Китай и Индия поддают жару в пламя соперничества
На модерации
Отложенный
В бурлящем котле раздора между двумя гигантскими амбициозными государствами даже забытый Богом луг в Гималаях стоит того, чтобы за него сражались.
Какие-то два десятка китайских солдат сошлись в этом году в схватке с семейством кочевников, которые не желали покидать зимний выгон, используемый, по словам местных жителей, индийскими пастухами на протяжении многих поколений. Китай заявляет, что это пастбище является частью Тибета, а не Северной Индии. Индийские власти заявляют, что солдаты порвали палатку, в которой жила семья кочевников, и пытались вытолкать их в сторону приграничного индийского города Демчок.Увеличивая разногласия
Черинг Доржей, председатель Индийского автономного совета по надзору за развитием горных территорий, говорит, что он прибыл на место событий с новой палаткой и офицерами индийской службы безопасности и убедил пастухов остаться. Он сказал: «Китайцы, кажется, постепенно захватывают нашу территорию. Если Индия не укрепит свою обороноспособность, мы не будем ощущать себя в безопасности».
Сражения по поводу территориальных претензий вдоль чрезвычайно милитаризованной горной границы, связанные с экономической напряжённостью между двумя государствами, разжигают соперничество XXI века. Растущее недоверие создаёт дилемму для США по поводу того, как обхаживать одно государство, не раздражая при этом другое.
Китай и Индия время от времени сотрудничают. Но в последние годы они яростно сражаются по поводу торговли, вложений в энергетические программы, даже пытаются обогнать друг друга в том, кто раньше высадит человека на Луну. Некоторые индийцы желают сближения с США, чтобы создать препятствие для подъёма Китая – стратегический приём, который, скорее всего, осложнит взаимоотношения между этими тремя державами.
Брахеш Мишра, бывший советник национальной безопасности Индии, заявляет: «Китай пытается стать №1. В этом корень проблем между Китаем, Индией и США».Пройти по черте
В субботу состоялась встреча премьер-министров Индии и Китая на саммите азиатских лидеров в Таиланде. Она последовала после нескольких недель торговых препон и территориальных споров. Во время встречи Вэнь Цзябао и Манмохан Сингх пришли к соглашению снивелировать разногласия по поводу общей границы с целью добиться приемлемого договора о незаселённых территориях, как сообщает проправительственное информационное агентство «Синьхуа». Индийский премьер-министр Сингх в своём заявлении, сделанном после окончания встречи, также отметил необходимость повышения уровня «понимания и доверия» между двумя странами и настаивал на том, что разногласия их не разделяют.
В следующем месяце, после запланированного визита в Китай, президент Барак Обама примет индийского премьер-министра Манмохана Сингха с официальным визитом. В центре внимания встречи будет находиться «растущее стратегическое партнёрство». Торговые и военные связи между двумя государствами становятся крепче. В прошлом году США ослабили ограничения на приобретение Индией «высокоточных технологий» и оборудования для мирного использования ядерной энергии. Военные обеих стран в этом месяце приняли участие в совместных учениях.
Индийские аналитики в области обороны считают, что Индии необходимо укреплять связи с США, чтобы защитить себя от потенциальной опасности со стороны Китая. «Если подъём Китая является мирным, и он интегрируется в мировую экономику, всё будет замечательно», - заявляет отставной бригадный генерал индийской армии Гурмет Канвал, директор центра изучения вопросов воздушно-наземных операций военного научно-исследовательского института, - «Китай следует нейтрализовать, лучше всего иметь такого друга, как США».
В дополнение к вызывающим озабоченность вопросам обороны, между Китаем и Индией растут торговые разногласия. Индия склоняет всех членов ВТО к антидемпинговым акциям против Китая. Индия запретила импорт китайских игрушек, молока и шоколада, ссылаясь на проблемы безопасности, и начала расследования по поводу экспорта автомобильных шин и химикатов, наряду с другими продуктами.
15 октября министр тяжёлой промышленности Индии Виласрао Дешмук попросил министра финансов установить пошлины на импорт дешёвого китайского энергетического оборудования. «Мы не хотим, чтобы Индия превратилась в рынок сбыта», - заявил он журналистам.
В настоящий момент самой большой угрозой для китайско-индийских отношений могут быть их взаимные претензии по поводу захвата территорий вдоль их границ. В последние годы Китай затеял территориальные споры со многими странами, включая Россию, в качестве составного элемента того, что он называет «политикой добрососедства». Но Китай и Индия практически не продвинулись вперёд, несмотря на 13 раундов переговоров с 2003 года.
