связанные с большими энерго- и материалозатратами полуфабрикаты, из которых представители “золотого миллиарда” будут тачать конечную “инновационную” продукцию. Причем чем дешевле по отношению к основным мировым валютам будут стоить валюты национальные, тем меньшее количество долларов или евро придется тратить на приобретение необходимых товаров и услуг. А утешительным призом для стран типа России станет опережение ими “дряхлеющих ветеранов” по “паритетному” ВВП.

Скажете, что это — международное разделение труда? Да бросьте, это просто банальная эксплуатация. Только если Маркс говорил об эксплуатации человека человеком, то тут планируется эксплуатация развитым миром наивных аборигенов из стран Е7. В обмен на бусы в форме лидерства по ППС. Зато вновь у нас ядовито задымят заводы, снег станет серо-буро-малиновым, а будущее — светлым только в выступлениях на очередных съездах “Единой России”.

Если перевести “прайсовский” прогноз на простой русский язык, то наше общество через 20 лет будет выглядеть так. В России царят не 62, как сейчас, а несколько сотен вконец разжиревших от близости к властной кормушке олигархов из списка “Форбс”. Они владеют плантациями в виде “системообразующих” предприятий и деревнями крепостных в виде моногородов. А миллионы работяг неустанно на них горбатятся. Разумеется, ради европейского экономического лидерства великой России.

 

В этой второсортной модели развития России среднему классу, малому и среднему бизнесу, наукоемким производствам места не найдется. Они так же, как сейчас, будут существовать лишь в официальной риторике и подкармливаться законодательными и налоговыми подачками. Уж не такой ли видится нашему руководству широко распиаренная модернизация российской экономики? Перечитайте эту заметку в 2030 году...