Китай большой, ему видней

На модерации Отложенный

Внутри Китая начинает рваться социальная ткань. Центральным властям все труднее скрывать потерю даже видимости контроля над происходящим.

Года два назад, во время беседы с Лео Меламедом на тему введенных им в торговую практику валютных фьючерсов и других финансовых деривативов, был задан вопрос про Китай и практику привязки юаня к доллару при одновременных жестких протекционистских мерах по контролю внутреннего рынка Китая. В ответ Лео Меламед тяжело вздохнул и начал долгий пересказ бесед на эту тему с Милтоном Фридманом. Короткое резюме этих бесед - «Китай большой, ему видней».

Такое отношение к Китаю было, в общем, характерно для предыдущего поколения экономистов и политиков в США, от Фридмана до Киссинджера.

На их жизненный опыт «открытие» Китая конца 70-х оказало серьезное влияние, многие из них были непосредственно лично задействованы в установлении нового политического режима в Китае. Поэтому неудивительно, что до сих пор большинство дискуссий на тему Китая были предельны сдержанны и уважительны к официальным властям. Кроме известной идеи о причинной связи между развитием рыночной экономики и желательными политическими реформами, существенным фактором, предупреждающим серьезную критику, было опасение вызвать внутреннюю нестабильность, которая в силу размеров Китая вполне могла оказаться катастрофической для региона в целом.