Михаил Булгаков. Жизнь в \"нехорошей\" квартире
На модерации
Отложенный
От редакции: 10 марта, 70 лет назад, в Москве скончался выдающийся киевлянин Михаил Булгаков. Автор \"Мастера и Маргариты\" и \"Собачьего сердца\", и вообще многого таинственного и необъяснимого, что может произойти с человеком, познакомившимся с гением. \"Булгаков скончался в 16.39, и мы решили почтить его память минутой молчания — ровно с 16.39 до 16.40. Эта мемориальная акция пройдет одновременно в литературных музеях Киева (Музей Булгакова), Петербурга (Музей Ахматовой, Музей Зощенко) и Москвы (Музей Гоголя, Музей Цветаевой)\", — сообщила директор Государственного музея Михаила Булгакова на Большой Садовой улице Инна Мишина. Акция прошла. А мы знакомим вас с \"нехорошей квартирой\", где многое начиналось и продолжается сейчас.
Итак, в начале 90-х московская квартира Булгакова №50, описанная в романе \"Мастер и Маргарита\", официально была необитаемой, но там жили мы, хиппи, и соседи считали нас \"нечистой силой\". Весной 1990-го я пополнила ряды подростков, свихнувшихся на \"Мастере и Маргарите\". Как водится, купила мимозы и отправилась просить счастья у потусторонних сил, обитающих в булгаковском доме.
Как и все остальные, я мечтала о вселенской любви, понимании и надеялась, что однажды улечу на швабре хоть к сатане на бал, лишь бы подальше от осточертевшей повседневности. Помню, как, увидев исписанные точно такими же мольбами стены, поняла, что здесь я среди своих.
Стучите, и вам откроют. В то время дом был расписан даже снаружи. Первым бросался в глаза огромный портрет Маргариты в черной шляпе и с букетом желтых нарциссов, а не мимозы. Ведь нарциссы тоже появляются \"одними из первых\", как написано в романе. В подъезде же был исписан даже потолок: цитаты, глубокомысленные изречения, предсмертные записки, признания, мольбы о любви... Я поднималась на пятый этаж, читала и плакала от избытка чувств. Ощущение чуда здесь было таким густым и \"намоленным\", что его можно было резать кусками, как торт.
Его чувствовали почти все, кто приходил тогда в этот подъезд. И многие становились его постоянными обитателями, членами тайного общества \"детей духа Булгакова\". На лестнице постоянно \"зависали\" стихийные тусовки. Мы сидели на ступенях, пели Чижа, Цоя и рассуждали о тщете всего сущего, пока вызванная соседями милиция не разгоняла нас. Но мы снова возвращались.
Для посещения подъезда были свои традиции. У порога надо было задумать вопрос и, поднимаясь по ступеням, смотреть в пол, а потом в какой-то момент поднять взгляд на стену. Надпись, которую увидишь первой, — ответ. А еще в соответствии с изречением \"стучите, и вам откроют\" надо было постучать в дверь. Она была двустворчатая, деревянная, высоченная, покрытая кружевом письмен, и всегда заперта. Все знали, что там никто не живет, но в душе каждый надеялся, что однажды дверь откроет кто-то из \"свиты\", и с этого момента начнется новая жизнь.
Однажды поздним вечером я в полном одиночестве забрела в подъезд, поднялась, как водится, постучала в дверь... А она открылась! На пороге стоял некто длинный и худой. Треснувшего пенсне не было, но моя фантазия его дорисовала. \"Тебе чего?\" — спросил он. \"Зайти в гости, посмотреть...\" — пролепетала я в полуобморочном состоянии. \"Ну заходи\", — сказал длинный и растворился во тьме огромной квартиры. Самое интересное, что я до сих пор понятия не имею, кто это был. На мой вопрос \"А ты кто?\" он таинственно улыбался и отвечал: \"А ты как сама думаешь?\". Через полчаса пришли другие люди, с которыми я познакомилась благодаря тому, что была уже в квартире. А тот длинный исчез, и больше я ни разу его не видела.
