Украина: Ни оппозиции единой...

На модерации Отложенный

Пока победитель президентской гонки и его соратники масштабно адаптируют вертикаль власть под свои нужды, проигравшие не могут договориться между собой. В парламенте уже появилась оппозиция и на подходе \"теневое\" правительство. Но единства в парламентском меньшинстве все нет и нет.

\"Оппозиционный поезд\" – просим фракции занять места

События последних дней показывают, что длительная коалиционная неопределенность для новой власти не прошла даром. Стоило только изменениям в регламенте ВРУ расчистить горизонты, как сразу же – понеслось. Кадровые перестановки на всех этажах вертикали власти обрушиваются со скоростью, от которой дух захватывает у зрителей, привыкших к вялому и до конца толком нереализуемому консенсусу времен предыдущего парламентского большинства. Тем временем противоположная сторона уже около месяца никак не может определиться, кто в ее среде объединенная оппозиция, кто – цивилизованная, а кто так – погулять вышел.

Лавры самого правильного внутрипарламентского сопротивления наметившемуся режиму ожидаемо достались БЮТ. Козырей на руках у представителей лагеря экс-главы правительства хватает. Среди них – патронат Юлии Тимошенко (второго номера президентского забега, с одной стороны, свежеотставленного премьер-министра, с другой стороны, и закаленной в давних боях пламенной оппозиционерки – с третьей), и опыт антивластной борьбы, знакомый многим \"бютовцам\", и задекларированная этой политической силой готовность объединить всех и каждого во имя высокой цели. \"Кто хочет присоединиться к такой деятельности, кто хочет сесть в оппозиционный поезд – пожалуйста, пусть садится. Работы хватит всем\", - призывает расширить стройные ряды Владимир Стретович. Но на практике, едва ли не главное преимущество второй по численности фракции – это как раз то, что именно она является второй по численности фракции.

После того, как \"коалиция тушек\" превратилась в данность, основным предметом преломления копий в Верховной раде остается статус официальной оппозиции. И пока профильный закон, на насущной необходимости существования которого настаивают в БЮТ, еще не принят, правила оппозиционной игры расписывает парламентский регламент.

Норма о том, что оппозицию может сформировать депутатская фракция, число депутатов в которой равняется не менее половине \"внекоалиционных\" депутатов (или объединение фракций, которые аккумулируют требуемое количество голосов) уже традиционно вызывает протесты \"нунсовцев\". Причина возмущения ясна: парламентское представительство БЮТ удовлетворяет этому требованию с солидным запасом. Следовательно, после объявления об официальном противостоянии действующей власти, именно соратники экс-премьера превращаются в \"парламентскую оппозицию\" по закону – со всеми вытекающими оттуда последствиями. В число оных, входит, например, право собирать \"оппозиционное\" (в миру – \"теневое\") правительство, которым объединенные меньшевики готовы с радостью воспользоваться. Во всяком случае глава альтернативного Кабмина Сергей Соболев 17 марта уже был представлен в новом качестве. Помимо разрешения официально присматривать за реальным Кабинетом министров и писать альтернативные законопроекты, сформированная по правилам оппозиция получает возможность претендовать на заманчивые кадровые высоты – председательство в ряде ключевых парламентских комитетов и \"заместительство\" в тех, которые возглавляют представители коалиции. Но требовать свое \"бютовцы\" пока не планируют – предполагается, что вежливая власть должна сама захотеть и сама все дать. \"Когда мы были во власти, мы показали пример уважения к оппозиции, и теперь очередь за коалицией\", - верит в чужое уважение к оппонентам вице-спикер Николай Томенко.

Формально почувствовать себя своими на наметившемся празднике жизни антагонисты \"большевиков\" из других фракций могут лишь в том случае, если в БЮТ согласятся взять их в долю. По регламенту у оппозиции, как и у коалиции, есть свои механизмы расширения. Проблема в том, что НУ-НС-авторы нескольких законопроектов, воплощающих противоположную точку зрения на принципы функционирования парламентского меньшинства, желают добиться того, чтобы равных в правах \"официальных\" оппозиций могло быть несколько. Найдут ли такие намерения понимание у достаточного числа народных избранников – пока сказать трудно. Но с требованиями регламента реальность уже не совпадает. Реализуя анонсированный 9 марта Юлией Тимошенко план объединения демократических сил, 17 марта в парламенте было объявлено о создании оппозиции, объединяющей восемь политических сил. Часть из них, как и следовало ожидать, входит в НУ-НС. Но правила парламентского общежития знают только формулировку \"оппозиционное объединение депутатских фракций\", а не партий, как предполагает нынешнее положение дел. Выходит, что \"верховное\" меньшинство создано с нарушением регламента.

