Молдова: Перезагрузка
На модерации
Отложенный
Итак, снова выборы. Апгрейд партийной системы Молдовы с последующей перезагрузкой ее власти. Это не хорошо и не плохо. Это нормально, потому что законно. Было бы незаконно и ненормально, если бы пока еще правящий Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) любой ценой, даже ценой попрания Конституции, попытался удержать власть, не имея на нее права. Все-такие есть свои плюсы в том, что существует вышестоящий «европейский обком», который может поставить на место молдавские партии, если они вдруг начинают сильно зарываться.
По рекомендации европейских структур, после 16 июня 2010 года действующий президент Молдовы должен распустить парламент и назначить «в разумные сроки» выборы нового законодательного органа. В юридической практике под «разумными сроками» подразумеваются сроки до полугода. Если уходящий парламент будет распущен до ухода на летние каникулы в августе, то выборы должны будут пройти в конце этого – начале следующего года.
Очередные внеочередные выборы пройдут в гораздо более нормальной обстановке, чем предыдущие. После отхода ПКРМ от власти в Молдове только начинается нормальная политическая жизнь. Партии, как старые, так и те, что созданы недавно, и еще будут созданы, могут показать, на что они способны в условиях «мирного времени», а не «войны» не на жизнь, а на смерть с «тоталитарной кликой Воронина».
АЕИ, как бы его ни критиковали за нерешительность и непоследовательность, за очень короткий срок успел сделать великое дело – он в большой мере демонтировал воронинский режим и сделал невозможным его возврат в том виде, в каком он существовал последние годы. За это АЕИ наше большое человеческое спасибо.
К хорошему привыкаешь быстро, и мы уже стали забывать, какой была Молдова всего год назад. Это была страна, в которой один человек, Воронин-старший, создал поистине дьявольскую систему контроля всех силовых структур, всей экономической жизни и машину тотального промывания мозгов с помощью всех телеканалов. Эта система позволяла (и до сих пор позволяет) Воронину-младшему тратить только по кредитным карточкам на свои личные нужды (отели, шопинг, лечение и т.д.) по 20 тысяч долларов в день, что равняется доходу среднестатистического молдавского пенсионера за 35 лет. Всего лишь год назад воронинская полиция убивала людей в самом центре Кишинева. Бандитизм, рэкет, контрабанда, отмывание денег, наркотрафик были возведены в ранг государственной политики. После «зачистки» коммерции, включая экспорт-импорт, начались рейдерские захваты крупнейших акционерных обществ, в том числе с иностранным капиталом.
Сегодня эта система сломана, и она уже никогда не будет восстановлена. Точка невозврата пройдена. ПКРМ не контролирует парламент и правительство, силовые структуры и средства массовой информации. Отправлены в отставку такие одиозные и знаковые фигуры, как Папук, Гурбуля, Морей, Решетников, Муруяну, Тодеркан и многие другие. Против некоторых представителей воронинской камарильи возбуждены уголовные дела. На допросы вызывают Воронина-младшего. За нарушение закона стали увольнять даже судей. В компании «Телерадио-Молдова» новое руководство, создаются новые частные телеканалы, газеты и интернет-ресурсы.
В результате обострившейся борьбы за «бизнес-проект» Воронина под названием «Партия коммунистов Республики Молдова» (ПКРМ) начала разваливаться сама эта партия. Эксклюзивным наследником этого проекта вознамерился стать Марк Ткачук, но с этим не согласны другие товарищи, которые, кто группами, кто поодиночке, стали покидать партию. Сам Воронин постарел и устал. В мае ему исполнится 70 лет, и он уже присматривает себе преемника. На эту роль пока определен депутат Юрий Мунтян. У него, конечно, есть все качества, необходимые для того, чтобы руководить ПКРМ, — цинизм, беспринципность, наглость, талант демагога и популиста. Но до Воронина ему еще очень далеко. Ко всему, у Мунтяна есть большой недостаток — он никакой не коммунист. А без Воронина ПКРМ существовать не может. То, что сам Воронин не верит в свой возврат к власти, лучше всего подтверждает то, что он эвакуировал за рубеж своих детей и внуков.
АЕИ многого не сделал и, наверно, уже не успеет сделать. Он не представил доказательств фальсификации выборов от 5 апреля. Он не назвал виновных в событиях 7 апреля. Он не смог сломать коррупционно-олигархические схемы в бизнесе, которые были просто-напросто переориентированы на новую власть. Он не выполнил обещания создать новые рабочие места, повысить зарплаты, пенсии и, вообще, уровень и качество жизни. Ожидания были слишком завышены. Люди хотели получить все и сразу, но это было невозможно. Демонтаж воронинской вертикали власти и удержание в условиях кризиса социально-экономической ситуации от падения в пропасть – это был максимум того, что мог сделать АЕИ.
