Как вернуть престиж профессии педагога

На модерации Отложенный

Как уже сообщала \"РГ\", в Совете Федерации прошли парламентские слушания: как вернуть престиж профессии педагога?

Выступавшие были практически едины в мнении: для начала надо доработать законы так, чтобы они не давали педагогам пустых обещаний и не вносили раскол в образовательное сообщество. К примеру, мало кто знает, что учителя школ имеют право раз в десять лет взять академический отпуск на год.

- Поднимите руки, кто хоть раз брал отпуск, - обратился к залу председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов.

В зале - 200 человек. Руку не поднял никто. Почему учителя не пользуются этой привилегией? Да потому, что не ясно, кто, кому и по каким основаниям предоставляет отпуск, как решать на это время вопрос с кадрами? Нет перечня должностей, к которым можно отнести льготу, и не сказано, какой стаж нужен для того, чтобы пойти в долгосрочный отпуск. Реальность такова: нет уточняющих документов - нет и льготы.

Сельским педагогам законом обещано бесплатное жилье с отоплением и освещением. Но, к сожалению, не сказано, из чьего кармана возмещаются расходы - то ли из федерального бюджета, то ли из местных. В результате вместо льгот у педагогов - судебные споры. Кроме того, им гарантируется предоставление жилья вне очереди. Но много ли вы видели учителей-новоселов? В Жилищном кодексе вообще нет понятия \"первоочередное предоставление жилой площади\" и \"освещения\", кстати, тоже.

К сожалению, до сих пор не решен вопрос об уравнивании нагрузки на ставку для предметников и учителей начальной школы, преподавателей музыки и физкультуры.

Устарели нормативы по классному руководству. Заветная прибавка в 1000 рублей положена только тому учителю, у которого в классе не меньше 25 учеников. Хорошо еще, если класс относительно благополучный, а если половина - лоботрясов? В законе сказано, что \"размер вознаграждения уменьшается пропорционально\". Разве справедливо?

- Надо внести в закон главу о статусе педагогического работника и приравнять учителей в зар плате и пенсионном обеспечении к государственным служащим, - предложил президент Академии труда и социальных отношений Николай Гриценко.



Он считает, что вузовские выпускники - будущие учителя должны быть освобождены от службы в армии, чтобы у молодежи был и дополнительный стимул идти в школу.

До сих пор вне закона инклюзия. Все согласны, что это благо для многих детей-инвалидов и их здоровых сверстников. Но нет до сих пор ни образовательных программ, ни разъяснений - как оценивать работу таких учеников и какой документ выдавать по окончании школы? Нет должностей тьюторов, ассистентов учителей, хотя без них инклюзив невозможен.

Все согласны с тем, что зарплата учителя должна быть больше и зависеть от качества. Как сделать ее больше? Минобрнауки предлагает переходить на новые модели оплаты: сократить часть учителей, увеличить классы и прибавить зарплату тем, кто остался. Причем смотреть на качество работы. Но как измерить это качество?точка зрения

Лев Айзерман, преподаватель литературы центра образования N 1539, заслуженный учитель России: Сама школьная среда дискредитирует учителя. Вот примеры: ЕГЭ у нас до сих пор вне закона. При выставлении итоговой оценки ЕГЭ учитывается только по русскому и математике. Стало быть, только для этих двух дисциплин работает. А вот что касается остальных - нет.

В апреле в Москве будет шестичасовое сочинение по литературе. Есть рекомендации для учителей, где указаны примерные темы: \"Расскажите о новаторстве языка на примере речи Чацкого\" (это вообще-то тема курсовой для студента). Или \"Черты классицизма в \"Горе от ума\", \"Методы и приемы, которые позволяют раскрыть образ\". У нас уже нет Татьяны, которую современные школьники все чаще называют дурой, остались одни методы и приемы. А ведь ничего не может отвратить от литературы, чем такое. И учитель бесправен, не защищен от подобных методических наскоков. У меня литература в трех классах - сильном, среднем и слабом. Так что качество моей работы наполовину зависит от качества учеников. А ученики сейчас другие. Они не умеют читать.