Тайное общество \"детей духа Булгакова\". С тех пор я торчала в булгаковском доме сутками. Самое странное, что в квартиру попадали далеко не все. Большинство тусующегося в подъезде молодняка и не подозревало, что в нее вообще можно войти. Именно тогда \"нехорошая\" квартира стала приобретать статус Мекки для неформалов: художников, хиппи, бардов...
Ключи попросту переходили из рук в руки. А кто первый открыл ими дверь для всего этого паломничества, история умалчивает. Вроде одна из бывших начальниц проектного бюро, которому раньше принадлежала пятидесятая. Но потом бюро распустили, а ключи остались...
Там собирались потрясающие люди! Художники знаменитой \"бульдозерной выставки\" по дороге за добавкой пива рисовали углем кота на стене в подъезде. Помню, как всю ночь, сидя на подоконнике, млела от очередного классного гитариста, затесавшегося в компанию. Утром на мои рассуждения, какой \"талантливый мальчик\", кто-то заржал: \"Дура, это ж Серега Курехин!\". Половина тусовки была хиппи, к которым я радостно примкнула. Они жили на две квартиры. В пятидесятой и в квартире №6, к которой наиболее мистически настроенные личности постоянно пририсовывали еще две шестерки. Это был настоящий хипповый \"скот\" с рядами матрасов, каждый из которых был для кого-то квартирой. Посреди одной из комнат был разобран паркет и сложен самодельный камин, а кругом была лепнина. Когда-то здесь были самые роскошные апартаменты хозяина всего дома. А теперь — неофициальная \"академия хиппи\".
\"Тележить\" лекции, то есть читать, приезжали даже профессора каких-то там наук из Америки. Автоматически часть уроков переносилась в \"нехорошую\" квартиру. Я до сих пор помню правила грамотного \"аска\" — попрошайничества денег. Это было искусство, не то что современное: \"сами-то мы не местные\". И чай в квартире №50 было положено пить по-хипповски \"пуганным\". Чаинки в заварке делились на \"нифили\" — те, которые плавают по поверхности, \"доджики\" — которые посередине, и \"марцифаны\", которые на дне. Так вот, после заваривания все присутствующие по команде начинали орать на чайник: \"А-а-а!\" — и кто-то совал туда горящую головню. После чего \"нифиля\" в ужасе залегали на дно.
Когда ключи от квартиры терялись, мы ходили в нее через окно от соседа — полусумасшедшего художника. Шли, цепляясь руками за стену, по узенькому карнизу, рискуя упасть с высоты пятого этажа. А прямо под стеной с одной стороны дома располагалась военная академия, и патрульные с криками \"стой, кто идет?\" палили в нас из автоматов. Поначалу мы очень боялись, но потом успокоились. Просто какой-то солдатик проговорился, что стреляют холостыми. Пугают, надеясь, что кто-нибудь из наших от испуга свалится на их территорию. Потому что за \"задержанного нарушителя\" солдату полагался 10-дневный отпуск. То, что, упав с пятого этажа, человек разобьется, их не волновало. У нас была классическая вражда пацифистов и людей в форме.
Отсюда мы уезжали автостопом в путешествия. По нескольку недель, а то и месяцев блуждали по России и возвращались невредимыми. И, казалось, нас хранят именно те сверхъестественные силы, живущие в доме Булгакова. Никто не думал, темные они или светлые. Главное было, что они нас хранили.
Дверь на бал сатаны. Ничего не могу сказать по поводу кота Бегемота и прочих персонажей из романа — лично я их не видела, хотя рассказывали всякое. Но сама огромная квартира, казалось, дышала и, как океан Солярис, могла родить любой образ. Особенно это чувствовалось ночью. Именно с наступлением темноты \"оживал\" старый паркет и начинал скрипеть то тут, то там, будто от чьих-то легких шагов. Эти \"шаги\" слышали даже самые скептически настроенные гости. Большинство считало, что это дух самого Булгакова.
Ходить ночью по квартире было страшновато, тем более что свет был всего в паре комнат. Возникало сильнейшее ощущение чьего-то дыхания в затылок. Самой страшной была комната, где жил сам Булгаков. Прямо напротив нее в абсолютно темной нише стояло четырехметровое старое зеркало в черной толстенной раме.