Объединение объединению рознь

Противостоять шаткости статуса парламентской оппозиции ее руководство планирует приблизительно тем же путем, который так и не удалось освоить коалиционерам – мобилизаций нужного числа \"подписантов\" в НУ-НС.

\"Мы попросили наших коллег из НУ-НС определиться - они с Януковичем или в оппозиции. Такое решение ими уже фактически подготовлено, и в ближайшее время они объявят о переходе в оппозицию. После этого мы готовы объединиться в оппозицию фракций\", - делится планами Сергей Соболев. Есть и другой вариант разрешения ситуации \"малой кровью\". Жесткость \"фракционных\" требований зафиксирована в регламенте как \"зеркало\" былого порядка создания большинства. Но после того, как парламентарии решили, что коалицию могут создавать \"депутатские фракции, народные депутаты\", требовать беспрекословного соблюдения старых норм от оппозиции несколько странно. Поэтому аналогичные свежему правилу \"тушек\" коррективы \"оппозиционной\" главы регламента выглядели бы логично. Но, возможно, депутаты не спешат с изменениями потому, что не уверены в точечном характере результатов.

Адаптация правил игры к новым реалиям парламентского бытия была бы вполне закономерным следующим шагом законодателей. Но сделав один шаг, по этой дороге можно пройти дальше, чем хотелось бы \"главным\" оппозиционерам из БЮТ, ведь неизвестно, какая поддержка может ожидать встречные инициативы других претендентов на гордое звание. Можно допустить, что нынешней власти в лице Партии регионов с сочувствующими существование нескольких \"официальных\" оппозиций было бы на руку. Благодаря этому, как минимум, должности, положенные \"меньшевикам\" по статусу, не оказались бы в распоряжении одного лагеря. Соответственно, ее (власти) парламентские представители могли бы, в случае необходимости, поддержать какую-нибудь из НУ-НС-инициатив, расширяющих оппозиционные горизонты. С другой стороны, за настойчивым подыгрыванием претензиям БЮТ на главенство (например, в правительстве настойчиво намекают, как там хотят работать с собранными по всем правилам \"теневиками\") может стоять желание призвать неохваченных объединительным порывом (а потому – обиженных в кадровом отношении) \"нунсовцев\" в коалиционные ряды. В идеале – в количестве, позволяющем считать, что к большинству примкнула вся фракция, и значит, вердикт КСУ по поводу степени конституционности обновленного регламента был бы не страшен в независимости от результата рассмотрения.

Какими бы ни были судьбы \"несправедливого\" закона о регламенте и \"взвешенного\" закона об оппозиции, в любом случае ясно, что в стане официальных антагонистов Виктора Януковича единства нет. По большому счету, желание формировать столько \"теневых\" правительств, сколько захочется, на сегодня выглядит лишь символом очевидной разобщенности. Вполне логично, что неохваченные трепетными чувствами к экс-премьеру члены НУ-НС не спешат солидаризоваться с Юлией Тимошенко в парламентской деятельности. \"Координация действий с БЮТ будет возможна, если они научатся вести себя корректно по отношению к НУ-НС, прекратят поток провокационных заявлений о нашей фракции и ее депутатах\", - допускает Николай Мартыненко. Но объединяться с БЮТ на постоянной основе ряд партий, входящих во фракцию преткновения не спешат. В свою очередь в стороне от \"оппозиционного колхоза\" (пользуясь его же выражением) хочет остаться и Арсений Яценюк. Не спешит экс-спикер и умалять противодействие власти парламентскими правилами игры. \"Поймите, оппозиция не может быть ограничена регламентом. Это бред! Оппозиция - это политическая деятельность, она не укладывается в рамки парламента\", - убежден он. В свою очередь, свое \"теневое\" правительство Арсений Петрович планирует формировать без оглядки на регламент, позволяющий укомплектовывать альтернативный Кабинет только народными депутатами. В свое время, вероятно, именно эта норма послужила причиной смены вкусов внутри БЮТ, где одно время заверяли, что \"теневиками\" станут профессионалы извне, а не парламентарии.

Стремление части фактической оппозиции к такого рода индивидуализму, по-своему, оправданно. С одной стороны, победа одного кандидата на президентских выборах вовсе не означает, что все политические силы обязаны сплотиться вокруг его ближайшего конкурента – подобный сценарий больше характерен для двухпартийных систем. С другой стороны, как уже упоминали \"Подробности\", объединение вокруг Юлии Тимошенко для многих политигроков может быть чревато потерей собственной индивидуальности… В то же время, при существующих правилах игры эффективно осуществлять противодействие власти действительно удобнее и логичнее сообща. Вот только вряд ли ассортимент оппозиций уменьшится от частого повторения мантр \"Лишь в единстве наша сила\", как бы справедливо они ни звучали. Победителям уже не удалось взять нахрапом разобщенный \"демократический лагерь\". Проигравшим, по всей видимости, тоже нужно постараться…