Алиментщик, поклянись перед иконой!

На модерации Отложенный

Оригинальный способ воззвания к совести злостных неплательщиков алиментов нашли судебные приставы Алтая. Они придумали сюжет для двух коротких мультфильмов социальной направленности, а местные студенты-рекламщики бесплатно сняли ролик. В дальнейшем приставы планируют создать мультфильмы для должников всех мастей: налоговых, зарплатных и коммунальщиков. Впрочем, это далеко не единственный путь к кошелькам должников.

Судебные приставы «ловят» алиментщиков на фотографии красивых девушек, развешивают портреты недобросовестных плательщиков по городу, ябедничают родителям должников, а также просят священников наставить «отцов-кукушек» на путь истинный. «НИ» выяснили, какие из этих приемов наиболее эффективны.

По данным ряда региональных управлений Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в добровольном порядке исполняется до 30% судебных решений по алиментам, остальные, как правило, – в принудительном порядке. Для того чтобы взыскать долги с остальных 70%, ведомство готово прибегнуть к любым, даже самым экзотическим способам. Громкое продолжение получило эффективное решение проблемы алиментщиков в Ижевске. В октябре прошлого года в одном из выпусков теленовостей москвичка Яна Куликова увидела собственное фото. Оказалось, находчивые сотрудники УФССП, прикрываясь фотографией Яны и фальшивым аккаунтом в социальных сетях, знакомились с должниками. В ходе переписки от имени девушки приставы выясняли сведения о наличии имущества, которое может быть взыскано в уплату долга, а позже назначали им встречу, где и накладывали арест на, скажем, машину.

Расклад Яне не понравился, и она подала в суд, очередное заседание которого было перенесено на 31 марта. «По мнению приставов, сюжеты были смонтированы, на самом деле никакая фотография Яны не использовалась, – рассказал «НИ» адвокат Куликовой Александр Еким. – Также мы потребовали от двух социальных сетей, где использовалось фото Яны на фальшивом аккаунте, предоставить переписку с должниками, а также оба IP-адреса, с которых велись действия. Однако одна социальная сеть вообще проигнорировала наш запрос, а вторая заявила, что данные не сохранились после удаления аккаунта. При этом та же компания некоторое время назад уверяла, что данные сохраняются на протяжении полугода, тогда как на момент нашего обращения не прошло и трех месяцев. Мы предлагали на последнем заседании завершить дело мировым соглашением: судебные приставы приносят официальные извинения и признают, что вышли за рамки своих полномочий, а мы в свою очередь в разы снижаем сумму компенсации морального вреда. Но даже в принесении извинений нам было отказано».

Не меньше фантазии приставы проявляют при попытке достучаться до совести алиментщиков через социальную рекламу. Например, в Башкирии приставы доставляют людей в управление и заставляют смотреть мультфильмы, в которых рассказываются истории простых детей, по каким-то причинам оставшихся без внимания родителей. Похожая вещь работает и на Алтае, только там мультфильмы крутят в общественном транспорте. В одном из 40-секундных роликов странно нарисованный малыш играет с машинками и думает о папе с мамой в облаках. Внезапно картинка «разбивается», и зрителям показывают пьяного папу, лежащего на ободранном диване. Раздается звонок в дверь, папа, шатаясь, открывает ее, в проеме маячат сурового вида мужчины в форме. Возможно, сюжет был навеян заявлением главы ФССП Артура Парфенчикова о том, что каждый третий должник в стране добровольно исполняет судебное решение о наложенном взыскании после звонка или визита судебного пристава.

С любопытным предложением выступило управление ФССП по Краснодарскому краю. До конца марта там будут подведены итоги конкурса карикатур «С иронией – о серьезном». Авторы победивших плакатов получат дипломы и ценные подарки, а сами работы будут использованы как основа для информационных листовок, рекламных щитов и баннеров, которые появятся на улицах Краснодара. Пока непонятно, как кубанские художники воплотят прописанный в задании «положительный образ судебных приставов» и «ироничность в изображении должников». Но, судя по уже готовым подписям – «Недостоин сантиментов/ Неплательщик алиментов!», «Алиментщикам закон все-таки написан:/ В счет долгов пойдет диван там, где ты прописан», «Абсолютно незаконно/ На долги плевать с балкона!», должно получиться что-то феерическое.



