Гении-\"перельманы\" в признании толпы не нуждаются

На модерации Отложенный

Гениальность — это, безусловно, аномалия со знаком «плюс». И на самом деле звания «гений» в мире достойны всего несколько сотен человек. Остальных знаменитых ученых, великих музыкантов, артистов, писателей и прочих можно назвать людьми с выдающимися способностями, уникумами, талантами и т.д. Гений же — «товар штучный», причем в том числе и потому, что сам предпочитает скрывать свои секреты, вольно и невольно.

Как рассказал «Росбалту» врач-психиатр Олег Дмитриев, давно изучающий гениальные способности людей как аномалию психического развития, «есть средний уровень развития интеллекта, который можно повышать за счет работоспособности, обучения, постоянного пополнения знаний. Но вспышки вдохновения, волшебного момента озарения так никогда и не достичь. При этом одаренным (каждого в своей области) можно назвать едва ли не каждого жителя Земли. Просто кто-то эти способности пытается развивать, другой учится, но не там и не тому, что хотела бы природа, а третий в силу определенных факторов и вовсе не пытается ничего изменить.

При этом настоящий гений — уникум — зачастую не только не хочет, но и не может рассказать о том, как именно его «осеняет», почему именно он и никто другой вдруг становится тем избранным, кому дано открыть новые знания».

По мнению экспертов, уже давно существует мнение, что гении сознательно скрывают свои секреты. По другим версиям, «избранность» тяготит самих гениев, они, условно говоря, и сами не рады своим уникальным способностям. В мировой истории существуют тысячи свидетельств о том, как гении мучительно пытаются понять, как они «дошли до жизни такой».

Может быть, именно поэтому многие гениальные ученые, творцы настолько уставали не только от суеты, толпы, но и от самих себя, что предпочитали скрываться от всего мира.
Не случайно ведь Сократ предпочел толпу жизни в бочке, а многие другие великие готовы были отвлечь внимание от себя чем-то более заметным внешне, но менее болезненным для себя.

Так сказать, переключить внимание извне к своим талантам на что-то более спокойное и привычное обывателю. Но в любом случае старались отгородиться от мира реальной или надуманной стеной.

Впрочем возможны и иные варианты: гению настолько неинтересна суета, обыденность (даже со всеми плюсами, которые приносит общество), что он просто не желает «опускаться» до уровня толпы.

Как говорит психиатр, многие ученые придерживаются мнения, что гениальность даруется «благодаря» серьезным расстройствам психики. Известно, что итальянский психиатр Ломброзо построил на этом целую теорию, известную как «Гениальность и помешательство».
Согласно той же теории, у многих гениев наблюдались характерные признаки некоторых психических отклонений: повышенный экоцентризм, гипертрофированное чувство собственного достоинстсва, чрезмерная последовательность в любых своих, даже очень нестрандартных действиях.

Например, Гете или Байрон сами вспоминали, что моменты их особенных творческих побед рождались как «грезы лунатиков». Аналогичные состояния приходилось испытывать и други гениям.

«Признание труда гениев — как в данном случае награда Григорию Перельману — можно расценивать не только как признание заслуг или благодарности за величайшее открытие, но и как попытки напомнить об обществе, вернуть его в социум. Другой вопрос — надо ли это делать?..» — считает эксперт.

Напомним, математический институт Клэя в США присудил российскому ученому Григорию Перельману Премию тысячелетия за доказательство гипотезы Пуанкаре. Руководитель института Джеймс Карлсон отметил, что «доказав гипотезу Пуанкаре, Перельман положил конец вековому поиску ее решения»