Астахов пригрозил финнам усыновить Роберта Рантала

На модерации Отложенный

Российский омбудсмен Павел Астахов пригрозил органам опеки финского города Турку, что усыновит Роберта Рантала, если хоть один волос упадет с его головы. В результате ребенку позволили остаться пока у родителей. Между тем Астахов выяснил, что у взрослых Рантала все же есть проблемы, но не достаточно серьезные, чтобы лишать их родительских прав.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, прибывший во вторник в Финляндию для урегулирования ситуации вокруг семилетнего Роберта Рантала, сына россиянки Инги и финна Вели-Пекки Рантала, пришел к выводу, что «здесь не все так просто, как казалось». По его словам, местные органы соцопеки подготовили на семью целое досье.

«Я видел эти документы,— рассказал он GZT.RU.— Там история семьи, начиная с 2006 года. Есть определенные проблемы, которые они должны решить и решают. Я не имею права говорить, что именно там сказано. Тем не менее, я считаю, что у них есть все возможности исправить ситуацию. При этих основаниях можно найти другие решения, кроме лишения прав, и оставить ребенка в семье».

Астахов пояснил, что по финскому законодательству для лишения родителей родительских прав необходимы доказательства, что ребенок находится в опасности, есть угроза его жизни и здоровью, что родители не могут обеспечить ему безопасность.

«Этого не было и изначально, а сейчас и тем более нет»,— заявил он GZT.RU.

Вечером во вторник Астахов приехал в дом Рантала в городе Турку и лично пообщался с семьей. По его словам, все трое произвели на него очень хорошее впечатление.

«Семья хорошая, ребенок счастливый и довольный, играет в паровозики и говорит, что хочет жить дома,— рассказал он.— На шее у меня повис, сказал спасибо, что его защищаю».

Астахов пошутил с финнами

До встречи с семейством Рантала Астахов встретился с руководством министерства социального обеспечения и здравоохранения Финляндии, с местным уполномоченным по правам ребенка Марией Кайсой Аула, а также с руководителем управления социальной защиты города Турку Ритой Кюслю.

Омбудсмен пояснил GZT.RU, что по итогам встречи было принято решение оставить пока Роберта в семье. Он считает это своей личной победой.

«Это моя личная договоренность с руководителем отдела опеки,— пояснил он.— Я сказал им, что если кто-то дотронется до ребенка, то я его заберу себе. У меня три сына есть, будет четвертый. Конечно, это была шутка».

Однако результат налицо – мальчика в итоге не забрали в приют, хотя изначально позиция органов соцзащиты была жесткой и непримеримой: Роберта немедленно вернуть ребенка назад в интернат. Теперь он останется с родителями как минимум до пятницы, 19 марта. В этот день должны состояться предварительные слушания в суде, где соцработники представят все свои аргументы.

Вместе с тем, на вторую половину дня среды запланирована еще одна встреча Астахова с органами опеки Турку. Омбудсмен надеется, что ему удастся уговорить финнов и вовсе отменить судебное разбирательство по лишению Рантала родительских прав. В частности, он будет настаивать на том, чтобы Роберту провели психологическую экспертизу. По его мнению, ребенок находится в стрессовом состоянии из-за попадания в приют, где его держали против его воли и даже подбили глаз.

«Мальчик показывает стойкую привязанность к семье, к дому и паническую боязнь приюта и представителей органов опеки»,— считает Астахов.

«Я ставлю перед собой задачу либо отложить это судебное заседание, либо найти несудебный путь решения проблемы,— сказал он.— Я готов выступить поручителем того, что нет никакого нарушения прав мальчика и, тем более, насилия между собой и в отношении Роберта».

Инга готовится к крайним мерам

В доме Рантала второй день постоянно находятся российские журналисты.

«Они нас просто спасли,— считает Инга Рантала.— Финны боятся шума, они как улитка пытаются спрятаться, но у них не получается. Они хотели забрать сына, но когда узнали, что у нас тут журналисты, побоялись приехать».

Инга уже доведена до отчаянья и готовится к крайним мерам.

«Мы не хотим ждать этого самосуда, который назначен на 19 марта,— заявила она GZT.RU.— Соцслужба сразу применила к нам крайние меры, никакие другие методы не были использованы, а почему, никто не может объяснить. Теперь они надеются, что пойдут на маленькие уступки, а когда СМИ про нас забудут, примут на суде решение лишить нас прав. Мы подняли статистику, никто еще таких судов не выигрывал, ни русские, ни финны. Соцслужбу нельзя победить. Это машина. Если сегодня (17 марта) не будет принято окончательное решение в нашу пользу, мы готовы просто вывезти ребенка в Россию. Астахов нам поможет, лично пообещал, что не даст ребенка в обиду!»

На вопрос GZT.RU, о чем написано в досье соцработников, Инга ответила, что в 2006 году они с мужем имели неосторожность обратиться к ним за помощью.

«Чтобы не подавать ребенку плохого примера, муж хотел бросить курить и пить пиво,— объяснила Инга.— Нам посоветовали обратиться в соцслужбу, так как там есть клиника, где оказывают такую помощь, психологи. Муж начал курс, но ему не помогло. Тогда они решили, что он алкоголик, что мы безнадежные, раз сами к ним обратились. И на суде они постараются представить это именно так».

Финляндия не хочет шума

Свою позицию после встречи с Астаховым обнародовало и министерство здравоохранения и социальных дел Финляндии. По мнению представителей министерства, излишняя гласность в делах о взятии детей под опеку не соответствует их интересам и может им навредить.

«Российский уполномоченный по правам ребенка и руководитель социального управления Турку являются единственными сторонами, которые вправе вести переговоры по этому вопросу, поскольку имеют специальное разрешение от родителей ребенка,— сообщил глава канцелярии министерства Кари Вялимяки.— Мы не хотим, чтобы семейное дело обсуждалось общественностью. Лишние публикации вредят ребенку. Мы не можем раскрывать все подробности, информация конфиденциальна». При этом чиновник отметил, что «утверждения о том, что решение о передаче ребенка на попечение полностью или даже частично обусловлено русофобией — абсурдны и неверны».

«Все дети равноправны, независимо от их гражданской принадлежности, имущественного положения или происхождения,— сказал он.— Передача ребенка на попечение невозможна на основании его слов о том, что опекун его шлепнул, или потому что ребенок показывает свой паспорт другого государства».

Тревожная ситуация

В среду Павел Астахов собирается также встретиться с мэром города Турку и обсудить с ним проблему решения конфликтов, которые возникают вокруг двуязычных семей.

Кроме того, он встретится с россиянкой Риммой Салонен, у которой финские власти отобрали пятилетнего сына Антона, а также с другими русскими женщинами, у которых похожие проблемы в Финляндии.Ранее пресс-служба Астахова сообщала, что за последние семь лет в Финляндии зафиксированы семь случаев изъятия детей из российско-финских семей, четыре из которых произошли в 2009 году.

«Такая ситуация вызывает тревогу и озабоченность»,— говорится в сообщении.

Астахов считает, что между Россией и Финляндией необходимо заключить двусторонний договор, который урегулирует все разногласия в этой сфере.