Михаил Прохоров. Куршевельский мечтатель

На модерации Отложенный

3 марта 2010 года известный российский бизнесмен Михаил Прохоров заявил о сенсационном проекте по превращению Тольятти из депрессивного региона, источника протестных настроений и рекордного в Европе числа ДТП, в мировой центр инновационной экономики. Такого, пожалуй, в новейшей российской истории еще не было, так что, как справедливо отмечают эксперты, чиновники российского правительства слушали Прохорова, открыв рты.

Итак, что предлагает бизнесмен? Построить за два года в Тольятти конвейер по производству гибридных автомобилей, т.е. приводящихся в движение как электричеством, так и традиционным бензиновым двигателем. В мире на сегодняшний момент существует единственная серийная марка таких автомобилей, выпускающихся в Японии, - это Toyota Prius. Первые “японцы” этой модели были выпущены в 1997 году, и с тех пор число их владельцев достигло довольно внушительной цифры в 1,7 млн человек.

Но Прохорову этого мало. Он хочет перегнать Японию с низкого старта, инвестировав в производство 150 млн евро и выйдя на окупаемость в течение 4-5 лет. По оценкам аналитиков, для того, чтобы достичь этой цели, Прохорову потребовалось бы выпустить около 1 млн автомобилей - цифра, которая, разумеется, является совершенно фантастической.

На этом фоне все остальные цифры, предложенные бизнесменом, звучат не так уж шокирующе. Инновационный российский автомобиль будет стоить около 10 тысяч долларов и производится в трех вариантах: легковом, грузовом и “спортивно-молодежном”. Две трети комплектующих прохоровской машины должны собираться в России. А начнется все уже в будущем, 2011 году.

Что можно сказать об этом начинании? Очевидно, 150 млн евро для Михаила Прохорова являются теми деньгами, которые он готов вложить в заведомо провальный проект. Очевидно также, что это делается для имиджа прогрессивного, социально ответственного бизнесмена, этакого антиолигарха, заботящегося об угасающем городе Тольятти и его архаическом производстве никому не нужных автомобилей.

Ведь до сих пор Прохоров ассоциировался в массовом сознании исключительно со своей подвижнической деятельностью в Куршевеле.

На пути “прохоровских автомобилей”, еще на стадии проекта узнаваемо напоминающих потемкинские деревни, встают три совершенно непреодолимые в рамках реальной экономики преграды. Первая из них - это отсутствие в России нужного количества промышленных предприятий, способных предоставить комплектующий для 1 млн высококачественных современных автомобилей. Теоретически эта преграда может быть обойдена при помощи превращения инновационного конвейера в обычное отверточное производство, целиком основанное на импортируемых в страну деталях. Но это ставит крест на самой задумке первой реальной российской инновации. Впрочем, это еще не самое страшное.

Гораздо хуже вторая преграда - отсутствие в России (да и в мире) платежеспособного массового спроса на гибридный автомобиль российской сборки. Придумать портрет потенциального потребителя прохоровских суперкаров практически невозможно. Сам бизнесмен ответа на этот вопрос, кажется, тоже не дает. Это явное свидетельство того, что для Прохорова это чисто имиджевый проект, который будет делаться без какого бы то ни было намека на маркетинг. В самом деле, смешно представить себе традиционных потребителей вазовской продукции, выстроившихся в очередь, чтобы отдать кровные “зеленые” во имя экологии. Золотая молодежь в России предпочитает более престижные марки. Массовый экспорт российских инноваций в области автомобилестроения через два года? Лучше уж делать ставку на боевых человекоподобных роботов.

А самое важное в этой истории - это потенциальная реакция легендарных топ-менеджеров АвтоВАЗа, которые все эти годы с успехом собирают с государства дотации, превращающиеся в премии. С ними Прохоров собирается делиться или конкурировать? В любом случае куршевельскому мечтателю придется нелегко.