А зачем нужна амнистия?

На модерации Отложенный

В России готовится самая масштабная за последние годы амнистия.

***

Амнистия по случаю юбилея Победы обещает быть беспрецедентно масштабной.
Треть миллиона человек получат послабления, из них сорок шесть с лишним тысяч – реально выйдут на свободу из заключения.

И что же, все эти люди участники войны?
Ничего подобного. Говорят, что натуральных ветеранов в заключении всего сорок человек, то есть лишь один из тысячи планируемых к освобождению. Даже если прибавить к ним блокадников, узников концлагерей, тружеников тыла – все равно получается полторы тысячи человек, далеко уж не молодых и действительно уже вряд ли представляющих общественную опасность.
Но всё равно процент их мизерный.

Тогда в чем смысл?
Наверное, время от времени государство должно проявлять показательное милосердие, тем более что государство наше в остальные дни столь же показательно жестоко. Но когда от ответственности освобождается толпа народу, равная по численности населению областного центра, то возникает несколько вопросов.

Например, не опасно ли даже в честь Дня Победы отпускать столько преступников?
И если нам скажут, что это совершенно неопасно, тогда мы можем задать другой вопрос: а почему тогда этих граждан хотели посадить в тюрьму, а сорок шесть тысяч действительно посадили?

Ну если нет от них никакой опасности на свободе, так может и сажать их не стоило?


А если их стоило сажать, может быть не стоит тогда выпускать? Ведь сам по себе юбилей Победы не сделает этих людей честнее, чище, сознательнее.

Нужно еще посчитать, сколько из амнистированных потом снова попадают в тюрьму.
Нам говорят, что таковых по статистике немного, но раньше и амнистии были скромнее, и условия поменялись. Вышедших из тюрьмы надо трудоустроить, а сейчас найти работу непросто даже лицам с безупречной биографией.

Поймите правильно: нет ничего хорошего в том, что люди сидят за решеткой, человек должен быть на свободе, и многие люди именно в тюрьме становятся рецидивистами.
Если бы в отношении них в свое время проявили больше гуманности, то их жизнь могла сложиться по-другому, более счастливо. Однако что сделано, то сделано. А теперь масштабная амнистия больше похожа на показную пиар-кампанию.

Или же правоохранительные органы просто облегчают себе жизнь.
Освободят сорок шесть тысяч койко-мест и станет им проще работать. Освободят от преследования еще триста тысяч – и хлопот меньше.

А хочется, чтобы раз уж в честь праздника государство пошло на такой риск с амнистией, то чтобы этот риск был действительно оправдан.
«Холодным летом 53-го» пугать, пожалуй, не стоит, но все равно как-то сомнительно.