Путин покажет Госдуме сдержанный оптимизм

На модерации Отложенный

Премьер объяснит депутатам, как успешно поработало правительство

Премьер Владимир Путин отчитается перед парламентариями о работе правительства в 2009 году 20 апреля. Назначить эту дату для отчета предложило Госдуме правительство РФ, заявил полпред правительства в нижней палате парламента Андрей Логинов.

В соответствии с Конституцией РФ, правительство должно ежегодно отчитываться перед Госдумой о своей работе. Первый доклад премьера в Госдуме, прозвучавший 6 апреля 2009 года, насчитывал 48 страниц, и был посвящен борьбе с кризисом. Путин заявил, что антикризисная программа, принятая кабинетом министров, зажигает свет в конце тоннеля. Однако спустя полгода, в сентябре 2009 года, президент Медведев признал: «К сожалению, мы просчитались, глубина падения значительно более серьезна, и это конечно же создает нам много трудностей».

Каким будет второй отчет премьера перед правительством, размышляет эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.

«СП»: - Николай Владимирович, о чем расскажет депутатам Владимир Путин?

- Выступление Путина 23 марта на «Деловой России» по поводу пакета мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса - это одна составляющая его отчета, который прозвучит 20 апреля. А вторая - пакет, принятый правительством по дальнейшему выходу из кризиса. Мне кажется, сейчас задача премьера на такого рода презентациях - демонстрировать максимальную эффективность и заботу, которую проявляет правительство в отношении бизнеса. Потом, Путин возглавил комиссию по инновациям, и на это тоже будет сделан упор 20 апреля - на то, какая экономика нам нужна, и как активно и эффективно действует правительство на этом направлении. В итоге 20 апреля мы увидим сдержанный оптимизм, и доклад об относительных успехах федерального правительства в преодолении кризиса. Плюс пожелания, даже жесткие, в адрес региональных властей, которые саботируют действия центра в отношении малого и среднего бизнеса. Ну, и дискуссии, которые идут в правительстве по поводу облегчения привлечения инвестиции, тоже должны прозвучать.

«СП»: - Кому премьер адресует свое выступление?

- С одной стороны, нашему народу. Ему надо послать сигнал, что правительство о нем беспокоится, что сложности, которые народ испытывает, связаны с недостаточно скоординированными действиями властей на местах, а федеральное правительство исправляет эти перегибы. Что в будущем все будет в порядке.

Вторая часть аудитории - это инвесторы. Надо продемонстрировать, что Белый дом максимально думает о том, как облегчить им жизнь, пригласить их идти в страну.

«СП»: - Меня смущает этот упор на заботу о малом и среднем бизнесе, поскольку доля этого бизнеса в ВВП страны ничтожна...

- Да, его доля невелика. Но по аудитории, по эффекту, который произведет это обращение на нее, малый и средний бизнес существенно более значим, чем большой бизнес. Мы говорим сейчас не о процентах ВВП, а о количестве людей, которые с этим связаны. Потом, у людей, потерявших работу в кризис, в условиях реструктуризации экономики, больше возможностей найти нишу именно в малом и среднем бизнесе.

Это та гибкая часть экономики, которая в период кризиса и выхода из него играет в любой стране максимально важную роль.

«СП»: - Путин будет говорить об успехах. Может, логичнее говорить о проблемах и путях их решения?

- Есть серьезная проблема, связанная с тем, что мы вошли в наш собственный кризис до того, как пришел кризис глобальный. Концепция перевода экономики из сырьевой в новую конструктивную модель была абсолютно невразумительной. Я имею в виду «концепцию 2020». Нам еще предстоит критически оценить планы, которые были сделаны правительством, подписаны Путиным уже с приходом кризиса, и которые абсолютно не соответствуют действительности. Необходимо ревизовать эти планы и предложить совершенно новую идеологию. Пока этого не видно, мы как были, так и остаемся в рамках модели сталинской индустриализации, концентрации усилий на нескольких крупных прорывных направлениях, где у нас созданы госкорпорации. Это больше не работает.

«СП»: - Но взамен мы слышим все больше разговоров о модернизации, инновациях. Разве это не выход для российской экономики?

- Смешно говорить об этом - о российской Кремниевой долине, о частных проектах, которые курирует президент в рамках своей комиссии по модернизации, как о модели нашей экономики. А вот как эта модель будет выглядеть в посткризисном мире - это колоссальный вопрос. Насколько рационально двигаться в избранном когда-то направлении энергетической сверхдержавы, вбухивать десятки миллиардов долларов в строительство трубопроводов, которые непонятно чем придется заполнять. Это очень серьезные вопросы. И не думаю, что ответы на них мы услышим 20 апреля в отчете премьера.

«СП»: - Как будет воспринят отчет Путина Медведевым? Президент увидит в нем объект критики для наращивания собственного политического веса? Может, проявится дальнейшее расхождение позиций между премьером и президентом?

- Я, честно говоря, расхождения между ними не вижу. У нас есть только один реальный хозяин положения, который принимает решения и отвечает за развитие экономики - премьер Владимир Путин. В ведение Медведева входит ряд сюжетов, в которых он демонстрирует некоторую активность, но в отношении экономики это сюжеты боковые. Мне кажется, то, что мы называем расхождениями между премьером и президентом - это эффект команд. Эффект того, что центр тяжести принятия решений из Кремля ушел в Белый дом, а команда, которая привыкла быть в центре, в Кремле, в значительной мере осталась. Для многих этих людей сохранение их положения, борьба за существование, связаны с размежеванием с командой правительства. Эти трения вряд ли будут усилены и продемонстрированы нам в связи с отчетом премьера. Проблема не в том, что у президента и премьера есть две разных концепции развития страны. Проблема в том, что официально действующая концепция безнадежно устарела. Она была плохой и на момент своего принятия, а ничего принципиально нового - не лозунгов, а реальных планов - нет ни у одной стороны.