\"Геноцид черкесов\": России нечего бояться

На модерации Отложенный

Грузинский парламент намерен рассмотреть вопрос о признании якобы происходившего в XIX веке геноцида черкесского народа Российской империей. Подобная просьба содержится в резолюции, принятой на только что прошедшей в Тбилиси международной конференции «Сокрытые нации, длящиеся преступления: черкесы и другие народы Северного Кавказа между прошлым и будущим». Форум, организованный фондом Jamestown Foundation (США), грузинским университетом имени Ильи Чавчавадзе и международной школой кавказских исследований ТГУ, является очередным звеном в цепи недружественных акций грузинского режима в отношении Российской Федерации. Замысел официального Тбилиси и стоящего за ним Вашингтона очевиден: используя «черкесский фактор», усилить и обострить положение на Северном Кавказе, создавая почву для отмены проведения в Сочи летней Олимпиады-2014, что станет серьезным ударом по престижу РФ.

Наиболее важным вопросом, однако, являются не причины подобного поведения геополитических соперников России - они очевидны, а методы реагирования на происходящее со стороны Москвы. К сожалению, за исключением разъяснений нескольких российских экспертов, реакции Кремля или хотя бы полпредств Президента РФ в Северо-Кавказском и Южном федеральном округах не последовало. Между тем в обозримом будущем означенная проблема не только не исчезнет с повестки дня, но будет приобретать все более масштабное звучание, если муссированию темы «геноцида» не будет положен решительный конец.

Вероятность признания Грузией «геноцида черкесов», несмотря на отсутствие для этого исторических оснований, довольно велика. По словам политолога Андрея Епифанцева, признав «геноцид», Грузия «навредит России на международной арене и обострит проведение Олимпиады в Сочи, даст своему патрону США еще один крючок, за который они могут «подцепить» Москву и влиять на нее так же, как сейчас влияют на Анкару посредством манипулирования вопросом армянского геноцида, обострит российско-адыгские отношения и столкнет лбами непокорных абхазов и их самых горячих и надежных союзников и родственников - адыгов».

С другой стороны, очевидно, что, решившись на такой шаг, Грузия должна распрощаться с последними надеждами «договориться» с Россией о чем бы то ни было. Одновременно увеличивается вероятность ужесточения подходов к решению «грузинской проблемы» со стороны РФ. В Тбилиси, похоже, не желают замечать этой опасности. Грузинский политолог Гия Нодиа считает, что решение о признании геноцида черкесов, скорее, не будет принято, поскольку оно «поставило бы Грузию в несколько сложное положение в отношениях с Арменией» (кстати, в конференции участвовал историк из Оксфорда Норман Стоун, поддерживающий турецкую позицию в отношении геноцида армян). С другой стороны, отмечает Нодиа, приняв положительное решение, Грузия «наверное, завоевала (бы. – Я.А.) благосклонность черкесского народа, что само по себе хорошо», но это было бы слишком смело. Учитывать позицию России политолог, судя по его комментарию, не собирается.

Но если с грузинскими и американскими ожиданиями от этого мероприятия, как уже отмечалось, все ясно, то позиция российских черкесских организаций нуждается в скорейшем прояснении, прежде всего, во благо самого черкесского движения. Если его позиция в отношении международной кампании признания «геноцида» останется по-прежнему двойственной, правоохранительные органы РФ должны будут обратить на черкесские организации, деятельность которых начинает угрожать национальным интересам России, значительно более пристальное внимание.

Представительность черкесской делегации на конференции в Тбилиси вызывает серьезные сомнения. Президент Jamestown Foundation Глен Ховард, которого цитирует главный редактор «Эха Кавказа» Андрей Бабицкий, сообщил, что «им не удалось привлечь для участия в конференции представителей турецкой диаспоры, которая предпочитает не портить отношения с Россией». По словам руководителя кабардинского общественного движения «Хасе» Ибрагима Яганова, в форуме, несмотря на приглашение, не участвовал ни один представитель Кабардино-Балкарии, в том числе и он сам. По его мнению, «для этой темы место было выбрано довольно неудачно». «Я воевал в Абхазии, и мне, откровенно говоря, очень неудобно перед своими товарищами, особенно перед памятью погибших, - пояснил политик. - Я по моральным принципам никак не мог туда поехать».

