США: цена реформы здравоохранения

На модерации Отложенный

Историческое значение принятия реформы здравоохранения США трудно переоценить. Речь идет о судьбоносной трансформации, которая навсегда изменит отношения между американцами и их правительством, пишет Владимир Козловский.

Революция, о которой десятилетиями мечтали американские демократы, наконец, свершилась.

Около 11 вечера в воскресенье Палата представителей США 219 голосами против 212 приняла законопроект о коренной перестройке американского здравоохранения на более западноевропейский лад.

\"Против\" голосовали 34 демократа и вся республиканская фракция.

Историческое значение этого события трудно переоценить. Речь идет о судьбоносной трансформации, которая затронет примерно 1/6 огромной американской экономики и изменит отношения между американцами и их правительством.

Перед тем, как его торжественно подпишет в Белом доме президент Барак Обама, законопроект должен еще пройти через сенат, где республиканцы примут очередную попытку его затормозить. Но большинство наблюдателей считают перестройку решенным делом.

Она является громадной победой президента Обамы, который сделал перестройку медицины своим самым знаковым начинанием и, стиснув зубы, продолжал проталкивать ее, несмотря на неуклонное падение своего рейтинга и популярности реформы, против которой давно возражает значительное большинство американцев.

Пробивная сила Обамы

Политологи неоднократно выносили реформе смертный приговор, в последний раз после того, как в Массачусетсе неожиданно победил республиканец Скотт Браун, боровшийся за место покойного сенатора-демократа Эдварда Кеннеди, который был знаменосцем медицинской перестройки на Капитолийском холме.

До этого избиратели прокатили демократов на выборах губернаторов Вирджинии и такой демократической вотчины, как Нью-Джерси.

Во время августовских каникул вернувшиеся к себе в округа члены конгресса столкнулись с негодующими толпами избирателей, бунтовавших против готовящейся реформы.

Она также породила массовое движение \"чаепитий\", протестовавшее, по словам его участников, против нового вторжения государства в жизнь общества.

Но Обама шел напролом, а рядом с ним шагала спикер палаты представителей Нэнси Пелоси, которая оправдала свою репутацию мастера парламентских маневров. Пытаясь сорвать перестройку, республиканцы пустились во все тяжкие, но в конечном итоге проиграли, потому что в результате двух последних выборов их просто было слишком мало.

Триумф и споры

Хотя перестройка, скорее всего, наконец, победила, споры о ней будут длиться годами. Объявляя о своем триумфе, ее сторонники торжественно констатировали, что теперь медицинскую страховку получат более 30 млн американцев, которые прежде ее не имели.

Акции больниц, в которые теперь хлынут толпы новых пациентов, на следующее утро пошли вверх, окрылив биржевиков. В массе своей они против перестройки, но сейчас увидели первый ее плод. Вопрос в том, замечают критики, кто будет лечить армию новых больных.

Согласно одному опросу, в случае принятия реформы примерно 30% американских терапевтов собираются бросить медицину.

В престижном издании New England Journal of Medicine напечатаны результаты опроса, согласно которому 55% врачей считают, что реформа ухудшит качество американской медицины. Я лично не встречал в последнее время ни одного медика, который бы не ругал перестройку последними словами.

Более 200 млн американцев и так имеют страховку, и подавляющее большинство ею вполне довольны.

Главным изъяном отечественной медицины они считали ее дороговизну. Но предсказывают, что, по крайней мере, в первые годы медицинская страховка подорожает еще больше.

Отныне страховым компаниям будет запрещено отказывать лицам, уже страдающим какими-то серьезными заболеваниями. Поскольку лечить таких людей много дороже, прежде либо им отказывались продать страховку, либо брали с них втридорога.

Теперь компаниям придется страховать их на общих основаниях. Дополнительные расходы будут неизбежно перекладываться на всех их клиентов, и стоимость страховок возрастет.

Многие американцы не на шутку встревожены чудовищным размером государственного долга США.

Критики реформы доказывают им, что лечение десятков миллионов новых пациентов неизбежно увеличит дефицит госбюджета, либо приведет к значительному повышению налогов.

Демократы горды победой и рассчитывают, что к ноябрьским выборам американцы уже ощутят преимущества нового медицинского порядка и будут к ним благосклонны.

Республиканцы, со своей стороны, убеждены, что избиратели больно накажут правящую партию за принятие непопулярной реформы, и надеются на такой же успех, какой улыбнулся им в 1994 году, когда они впервые за многие годы получили большинство в обеих палатах конгресса.

Бородино vs Ватерлоо

Как выразился в понедельник редактор консервативного журнала Weekly Standard Уильям Кристол, в ноябре демократов ждет \"Бородино\".

Менее начитанные консерваторы сулят демократам Ватерлоо. Либеральная Washington Post не исключает, что демократы \"дорого заплатят\" за свой нынешний триумф у избирательной урны.

Речь идет об исторической вехе такого масштаба, как введение в 1935 году государственных пенсий по старости и бесплатной медицины для престарелых в 1966 году.

Демократы черпают надежду в том, что хотя поначалу оба эти нововведения натолкнулись на ожесточенное сопротивление консервативных кругов, впоследствии они приобрели большую популярность в народе и сейчас засчитываются в Демократической партии в актив.

Разница в том, что, несмотря на ожесточенные споры, в конечном итоге эти новации были приняты значительным большинством законодателей от обеих партий.

Цена перестройки

Палата представителей провела законопроект о медобслуживании престарелых со счетом 313 : 115. За него голосовала почти половина республиканской фракции. Счет в сенате был 68 : 21. И здесь за резолюции высказалась почти половина республиканцев. За пенсии по старости прголосовали в 1935 году 373 конгрессмена против всего 77 и 77 сенаторов против 7.

Сейчас же за перестройку медицины не проголосовал в палате ни один республиканец.

Бывший спикер палаты республиканец Ньют Гингрич предрекает, что перестройка, которую он называет \"самым радикальным социальным экспериментом нашего времени\", обойдется демократам недешево.

По словам Гингрича, который был профессором американской истории, демократы сейчас \"погубили свою партию, как президент Линдон Джонсон на 40 лет погубил Демократическую партию\", проведя в 1960-х годах законы о гражданских правах негров.

В результате американский Юг стал оплотом республиканцев и является им по сей день.

Демократы прекрасно понимали, что в ноябре им может грозить большая опасность. Именно поэтому спикеру Пелоси стоило огромных трудов набрать необходимое количество голосов. Ведь еще в начале выходных казалось, что их может не хватить.