Договор о СНВ: Америка может \"дожать\" Россию

На модерации Отложенный

Россия и США находятся в шаге от подписания нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Российское посольство в Чехии сообщило, что это событие может состояться уже 8 апреля в Праге накануне конференции стран, подписавших Договор о нераспространении ядерного оружия, которая состоится там же. В то же время, по имеющейся информации, есть несколько принципиальных моментов, которые все еще находятся в стадии обсуждения.

Главным камнем преткновения по-прежнему остается нежелание США увязать в договоре свои планы по расширению американской системы ПРО с предполагаемыми параметрами сокращения сил ядерного сдерживания. «Думаю, мы очень близки к достижению соглашения по Договору СНВ, но мы не достигнем его, пока у президента Обамы и его коллеги Медведева не появится возможность еще раз переговорить», – уточнил пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс. Он предположил, что эта беседа состоится на днях. При этом американские ястребы из Республиканской партии, которые контролируют Конгресс, уже заявили о том, что не ратифицируют договор, если администрация Обамы пойдет на какие-либо уступки России в этом вопросе. А «Нью-Йорк Таймс» сообщила со ссылкой на неназванный источник, что в преамбуле документа действительно идет речь о связи СНВ и ПРО, однако этот момент никак не отражен в юридических терминах самого договора.

В свою очередь, главный переговорщик со стороны России, замглавы МИД РФ Сергей Рябков также дал понять журналистам, что вопросы ПРО и СНВ напрямую в новом договоре не увязываются. При этом он уточнил, что то, каким образом будут увязаны проблемы противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений в новом договоре, определится в ближайшие дни.

Вчера же стали известны основные параметры договора, которые уже удалось согласовать. «По имеющейся информации, стороны согласились иметь по 800 носителей, в т. ч. по 700 оперативно развернутых. Т. е. 100 единиц неразвернутых носителей у каждой из сторон могут находиться в запасе», – цитирует Интерфакс бывшего начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктора Есина. На оперативно развернутых носителях и США, и Россия смогут иметь не более 1550 боезарядов. Это – рекордное сокращение наступательных потенциалов, нижняя планка которых будет достигнута через 7 лет.

Итоги переговорного процесса по поводу подписания нового соглашения о стратегических наступательных вооружениях комментирует первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:

– Пока речь идет о том, что согласовано около 95% пунктов, причем оставшиеся 5% – это самые тяжелые вопросы. В первую очередь это касается вопроса об увязке системы ПРО США. Это мне достоверно точно известно. Американцы категорически отказываются заключать договор в таком формате.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, уточню следующее. Соединенные Штаты разворачивают систему ПРО, которая к 2015 году будет способна уничтожить около 200 наших ракет.

Вот почему они стремятся развязать себе руки для ядерного шантажа, причем не только России, но и всего остального мира, – за счет устранения фактора ядерной угрозы со стороны России. И больше ничего их не интересует. Для этого им нужно сократить количество российских стратегических носителей до 200.

По новому договору речь идет о более чем 500 разрешенных носителей. Но проблема в том, что «лишние» 300 ракет США могут ликвидировать за счет применения неядерного стратегического оружия (это – дальнобойное и сверхвысокоточное оружие типа ракет «Томагавк» и гиперзвуковых ракет нового поколения, которые проходят испытания и имеют дальность полета порядка 6000 км при скорости около 7000 км/ч). Это – системы с обычным вооружением, которые могут нанести упреждающий массированный удар, чтобы сократить количество наших ракет до 200. А оставшиеся «снимет» модернизированная американская ПРО.

Второй важный вопрос, который сейчас обсуждается, – это способы контроля над процессом сокращения и его формы. Благодаря Горбачеву США получили Договор СНВ-1, который позволил им не уничтожать свои боевые части, а складировать их. В результате у американцев есть т. н. «возвратный потенциал», который составляет около 6000 боеголовок, которые могут быть в любой момент поставлены на оставшиеся вторые ступени ракет. Дело в том, что США уничтожили только первые ступени межконтинентальных ракет, притом, что вторые ступени могут обеспечить дальность полета около 5000 км. И размещение их в Европе не будет представлять для США особых проблем.

Кроме того, экспертное сообщество активно обсуждает сокращение развертывания систем вооружения, которые являются стратегическими, но при этом относятся к неядерным силам. Это – то, о чем я уже говорил. Подписание договора тормозит вопрос об американской ПРО и способах ликвидации ядерного оружия – чтобы США именно ликвидировали свое снятое с боевого дежурства ядерное оружие, а не складировали, как это было по Договору СНВ-1.

Что касается перспектив подписания этого документа в таком виде: если российское руководство пойдет на это, оно нанесет тем самым тяжелейший удар по обороноспособности страны. Опасения, что российскую сторону могут «дожать», конечно, есть. Я не спорю, что наши переговорщики – достойные люди. Я не сомневаюсь, что наш министр иностранных дел не идет ни в какое сравнение с Козыревым, который только и делал, что сдавал одну за другой позиции России. В то же время через олигархические кланы, которые контролируются Западом, и через представителей либерально ориентированной части политической элиты на наши власти оказывается большое давление. Что неудивительно: у либеральной группировки все деньги, дети и недвижимость находятся на Западе. А это – серьезный рычаг давления.

Правда, есть еще надежда, что если это произойдет (подписание договора в его нынешнем виде. – Прим. KM.RU), то документ будет заблокирован в Думе или еще где-то.