Однако, продолжает Яганов, если Грузия признает геноцид черкесов, «мы к этому отнесемся очень спокойно», так как «вопрос справедливости в этом деле - геноциде черкесов - может прозвучать на любой территории».

Несмотря на то, что реакция России на такой поворот событий «будет весьма отрицательной», тем не менее, считает лидер кабардинцев, «мы должны бороться за свои права, историческая справедливость должна восторжествовать». Черкесы имеют право на законную и справедливую борьбу за свои интересы и права, считает он, и, поскольку они игнорируются (? – Я.А.) на территории России, черкесы «будут просто вынуждены» обратиться к международным организациям.

Глава черкесского конгресса Кабардино-Балкарии Руслан Кешев подготовил для конференции доклад, в котором утверждается, что по итогам Кавказской войны более 90% черкесов было физически уничтожено или выселено за пределы исторической родины. «Современная Россия, добровольно признавшая себя правопреемником как Советского Союза, так и Российского государства (Империи), в силу чего она несет ответственность за геноцид черкесов, игнорирует черкесский вопрос, несмотря на то, что из всех народов современной России черкесы имеют первую по численности диаспору (после русской)», - утверждает Кешев.

Приведя ряд тенденциозно подобранных фактов попрания прав черкесов в современной России, глава черкесского конгресса призвал «все страны мира, всех людей доброй воли признать геноцид и способствовать репатриации черкесов на историческую территорию для воссоединения на своей Родине». Для него не важно, что репатриация провалилась не в результате отношения к ней российских властей, а из-за, мягко говоря, непривлекательного социально-экономического состояния северокавказских республик.

Представители черкесской диаспоры, проживающей в США, выступили с куда более радикальных позиций. По словам соорганизатора лоббистской группы «Нет Сочи-2014», в которую входят тридцать черкесских организаций США, Лизы Джаркаси, Олимпиада-2014 является «частью российской политики по уничтожению черкесской истории». «Они ведут строительство на массовых захоронениях, - приводит фразы из ее выступления на тбилисской конференции Reuters. - Мы должны остановить это». Несмотря на протесты на зимних Олимпийских играх в Ванкувере, а также в Нью-Йорке и Стамбуле, группа «Нет Сочи-2014» не получила от Международного олимпийского комитета никакого ответа. А как заявил президент черкесского культурного института из Нью-Джерси Иад Йогар, черкесское движение преследует три цели - создание собственного государства, признание геноцида и отмена олимпиады в Сочи.

Очевидно, что вопрос признания «геноцида черкесов» Россией не стоит на повестке дня, поскольку события, происшедшие полтораста лет назад, ни в коей мере не подпадают под появившееся всего полвека назад международно-признанное определение подобных действий. Российским государственным структурам следовало бы отказаться от тактики замалчивания проблемы, раз и навсегда официально расставив точки над i: «геноцида» не было, тема закрыта, а реальные проблемы черкесского народа будут решаться в рабочем порядке. Пора перестать оправдываться и воспитывать в себе комплекс вины, как это делают некоторые российские комментаторы. Не будем забывать, что с плакатами со словами о «геноциде» выходят на свои митинги и радикальные татарские националисты: если продолжать невнятные бормотания – лавина аналогичных требований может покатиться подобно снежной лавине. Наконец, требования нескольких «национальных лидеров», не гнушающихся поддержкой Грузии, и группы национально озабоченной молодежи на адыго-черкесских интернет-форумах (как правило, проживающей отнюдь не на Северном Кавказе) - это отнюдь не мнение черкесского народа.

Создание черкесского государства - из области фантастики, и любые рассуждения на эту тему необходимо пресекать, как нарушающие российскую Конституцию. Что касается борьбы за отмену сочинской олимпиады, то Москве - несомненно, не отказываясь от жестких и решительных контрдействий на этом направлении – следует относиться к этой проблеме спокойнее. Пересмотр решения о месте проведения летних игр вряд ли возможен, что и показывает позиция МОК, не удостоившего «протестантов» даже ответом. Если же чисто теоретически допустить такое развитие событий, то печалиться, в общем, не о чем: итоги последней зимней Олимпиады настолько позорны для России, что стремление пережить подобное еще раз, но уже на собственной территории, отдает мазохизмом. Возводить спортивное событие в ранг национальных приоритетов откровенно нелепо, и патриотические эмоции по этому поводу следует ввести в разумные рамки.