Китай утверждает, что восточный индийский штат Аруначал Прадеш исторически является частью Южного Тибета. Индия хочет, чтобы Китай вернул территорию, именуемую Аксай Чин - заброшенные высокогорные соляные плато, которые жители Ладака считают частью древнего буддийского королевства. То, что Индия обнаружила в регионе построенную Китаем дорогу, вызвало пограничную войну в 1962 году.
В начале этого месяца Китай возражал против визита в Аруначал Прадеш индийского премьер-министра Сингха, который должен был принять участие в местных выборах, заявляя, что это спорная территория. «Мы просим Индию обратить пристальное внимание на официальные опасения Китая и не провоцировать инциденты на оспариваемых территориях», - заявил репортёрам министр иностранных дел Китая Ма Чжаосюй.
Министр иностранных дел считал, что Аруначал Прадеш является индийской территорией и потребовал, чтобы Китай прекратил инвестиции в проекты развития инфраструктуры в контролируемой Пакистаном части Кашмира. Как Индия, так и Пакистан претендуют на полное обладание Кашмиром.
В 1962 году \"пограничная война\", проигранная Индией, осложнила проблемы с границей между двумя странами. В настоящее время китайские и индийские вооружённые силы договорились о поочерёдном патрулировании спорных территорий. Гопал Пиллай, представитель МВД Индии, осуществляющий контроль приграничной политики, заявил: «Мы хотим избежать прямой конфронтации». Когда их интересы сталкиваются, они прибегают к проверенным силовым комбинациям. В среду они представили на рассмотрение планы по сотрудничеству во время декабрьской конференции по вопросу изменения климата, проходящей в Копенгагене. Пакт, скорее всего, будет направлен против предлагаемых промышленно развитыми странами квот на выброс углекислого газа. Во время обсуждения проблем всемирной торговли обе эти страны противостояли давлению Запада, стремящегося открыть их сельскохозяйственные рынки.
«Экономический и военный рост Китая не является угрозой для Индии. И Индии не следует быть угрозой для Китая», - заявляет Чэн Жуйшэн, бывший посол Китая в Индии, - «Мы должны сотрудничать друг с другом».
Но многие китайцы отрицают любое сравнение с Индией, всё ещё являющейся огромной аграрной страной, в которой доход на душу населения едва составляет одну треть от китайского. И они обычно обеспокоены тёплыми отношениями Индии и США.
Индийцы, в свою очередь, рассержены наплывом китайского импорта и укреплением дружеских связей Китая и соседей Индии, включая Непал, Шри-Ланку и серьёзного конкурента - Пакистан. В ноябре в своей речи министр финансов Индии Пранаб Мукерджи, который тогда был министром иностранных дел, назвал экспансионистский Китай одним из главных испытаний для Индии. «В настоящее время Китай стремится продвигать свои интересы более агрессивно, чем в прошлом», - сказал он во время своей речи в Совете национальной безопасности в Нью-Дели.
Индийское правительство тщательно исследует предложения китайских компаний, касающиеся инвестиций в индийскую экономику. Недавно было выдвинуто требование, чтобы краткосрочные бизнес-визы, выданные тысячам китайских граждан, были конвертированы в рабочие – эффективный шаг по выдворению из страны неквалифицированной китайской рабочей силы.
Китайское правительство возражает против предлагаемой Азиатским Банком Развития программы, которая даёт Индии надежду на финансирование проектов водоснабжения спорных территорий в Аруначал Прадеш. В этом году китайское посольство начало выдачу виз жителям Аруначал Прадеш и Джамму и Кашмир таким образом, что, по мнению индийских властей, Китай в дальнейшем получает возможность не считать обладателей виз гражданами Индии. Представительница китайского посольства в Нью-Дели заявляет, что «каждая страна имеет право устанавливать свою собственную визовую политику».
Американские военные подрядчики могли бы получить выгоду из желания Индии модернизировать свою армию. В то время как США наложили вето на военные поставки в Китай, поставки в Индию активизировались. \"Локхид Мартин\" и \"Боинг\" находятся среди военных подрядчиков, сражающихся за право поставок для ВВС Индии истребителей нового поколения – сделка, которая может быть оценена в 10.4 миллиарда долларов.