Оно немного искажало отражение и делало его чуть темнее. Кого только, по слухам, в нем не видели! Многие считали его входом в то самое измерение, где проходил бал.
Ночью в нем отражалась комната, и, как ни вставай, ты оказывался спиной либо к самой комнате, либо к этому зеркалу. Абсолютно у всех на этом месте возникала жуткая паника. А легенды гласили, что, если выдержать, стоя так, лицом к зеркалу, какое-то время, твое отражение превратится в другое, которое ответит на любые вопросы. Мол, у кого-то получалось. Я пыталась, но через минуту ужас делался невыносимым и я сбегала.
Как-то там у молодого парня остановилось сердце. То есть он вскрикнул, а когда мы прибежали — лежал на полу. На \"Скорой\" отправили в больницу. Врачи сказали — инфаркт. Может, пить надо меньше, а может...
Еще одна девушка просто исчезла. Ночью ушла из квартиры. Последний раз ее видели на подоконнике четвертого этажа. Она сказала, что хочет побыть одна. А наутро она исчезла. Навсегда. Ни дома, ни в квартире так и не появилась. Она дружила с Никой Турбиной, писала стихи и считала себя ведьмой.
В общем, мистики было много. Бывало даже — в квартиру приходили люди, которые всерьез считали себя вампирами. Но это было скорее смешно, чем страшно.
Самым страшным, что я помню, пожалуй, даже страшнее зеркала, была девочка с порезанными венами, на коленях перед дверью плачущая: \"Любви нет... Пусть Воланд заберет меня! Не могу больше жить!\". Она искромсала себе бритвой всю руку, а кровь все останавливалась и останавливалась, не текла. А потом приехала \"Скорая\". Мы всю ночь тогда говорили о том, что не важно, к кому сюда люди приходят, важно, что этот кто-то их действительно понимает и спасает.
Как соседи изгоняли \"нечистую силу\". С годами я все реже бывала в доме Булгакова. Некогда. Надо было учиться, работать. В середине 90-х до меня дошли слухи, что \"академию хиппи\" разогнали, потому что полыхнул самодельный камин и квартира выгорела. Потом я узнала, что закрасили все рисунки снаружи дома. Под серым слоем краски погибла Маргарита с нарциссами, а на ее месте появились вывески компьютерной и юридической фирм.
\"Нехорошая\" квартира тоже постепенно менялась. Под опеку ее взял Фонд Булгакова под предводительством знаменитого профессора-булгаковеда Мариэтты Чудаковой. Из неформальной тусовки она превратилась в музей. Но в 2002 году жильцы дома сообща решили уничтожить \"нехорошую\" квартиру.
Дело в том, что соседи всегда считали обитателей квартиры №50 \"нечистой силой\", сатанистами, а в лучшем случае — просто хулиганами. Больше всех \"бдила\" дама из 48-й квартиры. Ее даже прозвали Аннушкой за скандальный характер. В милицию она звонила с жалобами самого фантастического содержания. Например, что у нас проходят дьявольские мессы, и мы кого-то приносим в жертву. При этом она якобы слышала стук падающих тел. Тела, бывало, падали, не спорю, но жертвоприношения тут были ни при чем. Однажды, когда в квартире выступал Юрий Шевчук — тихонько пел под гитару и рассказывал, как он ездил в Чечню, — в дверь ворвались омоновцы с автоматами. Аннушка позвонила в милицию с версией: \"Там стреляют!\". Следом вбежали соседки и, как всегда, устроили скандал. А когда артист попытался дружески приобнять одну из них за плечи, тетенька завизжала: \"Не трогайте меня! Меня только муж может трогать!\". \"Я мирил чеченцев и русских, — вздохнул Шевчук. — Но здесь сдаюсь\".
Было дело, одна из местных бабусек гонялась за мной с распятием по лестнице. \"Что, чертяка, боишься?!\" — радовалась она. Я боялась, распятие было тяжелым, а она метила мне по башке. Другая тетка постоянно поливала нас освященной водой из трехлитровой банки.
