Уроки \"Речника\"
На модерации
Отложенный
Россияне, использующие земельные участки со времен СССР, не могут оформить их в собственность по закону, констатировало Минэкономразвития. Придется править Гражданский кодекс.
Изучение ситуации с «Речником» привело чиновников Минэкономразвития к выводу, что и в более простых ситуациях граждане не могут легализовать свои права на землю. Такое заключение сделано в неофициальной справке министерства, подготовленной к межведомственной рабочей группе по решению проблемы «Речника».
Официальное поручение правительства о создании группы пришло в конце прошлой недели, рассказали «Ведомостям» два чиновника ведомств, участвующих в обсуждении проблемы «Речника». В нее помимо Минэкономразвития войдут представители Минрегиона, Росимущества, Генпрокуратуры, Минприроды, Федеральной службы судебных приставов.
Поселок «Речник», по мнению московских властей, расположен в парковой зоне, где капитальное строительство запрещено. Но оформить права на землю не могут и граждане, построившие дома вне особо охраняемых территорий, но не имеющие документов, подтверждающих права на участок. Многие россияне пользуются землей без законных оснований свыше 50 лет, у большинства из них на этой земле расположено единственное жилье, говорится в справке. Права на дом они оформить не могут, так как нет прав на земельные участки, в итоге участки отбираются у людей по суду, констатирует министерство.
Сейчас в законах есть только общие формулировки, нет подробного механизма, как действовать в той или иной ситуации, констатирует председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, поэтому и дачная амнистия не дала результата: «Черт сидит в деталях, а у нас их не любят».
Решение проблемы Минэкономразвития видит в реформировании института приобретательной давности. По нему человек может бесплатно получить права на землю, на которой он де-факто живет свыше 15 лет. В Гражданском кодексе этот институт зафиксирован с 1994 г., указано в записке, но на практике использовать его «затруднительно».
Кодекс требует от гражданина, оформляющего права на участок таким образом, быть его добросовестным владельцем. Но земля может быть либо в частной собственности, либо в публичной, а самовольный ее захват делает человека собственником недобросовестным.
Большой пакет поправок в Гражданский кодекс будет готов к лету — по концепции развития гражданского законодательства, одобренной в октябре президентом Дмитрием Медведевым. Группу, занятую правкой института собственности в Гражданском кодексе, возглавляет председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов. Как выяснили «Ведомости», речь идет об ином подходе к решению проблемы.
Готовятся поправки, позволяющие легализовать самовольные постройки, расположенные на государственной или муниципальной земле, выплатив в бюджет рыночную стоимость участка, объясняет начальник управления ВАС Роман Бевзенко (участвует в разработке поправок).
Бевзенко не считает нужным реформировать для этих целей механизм приобретательной давности, так как тот рассчитан на получение в собственность имущества, а самовольная постройка до момента ее легализации таковым не считается. Предложение Минэкономразвития справедливо к людям, получившим землю во времена СССР, но рискованно, считает партнер Baker & McKenzie Максим Кузнеченков: если разрешить легализовывать права на землю после самовольного ее захвата, неизбежно пострадают интересы государства, а возможно, и частных собственников. Либерализация статьи о приобретательной давности потребует политического решения, считает управляющий партнер «Васильев и партнеры» Дмитрий Васильев: по Земельному кодексу пользование землей — платное, а за самозахваченное десятилетиями никто не платил ни налогов, ни арендных платежей, и вряд ли за такие действия стоит поощрять бесплатным оформлением прав.
По мнению Кузнеченкова, лучше исправить статью о самовольных постройках (статья 222 ГК), разрешив большему кругу лиц оформлять их в собственность — после теста на безопасность. Оформив права на дом, человек сможет взять у государства землю под ним в аренду или выкупить ее, объясняет Кузнеченков.
Комментарии