Психологи сомневаются в эффективности социальной рекламы в борьбе с должниками. «Если человек не платит алименты давно и не собирается этого делать в будущем – значит, он принял для себя определенное решение, расставил приоритеты, – рассказала «НИ» психолог Анна Карташова. – И рекламные ролики или листовки с детскими рисунками его вряд ли растрогают. Тем более уровень исполнения рекламы зачастую оставляет желать лучшего».

Все чаще находчивые приставы грозят должникам карой небесной. Практически во всех регионах к работе привлекают представителей духовенства, которые ведут беседы с неплательщиками. Кстати, по мнению психологов, именно присутствие священников способно максимально помочь делу. «Обычно с должником работают официальные организации, чье негативное мнение ему и так известно, – пояснила «НИ» психолог Мария Стыскина. – А у священника неформальное, непредвзятое отношение, при этом духовник заинтересован в судьбе человека, а не в выполнении годового плана. Приставы могут пригрозить тюремным заключением, но священник вряд ли будет «обещать» геенну огненную. Как правило, дело ограничивается стандартным психологическим подходом». Впрочем, и тут не обходится без перегибов. «Мы готовимся подавать в суд иск по случаю, произошедшему в одном из регионов. Должников там водили в церковь, и если те клялись перед иконами, что выплатят всю задолженность, им предоставляли отсрочку», – сообщил «НИ» Александр Еким.

Для «неверующего Фомы» у приставов есть не менее эффективный способ воздействия: родительский гнев. Судебные приставы Ставрополя отправляют уведомление о том, что гражданин является должником, его родителям, то есть бабушкам и дедушкам внуков, оставшихся без алиментов. Статистика неутешительна: в крае почти 20 тыс. алиментщиков, и только треть из них добровольно помогают бывшим семьям. «Родители отвечают за детей до достижения ими совершеннолетия, после – только если ребенок полностью или частично недееспособен, – комментирует ситуацию адвокат Александр Еким. – По-хорошему какие-то претензии должны высказываться не маме с папой, а должнику непосредственно. Нередко родители практически не общаются с ребенком, а их терроризируют письмами и вызовами на беседы, мол, чтоб те повлияли на чадо. Если это произошло, если в письмах есть угрозы, например: «Ваш ребенок может оказаться в тюрьме», то следует немедленно обратиться в правоохранительные органы».

К слову, ябедничают на должников вообще всем подряд. По крайней мере, в тех регионах, где распространены ролики или баннеры с фотографиями нерадивых родителей. Например, на телемониторах казанских автобусов начали показывать фото злостных уклонистов. Они объявлены в розыск, а акция согласована с прокуратурой. Главная цель операции – найти алиментщиков и привлечь к уголовной ответственности. А вот на улицах Казани с согласия матерей развешены баннеры с фамилиями нерадивых отцов и фотографиями их детей. По словам местных судебных приставов, задолженностей после такой акции стало намного меньше.

В Санкт-Петербурге еще минувшей осенью планировали показывать лица должников на уличных электронных табло. При этом, по словам главы ФССП Артура Парфенчикова, на табло появятся «потенциальные объекты уголовного преследования, которых невозможно найти другим путем». С юридической точки зрения это незаконно, убеждены эксперты. «Существует уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов, и если уголовное дело заведено, человек объявлен в розыск, то приставы спокойно могут размещать фотографию человека в транспорте или на рекламных растяжках, – пояснил «НИ» адвокат Еким. – Но если есть только судебное решение, то использовать изображение человека нельзя: потом должник может предъявить ведомству вполне справедливые претензии».