Выборы мэра Иркутска преподнесли Бурятии урок
На модерации
Отложенный
У иркутского разгрома \"Единой России\" два слагаемых. Неразборчивость местной партии власти в вопросе своих кандидатур и решимость жителей Иркутска показать фигу властям. В Улан-Удэ эти слагаемые тоже есть. Поэтому ближайшие два года станут эрой возвращения политики в нашу жизнь.
Застряли в 90-х
Иркутский пример показал очень многим, что победить партию власти не просто можно, но иногда и очень легко. Бюджет, потраченный победителем выборов Виктором Кондрашовым, на несколько порядков меньше, чем было вложено в кампанию кандидата от \"Единой России\" Сергея Серебренникова. Кроме того, на последнего работало правительство области, толпа высокооплачиваемых московских политтехнологов, избирательная комиссия (отменившая регистрацию одного из реальных конкурентов за несколько дней до выборов). Этот шаг из просто победы оппозиции превратил выборы в тотальный разгром \"Единой России\": Виктор Кондрашов набрал 62% голосов.
Объяснить это можно довольно просто. Партия власти и ее политтехнологи застряли в своем умственном развитии где-то в выборах 90-х. Работа ведется по давно устаревшим шаблонам — все те же знакомые по десяткам выборов листовки и лозунги, заезженные донельзя \"технологии\", все то же беззастенчивое использование административного ресурса. Это работало в 90-х, когда избиратель был наивнее. В 2000-х это работало потому, что народ на волне экономического подъема был доволен жизнью и не интересовался политикой вообще.
Но, как показывает иркутская практика, когда выборы избирателям становятся интересны, все меняется. И, кстати, на несколько лет раньше Иркутска это мог доказать Улан-Удэ.
Улан-Удэ чуть не стал Иркутском
На прошлых выборах нашего мэра едва не случилось то же самое, что произошло сейчас в Иркутске. Подкачал только оппонент действующего мэра — случайно попавший в Улан-Удэ технический кандидат-\"торпеда\". Который остался главным конкурентом мэра только потому, что все сильные претенденты испугались включаться в борьбу. Если бы в градоначальники выдвинулся любой известный в Улан-Удэ политик или бизнесмен, он одержал бы не менее оглушительную победу, чем случилась сейчас в Иркутске. Уже тогда очень многие люди поняли, какую возможность они потеряли. После иркутской сенсации сомнений в том, что идти на выборы мэра надо, — не осталось. Особенно если партия власти выставит своим кандидатом нынешнего градоначальника с его стабильно высоким антирейтингом.
Совершенно понятно, что своих кандидатов в мэры выдвинут все оппозиционные партии, представленные сейчас в Хурале. Возможно, они уже начали готовиться к предстоящим в 2012 году выборам главы Улан-Удэ. А в стане партии власти до сих пор не решили (да и не могут решить в принципе — из-за абсолютной аморфности этой структуры), будет ли действующий мэр баллотироваться или нужно думать насчет какого-то другого кандидата. Кстати, об аморфности \"Единой России\" стоит сказать отдельно.
Партия \"лебедя, рака и щуки\"
Это не случайно, что у местной \"Единой России\" нет собственной позиции. Журналисты даже и не пытаются брать у партийцев комментарии по каким-либо злободневным проблемам: нет смысла. Часто партийные лидеры не только не знают, что сказать по текущим проблемам, они просто даже не в курсе их. Поскольку им это неинтересно. Ведь, в лучшем случае, это серые кабинетные работники, ушедшие с госслужбы, которым вообще нечего сказать своим избирателям — другой образ мысли.
В худшем — бывшие бизнесмены. Для них политика (в виде борьбы за господряды) стала единственной возможностью зарабатывать себе на жизнь.
Повод говорить с избирателем у них появляется лишь после поездок в Москву, где происходит хотя бы какое-то идеологическое шевеление. Но московских установок хватает на день-два после возвращения, да и не работают они тут — слишком далеко от столицы. А когда московские установки улетучиваются, остаются лишь свои насущные проблемы: борьба (в том числе и с однопартийцами) за господряды и места в избирательных списках, возмездное \"решение вопросов\" — тихая кабинетная возня. Очень часто интересы \"вождей\" партии власти полностью взаимоисключающи. Поэтому \"Единая Россия\" — это партия \"лебедя, рака и щуки\": без единой воли и направления.
Еще раз повторим. Такая партия может побеждать на выборах только в том случае, когда избирателю выборы неинтересны. Как только ситуация изменится, ничто \"Единой России\" не поможет.
Неминуемое поражение
Нарастание кризисных явлений в экономике вернет народу интерес к политике. Но еще больше интереса к выборам вернет активизация оппозиционных партий. Они уже почувствовали свой исторический шанс и вовсю готовятся ко всем предстоящим выборам, от самых мелких до федеральных. В Бурятии следующие большие выборы пройдут в 2012 году — будут избираться Народный Хурал и мэр Улан-Удэ. И тут партию власти ожидают сюрпризы от оппозиции.
КПРФ, например, сменила лидера, и из сонного царства превратилась в довольно активно развивающуюся структуру. Причем теперь на местном уровне ее можно назвать партией не только ностальгирующих по СССР пенсионеров, но и партией малого бизнеса. Во всяком случае, новых сторонников сейчас активно вербуют именно в этой среде. Изменив риторику, включив в нее поддержку фермеров, мелких торговцев, маршрутчиков, она соберет неплохой урожай: мелкие предприниматели с властью постоянно в конфронтации.
В свою очередь, \"Справедливая Россия\" (руководимая Иринчеем Матхановым) имеет настолько огромные финансовые и материальные ресурсы, что по этой части сможет заткнуть за пояс даже \"Единую Россию\". Эти деньги в условиях недовольства избирателей легко будут конвертированы властями в голоса, проценты и места в Хурале.
Жирный кот и мыши
А \"Единая Россия\" наверняка будет действовать по все тому же шаблону, потому что другого выдумать не сможет. В силу вышеописанных причин. \"Вперед, Бурятия!\", \"Поддержим президента!\", \"Даешь модернизацию!\" и прочее унылое творчество унылых околовластных московских политтехнологов не добавит партии голосов. Хотя бы в силу того, что больше голосов получить уже просто невозможно: все, кто могли голосовать за партию власти, уже это сделали. Можно получить только меньшее число голосов. А это поражение, как ни крути. А если партия власти (в условиях давления оппозиции и самой жизни) начнет совершать ошибки, то можно получить и провал, как в Иркутске.
В этом случае как выборы в Хурал, так и выборы мэра Улан-Удэ могут выйти очень и очень жаркими. Причем походить это будет на мультфильм, в котором жирный обленившийся кот пытается уберечь от юрких мышей выхватываемый из-под носа сыр.
Комментарии