Кто должен Плющенко?

В Турине начинается чемпионат мира по фигурному катанию. Евгения Плющенко там не будет — говорят, по медицинским показаниям. Жаль. И не только из-за того, что эти медицинские показания возникли. Что-то некрасивое происходит вокруг Евгения Плющенко сегодня.

…Когда по телевизору показали сюжет, как деятельный дяденька собирает у фанатов колечки и сережки на медаль Плющенко, ведет тщательную сдачу золотых украшений, стало как-то не по себе. “Уже золота больше, чем в олимпийской медали. Надеюсь, что в сборе драгметаллов примет участие 600—700 человек”. Понимаю, фанаты. Но этот список колечек и сережек с описанием… Лучше бы уж деньгами — если совсем не могут ничего не собирать. А еще лучше, если бы Женя это вовремя остановил. Сказал бы: “Ребята, люблю вас всех, отдайте деньги в детский дом!”

…Когда Плющенко использовал встречу с президентом Медведевым для того, чтобы пожаловаться, стало неприятно. “У нас очень большие проблемы сейчас в Федерации фигурного катания. Я ощутил это на себе, потому что я вернулся в спорт и хотел завоевать медаль для России. Но, к сожалению, федерация не откликнулась и не поддержала ни моего тренера, ни моего хореографа, ни меня лично именно финансово-материально”. Почему вдруг вспомнилось недоумение, которое испытывали многие еще в Турине: “С какой стати он ведет себя так, как будто мы все ему должны?”.

“Нельзя сравнивать Плющенко и тех, у кого нет ни имени, ни титулов. Он мог грести деньги лопатой, если бы не поехал на Олимпиаду. Но решил вернуться в спорт. Значит, надо ему эти потери компенсировать”, — это уже тренер Алексей Мишин.

Ему действительно должны?

Государство, конечно, должно было — как и любому члену сборной. Государство выделило три с половиной миллиарда рублей на подготовку спортсменов к Ванкуверу. Но оно выделяет, оно и распределяет. Эти деньги не поступают в федерации. Идут напрямую на проведение мероприятий, покупку билетов и т.д. К бюджетным деньгам федерации не имеют отношения.

К каким имеют? Федерация может смело распределять лишь спонсорский фонд. Он у фигуристов был. Но контракт с федерацией Женя подписывать отказался. Про договор вообще-то выяснять летом приходил — а узнав, что речь может идти о 70 тысячах рублей ежемесячно, интерес к нему потерял. Хотя мало ведь кто кормит сегодня в долг, да еще “от пуза”. На то и личные спонсоры — чтобы в веру в спортсмена, за его прошлые заслуги, даже еще не члена сборной, вложить деньги на этапе новой подготовки.

Личный спонсор у Евгения был. Куртку спонсора мы видели на экранах столько раз, сколько Женя выступал — три международных старта и один домашний.

Да и в каждом интервью Женя благодарил супругу за то, что этого спонсора она ему нашла. Сумму никто не озвучивал, но фигурист вроде не жаловался…

К тому же федерация все же деньги выделила: оплата необходимых фигуристу специалистов вылилась в сумму чуть больше миллиона, сбор в Германии — в полмиллиона, медобслуживание — в 93 тысячи рублей, за чемпионат Европы и Олимпийские игры Евгению переведены полтора миллиона рублей. (И тренеру Мишину — столько же. Кстати, всего на группу Мишина, как показывают документы федерации, — на стипендии, оплату квартир, медицинское обслуживание, — из спонсорских денег израсходовано за год 6 млн. 150 тысяч рублей. Всего же на выплату стипендий спортсменам и тренерам ушло 15 млн. На резерв, премии — 18 млн. Подготовка к соревнованиям, аренда, костюмы — 4,6 млн. Награждены одиннадцать детских спортивных школ — 5 с лишним млн. руб.)

…Спортивные журналисты любят своих героев. Берегут. Никогда наотмашь не ударят — знают, почем победы. И большую часть информации личного характера о спортсменах оставят при себе. Один коллега (у него другая специализация), пишущий о спортсменах только раз в два года — на простачка, типа ничего не знаю, поэтому имею право спросить, — задает какие угодно вопросы. Не сказать чтобы избивал уж особенно, но провоцирует умело. Читать многим интересно. А многим — обидно: такими дураками герои выставлены. Почему отвечают? Есть определенные обязанности, да и оголенность нервной системы пикового дня целого четырехлетия срабатывает. Эмоциональная ловушка.

Плющенко сейчас пользуется тем же приемом. В стране волна возмущения — его вроде бы засудили. Он герой, который вынужден страдать. А тут еще выясняется, что ему недоплатили… И денег нет. Поэтому надо срочно продать подаренную машину. А некрасивый жест — подарок все же, надо оформить красиво: деньги нужны для следующего сезона.

“Знаете, когда некоторые спортсмены получают все эти призовые, у них крышу сносит, они сразу на вертикальный взлет идут”, — услышала на днях от одного из чиновников. Ну не у всех, конечно. Кто-то и за весь вид спорта просит — постройте, мол, лыжникам и биатлонистам трассу в Москве. А сама-то Зайцева только-только решила вопрос с квартирой, который тянулся аж с Турина.

Евгений Плющенко — спортивный гений. Но — то ли он за долгую карьеру так и не научился достойно проигрывать, то ли слишком поверил кому-то, что и в спорте есть это понятие — упущенной прибыли.

Жаль, что Плющенко отказался от чемпионата мира. Потому что хотелось бы сейчас вернуть его образу спортивную составляющую. И поставить ее на нужное место — первое.