Сегодня ПКРМ жаждет реванша. Каждый день Воронин-младший тратит на себя с банковских карт сумму, равную доходу одного пенсионера за полжизни. Ради продолжения этой dolce vita, как и ради того, чтобы следователи не допрашивали его сына насчет происхождения этих денег, Воронину-старшему, конечно, хочется вернуться к власти. Но реальной возможности добиться этого нет.
Напомним результаты последних парламентских выборов от 29 июля 2009 года: ПКРМ – 706,7 тыс. голосов (44,69%, 48 мандатов), ЛДПМ – 262 тыс. голосов (16,57%, 18 мандатов), ЛП – 232 тыс. голосов (14,6%, 15 мандатов), ДПМ – 198,2 тыс. голосов (12,54%, 13 мандатов), АМН – 116,2 тыс. голосов (7,35%, 7 мандатов).
Мы не знаем точно, каковы на сегодняшний день рейтинги парламентских партий. В апреле-мае должны быть опубликованы результаты нескольких свежих опросов общественного мнения, которые внесут некоторую ясность насчет текущего рейтинга молдавских партий и их лидеров. Но некоторые предположения можно сделать уже сейчас.
В последних выборах участвовало восемь партий, и лишь три из них не преодолели пятипроцентный электоральный порог. Те, что прошли в парламент, практически не получили никаких «халявных» мандатов за счет перераспределения голосов тех, кто в парламент не прошел. В новых выборах будет участвовать, как минимум, дюжина партий, и можно предположить, что в результате непреодоления большинством из них предвыборного барьера будет потеряно 15-20% голосов, а победители на каждые 4-5 честно заработанных мандата получат еще по одному «халявному».
Лишившись административного и медийного ресурса, ПКРМ не может рассчитывать на те результаты, что она получала в свои лучшие годы. Положение партии усугубляется исходом активистов на местах, где бывшие «красные» срочно перекрашиваются в зелено-голубые тона и пытаются примазаться к новой власти.
ПКРМ настолько предсказуема, что это даже скучно. Предвыборная стратегия, она же и тактика, партии понятна уже сегодня: пугать избирателей, как детей «бабаем», унионистом Михаем Гимпу и пытаться «навесить» его, как камень, на шею всем остальным участникам АЕИ, чтобы отправить на дно всю эту «команду мечты». В этом есть своя логика. Если перед прошлыми выборами многие люди говорили: «Лучше румыны, чем коммунисты», то, наблюдая за тем несчастным случаем, что приключился с должностью президента Молдовы, они начали сомневаться – «Если все румыны такие, как Гимпу, то они все-таки хуже коммунистов».
Если предположить, что на следующих выборах 15-20% голосов «пропадут», между теми партиями, что пройдут в парламент – а их вряд ли наберется больше пяти – нужно будет поделить 80-85% голосов. До выборов, конечно, может случиться что угодно, но на сегодня это распределение могло бы выглядеть примерно так: ПКРМ — 35-40%, ЛДПМ – 20-25%, ДПМ – 15-20%, ЛП — до 10%. Если в парламент пройдут еще одна-две партии, то они получат свои 5% с лишним только за счет ПКРМ, а это значит, что ее результат лишь уменьшится.
В любом случае, у ПКРМ не будет больше депутатских мандатов, чем она имеет сейчас, и она не сможет сама избрать спикера, президента и утвердить правительство. Придется создавать левоцентристскую коалицию, в которой будет доминировать ПКРМ, а ее наиболее естественными союзниками выглядят ДПМ Мариана Лупу–Дмитрия Дьякова и, в случае прохождения в парламент, «Единая Молдова» Владимира Цуркана–Виктора Степанюка. В качестве условия создания такой коалиции потенциальные партнеры ПКРМ наверняка выдвинут окончательный уход Воронина из политической жизни, что само по себе уже неплохо.
В случае, если ПКРМ получит совсем мало мандатов (до 40), более естественным выглядело бы создание правоцентристской коалиции во главе с ЛДПМ или неформальной широкой коалиции с надпартийным президентом и правительством меньшинства. Вполне европейский вариант, ничем не хуже, чем формализованный АЕИ. (Кстати, именно формализация АЕИ сделала лидеров входящих в него партий заложниками друг друга и ограничила возможности роста их рейтинга, поскольку все они воспринимаются как единая команда, а не как индивидуальные партии и политики.)
Эти выборы будут последними выборами Воронина. Антикоммунист Ткачук уже многое сделал, чтобы развалить ПКРМ. Если антикоммунист Мунтян сменит Воронина, то они с Ткачуком окончательно добьют эту партию. К следующим нормальным выборам (после очередных внеочередных), которые пройдут уже без Воронина, ПКРМ и ее электорат растащат на части ее многочисленные «наследники».
А про политический спектр Молдовы можно будет снова сказать вслед за киногероем: «Хмм... Апгрейд». И его же: «Выбор, вся проблема в выборе».
Комментарии