\"Мы тут живем! — кричали измотанные жильцы. — Хватит устраивать в жилом доме капище!\". \"Здесь мемориальная квартира, — отбрехивались мы. — А кому не нравится жить в доме с историей — продавайте комнаты и покупайте себе квартиры в другом месте!\".
Понять можно было и нас, и их. Необходимо было вмешательство властей, которым было бы не все равно и которые были бы способны найти выход, но увы...
Смерть подъезда. В результате в 2000 году власть в свои руки взял житель Александр Морозов. Он назначил себя управдомом и объявил войну Фонду Булгакова, занимающему квартиру № 50. Мол, нечего музею в жилом доме делать.
И вот, придя однажды к знакомому подъезду, я обнаружила там идеально выкрашенное крыльцо, железную дверь с кодовым замком и дядьку-охранника, который зло орал: \"Нечего там смотреть! Все закрасили! Никакого музея больше нет, идите отсюда!\".
Но тут в войну вступило товарищество собственников жилья, неожиданно скупившее большую часть дома. В квартире №52 они открыли культурный центр \"Булгаковский дом\" с выставками, лекциями, ящик для писем Мастеру повесили, черного кота Бегемота завели... Столь богатый и сильный противник оказался не по зубам управдому. Он приутих.
Тут воспрял духом и Фонд Булгакова в \"нехорошей\" квартире.
Они получили разрешение от префектуры на аренду квартиры минимум на ближайшие пять лет. Сделали ремонт, мемориальные комнаты с обстановкой 20—30-х годов, отвоевали право для посетителей проходить через подъезд с часу дня до шести вечера.
Но тут управдом сделал хитрый ход — подал в суд иск о защите его религиозных чувств от сатанистов. Что здесь началось! Чуть ли не наперегонки булгаковцы освятили помещения, повесили иконы, в \"нехорошей\" квартире скоро стартует выставка церковного искусства. Мне повезло увидеть глаза молодой иконописицы, которая пришла готовить выставку и набрела на висящие в коридоре иллюстрации к \"Мастеру и Маргарите\". От разгула бесовщины такого высокого художественного качества у девушки явно был культурный шок.
Я человек нерелигиозный и могу чего-то недопонимать, поэтому лучше помолчу. Но сам Булгаков, с его любовью к бытовой сатире, смолчал бы вряд ли.
Казненное чудо. Саму же \"нехорошую\" квартиру, где побывала неделю назад, после ремонта я узнала с трудом. Мистическим образом куда-то исчезло зеркало. Новый паркет больше не скрипит под таинственными шагами. Никакой чертовщины. Уютный, чистый музей. Правда, директор Инна Мишина говорит, что дух Булгакова по-прежнему там. Например, по ее словам, здесь не уживаются люди \"с червоточиной, которые думают не об искусстве, а о выгоде\", — он выгоняет.
Однако впервые за всю свою жизнь, стоя ночью в том самом подъезде, вместо густого ощущения чуда я почувствовала острую, шипучую жалость. Как когда кто-то плачет.
На закрашенных стенах десятки неопрятно намалеванных черных и зеленых квадратов — это то \"управдом\", то сами фондовцы замазывают появляющиеся надписи. \"Управдом\" — все подряд, фондовцы — матерные стишки. Что-то остается, но интересных надписей, какие были раньше, очень мало. Красивых, как раньше, картин нет вообще. Зато на одной из стен — здоровенная фашистская свастика. Бедный мой, бедный израненный подъезд...
Не чувствуется там больше того духа — незримого, всесильного, вмещающего в себя сразу все образы булгаковского романа, который когда-то хранил нас в автостопах и спас порезавшую вены девочку.
Вспомнив старый ритуал, задаю вопрос: \"Тебе больно?\". Поднимаю глаза и вижу цитату-ответ: \"Боги, боги, какая пошлая казнь! Но молю, скажи, что ее не было!\", — просит человек в плаще. \"Конечно, не было... Клянусь\", — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются\".
Комментарии
Память о Булгакове- тоже.