Некоторые китайские аналитики считают, что трения между Индией и Китаем играют на руку желанию США сдерживать Китай. «Если напряжённость на границе Китая и Индии продержится до лета, я не сказал бы, что США это не понравится», - говорит Ши Иньхун, специалист по связям между Китаем и США в Народном университете в Пекине.
Оспариваемая территория на севере Индии находится в штате Джамму и Кашмир. Район, примыкающий к Китаю, известен как Ладак. Он представляет собой главным образом скалистые горы с отдельными зелёными пастбищами, на которых пасутся яки, козы и лошади. Многие пастухи и торговцы живут по обеим сторонам нечёткой границы, являются наследниками тибетской культуры и исповедуют буддизм. Главный город, Лех, находится на индийской стороне и представляет собой древнюю стоянку караванов.
Сегодня эта территория кишит индийскими солдатами. Индийские пограничники тщательно контролируют передвижение на восток в направлении Китая.
Мнение: приграничные районы в опасности
Индийская армия ускорила программу по строительству дорог в регионе.
Дороги, которые пролегают между лагерями индийской армии и через перевал, находящийся на высоте более 17 000 футов (5 180 метров), утыканы странными знаками: «Я фигуристая, помедленнее», - предупреждает один из них. «Ты мне нравишься, милый, но не так быстро», - говорит другой.
Индия намеревается использовать новые горные дороги, чтобы обеспечить, в частности, военные поставки. В сентябре индийский грузовой самолёт приземлился на новой высокогорной взлётной полосе, расположенной возле границы.
Жители приграничных индийских деревень оказались в центре конфликта. По словам Ригцина Спалбара, бывшего председателя Совета по развитию горной автономии Ладак, когда сельские жители несколько лет назад строили ирригационный канал, китайские солдаты пытались запретить им это.
«Сельские жители осыпали солдат оскорблениями, но они были злы на индийских солдат за то, что те ничего не предпринимали», - сказал он.
Индийские жители района заявляют, что китайские солдаты рисовали китайские знаки на камнях на той территории, которую Индия считает своей. Жители говорят, что границу никогда так тщательно не контролировали.
70-летний Кончок Гурмет живёт в Спангмике, деревне, окружённой тибетскими молитвенными флагами, возле озера Панггонг, недалеко от китайской границы.
Он говорит, что ещё несколько лет назад мог переправлять лошадей и шерсть через границу в обмен на китайскую посуду, одежду и термосы.
Сейчас, по словам местных жителей, пограничники с обеих сторон препятствуют контрабанде. После яростных протестов в Тибете в прошлом году Китай стал обращать внимание на то, кто пересекает границу. «Индийская полиция обеспокоена тем, что пастухи и контрабандисты могут поставлять китайцам информацию о военных позициях и инфраструктурных проектах», - говорят они.
По словам господина Пиллаи, представителя МВД Индии, развитие инфраструктуры с обеих сторон границы повышает интерес к формированию определённой линии.
«Конфронтация между индийскими пастухами коз и китайскими солдатами, случившаяся в январе, началась после того, как пастухи пересекли реку, чтобы достичь пастбища, которым они пользовались в течение многих поколений», - заявил господин Пиллаи.
Китайцы воспринимают реки в качестве границы. Индийские силы безопасности не оказывают давления, потому что пастбище сейчас окружено китайскими сторожевыми постами. «Мы считаем, что тактически сложно удерживать эту территорию», - сказал он.
Министр обороны Китая отказался комментировать этот инцидент, а министр иностранных дел Китая отрицал любое вторжение на территорию Индии. «Китайские пограничники всегда действуют в соответствии с правилами», - заявила представительница министра иностранных дел Китая в прошлом месяце.
Господин Пиллаи заявляет, что всё больше военных движется к китайской границе. Он называет это «постепенным» построением «оборонительных позиций».
Некоторые жители Аруначал Прадеш – индийского штата, на который претендует Китай, – говорят, что это вопрос времени.
«Индии нужно проснуться. Китай собирается размять мускулы», - заявил Кирен Риджиджу, бывший член парламента от Аруначал Прадеш, - «Будучи, одним из ближайших соседей, мы являемся лёгкой целью».
Комментарии
Ещё на прошлой неделе говорилось как о чём-то несбыточном, но желательном, о военном конфликте между КНР и Индией. И связано это было с тем, что Обаме нужна "маленькая победоносная война" (типа абхазского конфликта), чтобы поставить на место финансовых воротил.
Мы ещё сообщение не переварили, а войнушка - вот она!
Но быстёр Барак!