Украина: война за умы

На модерации Отложенный

Не получается пока конструктивного диалога между властью и оппозицией. Происходящее почему-то напоминает банальную истерику. Впрочем, разве можно было ожидать чего-то другого? Судя по всему, стремительное вхождение «регионалов» во власть, формирование рекордными темпами единой «триады» - Кабмин, парламент, Администрация Президента - настолько деморализовало «оранжевый спектр», что они даже не знают, с чего начать.

А закончили они плохо. Это понятно. Счетная палата, Генеральная прокуратура, Контрольно-ревизионное управление уже занялись анализом деятельности бывшей власти. Цифры потерь впечатляют. Глава Счетной палаты Валентин Симоненко уже доложил Президенту, что только за последние месяцы пребывания в Кабмине Юлии Тимошенко государству нанесен ущерб на двадцать миллиардов гривен. Если копнуть еще, то цифра получится астрономическая. А копать будут. Глубоко и непрерывно. Еще банковский сектор не трогали и кредиты МВФ. Столько интересного может выясниться… Следовательно, «оранжевым» придется нести ответственность за содеянное. Не исключено, что уголовную. Видимо, именно это обстоятельство вынуждает новую оппозицию к неадекватным и непродуманным действиям. Главное для них сегодня – побыстрее представить себя в качестве обиженных и преследуемых. Это раз. А два – постараться провести противостояние в идеологическую сферу. Дескать, они не просто так кричат. Они защищают Украину от «антиукраинских сил». Нация в опасности. У патриотов болит сердце, а также другие части тела при виде того, как насилуют национальную идею.

Справедливости ради стоит отметить, что новая власть, занятая решением организационных вопросов, еще никого не репрессировала и не посадила. Просто некогда было. Вытеснение «оранжевых» из властного поля прошло довольно цивилизованно. По-моему, они еще и сами не успели толком осознать, где оказались. Однако четко поняли: «кормушки» больше нет. Профессиональные патриоты, которые умеют только «любить Украину» с корыстной целью, причем на грани изнасилования, оказались у разбитого корыта. Более того, обострилась борьба внутри националистического сектора за лидерство. Юлия Тимошенко объявила себя «старшей сестрой» нации и фактически монополизировала парламентский сектор деятельности оппозиции. Прикол же заключается в том, что патриотов у нас много. Настолько много, что им тесно в одной политической нише. Поэтому начинается борьба за выживание. Одним из проявлением данной «внутривидовой борьбы» стала организация крайне правым националистическим крылом травли нового министра образования Дмитрия Табачника. Некоторые удивляются: а почему именно Дмитрия Владимировича выбрали в качестве «основной мишени»? Некоторые особо «умные» аналитики, которые по инерции продолжают обслуживать национал-патриотов, даже выдвинули оригинальную версию происходящего. Якобы коварные «регионалы» реализовали иезуитский план. Назначили Табачника министром образования, чтобы отвлечь внимание истинных «украинских сил» от других членов Кабинета министров. Все сосредоточатся на борьбе с «мракобесом», что поможет вывести из-под удара новую властную команду. Думаю, ребята начитались слишком много книг о теории заговоров. На самом деле, все гораздо проще.

Во-первых, Министерство образования благодаря усилиям бывшего руководителя Ивана Вакарчука превратилось в кормушку для избранных «патриотов», делающих на любви к Украине свой бизнес. Гуманитарную сферу эти люди уже не один год рассматривали как свою вотчину. Была налажена целая система «патриотического рэкета» на базе Минобразования. Очень простой пример, как это все работает. В состав наблюдательного совета министерства входит множество карликовых организаций националистической ориентации. Поскольку решения совета принимаются консенсусом, то у этих патриотов-миноритариев блокирующий пакет. А какие решения принимает данный орган? Например, выдавать или не выдавать лицензию на введение определенной специальности в вузе.

Сегодня в Набсовете лежат без движения 1400 (!) лицензионных заявок. Получить добро можно, только перечислив определенную сумму на счет патриотов–миноритариев. Цена вопроса – примерно 80 тысяч гривен. И ведь платят! Сдаются даже такие монстры (в хорошем смысле этого слова), как Одесская юридическая академия. С приходом Табачника эта система будет сломана. Теперь посмотрите, кто больше всех кричит о защите национального образования? Именно лидеры тех молодежных организаций, которые отлучены от «рэкета».

Во-вторых, сферу образования национал-патриоты всегда рассматривали как борьбу за своих избирателей. Почти за все время существования Украины в качестве независимого государства гуманитарная сфера традиционно отдавалась на откуп «национально-сознательным». Пожалуй, только Василий Кремень пытался хоть как-то деидеологизировать систему образования, однако и он не смог многого сделать, поскольку, с одной стороны, на него давил тогдашний премьер Виктор Ющенко, а с другой – когорта профессиональных борцов за «нацидею». Фактически все эти годы шла война за умы нового поколения. Если хотите, то можно назвать это цивилизационным конфликтом. Национализм против восточно-славянской культуры. Не больше и не меньше. И приходится констатировать, что националисты пока выигрывают эту войну. Пусть локально, но выигрывают. События 2004-2005 годов являются наглядным тому подтверждением. Молодежь очень мобильна, легко поддается внешнему воздействию, креативна и априори склонна к бунтам. Им легко можно «впарить» легенду о «национальном сопротивлении».

В-третьих, национал-патриоты никогда не были ограничены никакими моральными рамками. В отличие от «регионалов», которые явно комплексовали в оппозиции. Например, «заморачивались» насчет ответственности за свои слова и заявления. Подобной проблемы перед «сознательными патриотами» никогда не стояло и не стоит. В этом они очень похожи на исламистов, для которых обмануть неверного – благо, высшая доблесть. Поэтому и методы работы «сознательных» идентичны с геббельсовской пропагандой. Конкретный пример: по всем вузам и школам сегодня запускается следующая дезинформация – якобы новый министр образования планирует ввести некие «региональные коэффициенты» во время проведения внешнего тестирования. Если коротко, то смысл «нововведения» заключается в том, чтобы создавать преференции для регионов. Например, условно говоря, если подросток из Житомира ответит на 80% вопросов, то он по любому получит более высокий балл, чем его сверстник из Киева. Конечно, никто эти «региональные коэффициенты» вводить не собирается. Однако киевские родители уже стоят на ушах, возмущены до предела и готовы к активным формам протеста. Вот именно с помощью подобных аморальных, лживых и провокационных методов действует национал-патриотическая оппозиция.

Для них подобная технология – родная стихия. Если власть продолжит и дальше комплексовать по поводу «национал-патриотов», то рискует проиграть первый раунд идеологической войны. Можно долго рассуждать о том, насколько кампания, развязанная против Дмитрия Владимировича, нанесет «репутационный вред» Кабинету министров. А дело вовсе не в этом. Сегодня началась война за умы. В практическом измерении это война за будущий электорат. Национал-патриоты, лишившись монополии в гуманитарной сфере, фактически оказались на грани элементарного физического вымирания. Им необходима новая «питательная среда». Причем не только в Западной Украине. Это для них путь к изоляции. А вот вырваться на национальный уровень можно только при помощи навязывания своей идеологии новому поколению. Поэтому надо четко понимать, что сегодня поставлено на карту. Экономика экономикой, однако война за умы может привести не к менее разрушительным последствиям, чем финансовый кризис.