Холодный душ для Сарко

На модерации Отложенный

Франция, как и Россия, будет выбирать нового президента в 2012 году. И как и в России, во Франции проходящие уже сейчас региональные и муниципальные выборы называют репетицией, а точнее пробой сил перед президентской кампанией.

Наконец, как и в России, во Франции оппозиция заметно лучше, по сравнению с предыдущими годами, выступает на местных выборах. С той лишь разницей, что для российской оппозиции успехом считается победа на мэрских выборах в паре крупных городов, а во Франции «хорошим выступлением» можно назвать только победу. Что собственно и произошло – социалисты и «зеленые» теперь могут самостоятельно сформировать региональные советы на ближайшие четыре года в 21из 22 регионов страны. Только Эльзас, значительная часть населения которого говорит по-немецки, поддержал друга германского канцлера Ангелы Меркель. Правда, левые и раньше контролировали 20 из 22 регионов.

Формально, в компетенции региональных советов находятся, главным образом, проблемы местной инфраструктуры, занятости и экологии, однако на практике председатель совета обладает исполнительной властью в регионе. По подсчетам The Financial Times, совокупный бюджет европейских регионов Франции на 2010 год составляет 25 миллиардов евро.

Как сообщают СМИ, партия Николя Саркози «Союз в поддержку народного движения» свое поражение признала еще до оглашения официальных итогов выборов. Отметим, что выборы проходили в два тура и вначале «правые» надеялись на реванш во втором – поскольку в первом поражение было не так существенно. Однако второй тур показал, что они разбиты практически везде. Теперь в администрации действующего президента Франции готовятся некоторые перестановки. Правда, технического характера – тотальных отставок не будет. Не уйдет и глава правительства. Ведь это не поражение на выборах в Национальное собрание, в парламенте у «правых» по-прежнему большинство.

По предварительным данным, партия президента Франции получила лишь 36% голосов, а социалисты и «зеленые», объединившись в коалицию, смогли набрать около 54%. Правящая партия «Союз в поддержку народного движения» (СПНД) «не смогла привлечь на свою сторону избирателей», отметил Премьер-министр Франции Франсуа Фийон по итогам завершившегося вечером в воскресенье, 21 марта, голосования. О необходимости «извлечь урок» из поражения СПНД ранее заявил генеральный секретарь президентской администрации Клод Геан. При этом он подчеркнул, что если перестановки и будут, то лишь «технические».

О судьбе премьерского кресла речи ни в коем случае не идет, добавил он. При этом прошедшие выборы выявили несколько новых тенденций во французской политике, ни одна из которых не сулит Саркози успеха в будущем, если они получат дальнейшее развитие. Во-первых, в стране на фоне кризиса произошла определенная активизация крайне правого электората, что позволило партии Национальный фронт (НФ) заручиться поддержкой 8-9% голосов. При этом в таких регионах, как Прованс-Альпы-Лазурный берег или Лангедок-Русийон, кандидаты от НФ смогли уверенно преодолеть 20-процентную отметку. А ведь это, в большинстве своем, бывшие избиратели Саркози – другого ресурса у националистов нет.

Второй неприятный сюрприз – это снижение явки на выборах. В первом туре (14 марта) этот показатель составил почти 54%, во втором — около 49%. Кстати, этим отчасти и может объясняться относительный успех националистов. Среди пассивной части электората их сторонников немного и если бы пришли все 100%, результат был бы для Национального фронта куда хуже. А вот для партии Саркози он был бы лучше – ведь не пришли, в основном, его избиратели. И если властям не удастся понять причины этого молчаливого бойкота, то у «Союза в поддержку народного движения» и его лидера резко падают шансы на электоральный успех.

Наконец, третий сюрприз для Саркози в том, что его партия сумела хорошо выступить практически только в заморских департаментах Франции. Фактически, это означает, что опираться он может сегодня только на бывшие колонии. Но для «базовых» избирателей Саркози такой выбор президент был бы крайне неприятен. Многие из них, в случае повышенного внимания правительства к заморским департаментам, населенными вовсе не этническими французами, окажутся в рядах сторонников Национального фронта и его лидера Ле Пена.

Таким образом, Саркози, чтобы остаться во главе Французской республики на второй срок, явно надо всерьез начинать задумываться над своей «электоральной привлекательностью», а также над повышением политической активности своих потенциальных избирателей. Голосование 14-21 марта стало последним общенациональным волеизъявлением перед президентскими выборами 2012 года, своеобразной генеральной репетицией, и многие французы сочли необходимым наказать действующее правительство. И если Саркози не сможет победить апатию французского среднего класса, то «левые» вполне могут рассчитывать на реванш на предстоящих в 2012 году выборах.