Порожняя карта ближневосточной игры

На модерации Отложенный

Московская встреча ближневосточного квартета имела все шансы стать рядовым событием в длинной череде себе подобных. Но этому помешала бомба, разорвавшаяся в Израиле. Палестинские террористы здесь ни при чем. Динамит под фундамент урегулирования заложили сами израильские политики, объявившие о планах строительства на спорных территориях более полутора тысяч новых домов для еврейских поселенцев. После этого перспектива урегулирования стала еще более туманной, а способность квартета рассеять этот туман — еще более сомнительной. Прежняя «Дорожная карта» явно устарела, а будет ли новая — вопрос.

67-летний вице-президент США Джозеф Байден — один из самых опытных американских политиков, в том числе с опытом работы в должности главы сенатского комитета по иностранным делам. Выдержки и самообладания ему не занимать. Но 9 марта, во время визита в Израиль, он с трудом сдерживал ярость. В этот день Байден получил, возможно, самую звонкую политическую оплеуху в своей жизни, а заодно с ним и вся американская дипломатия: глава МВД Израиля Эли Ишай во всеуслышание объявил о планах строительства 1600 новых домов для еврейских поселенцев в Рамат-Шломо, северном пригороде Иерусалима, которое вошло в состав еврейского государства в результате шестидневной войны 1967 года. С чем палестинцы, естественно, согласиться не могут. Байден привез в Израиль заверения в «абсолютной поддержке» главного ближневосточного союзника США в вопросах безопасности. А о том, что взамен президент Барак Обама просит Израиль воздержаться от строительства новых поселений, потому что это главный тормоз на переговорах, израильтяне прекрасно знали и без него. Недаром же Байден услышал от израильского премьера Биньямина Нетаньяху обнадеживающие слова: без прямых переговоров с палестинцами мир невозможен. И тут — заявление главы МВД...

Спасительная поляна

Скандал вокруг визита Байдена добавил головной боли и Кремлю. Весь минувший год здесь носились с идеей проведения в Москве международной конференции по Ближнему Востоку. Российскому руководству, похоже, не давали покоя лавры администрации Буша, организовавшей в 2007 году конференцию по Ближнему Востоку в Аннаполисе (США). Несмотря даже на то, что Аннаполис к ощутимым сдвигам в урегулировании так и не привел. Но к концу 2009 года стало окончательно ясно: надеждам Москвы сбыться не суждено. «Все коспонсоры урегулирования, с которыми мы проговаривали идею конференции, задавали встречный вопрос: «А о чем на ней говорить?» — поведал The New Times на условиях анонимности российский дипломатический источник. Израильский премьер Нетаньяху сегодня рассматривает палестинский вопрос в жесткой увязке с иранским. Потому что не сомневается: в случае атаки со стороны Ирана ХАМАС и «Хезболлах» тут же откроют «второй фронт». Недавно Нетаньяху дал приказ передислоцировать несколько стратегических РЛС от Димоны, где они попадают под прицел ракет ХАМАС, к границе с Иорданией. Поскольку Москва так и не определилась с позицией в отношении Ирана, Израиль готов идти на переговоры с палестинцами только при посредничестве Вашингтона. Единственное, что удалось Москве, — уговорить палестинцев согласиться на переговоры в таком формате. Но как в таком случае спустить на тормозах идею конференции, сохранив при этом лицо? На выручку Кремлю поспешил глава Палестинской автономии Махмуд Аббас. На встрече президента РФ Дмитрия Медведева с Аббасом в Красной Поляне в конце января было официально объявлено: московскую конференцию имеет смысл проводить только после возобновления прямых переговоров между израильтянами и палестинцами. Пока же коспонсоры ближневосточного процесса в Москве просто обсудят «текущий момент».

«Почему сейчас»

Вкладывая в ближневосточный процесс наименьшие материальные затраты, Москва умудряется поддерживать ровные отношения со всеми сторонами конфликта. Отношения Израиля с Евросоюзом, например, за последний год ощутимо ухудшились. Во время председательства Швеции в ЕС во второй половине 2009 года из Стокгольма прозвучало предложение о формальном признании Евросоюзом Восточного Иерусалима столицей палестинского государства.

После того как шведская идея не нашла поддержки, в Старом Свете тут же увлеклись другой — экономического бойкота Израиля. Так, Испания минувшей осенью отклонила заявку израильтян на участие в тендере на контракт по проектированию солнечных батарей. Причем испанцы не скрывали, что отказ вызван «политикой Израиля на оккупированных территориях, в частности, продолжающимся строительством поселений». В начале марта с критикой Израиля выступил и Генсек ООН Пан Ги Мун. Он возмущен сносом домов арабов в Восточном Иерусалиме, продолжающейся блокадой Газы, а особенно тем, что израильское правительство включило в список объектов национального наследия святыни, почитаемые не только иудеями, но и мусульманами: Пещеру патриархов (где находится мечеть Ибрагима) и гробницу праматери Рахели (там же находится мечеть Биляль бин Риба) в Хевроне. «Я спрашиваю вас: зачем это делается и делается именно сейчас», — обратился генсек к главе минобороны Израиля Эхуду Бараку во время их встречи в Нью-Йорке. Тот же вопрос вправе адресовать Израилю и вице-президент США Байден.

Ястребиный метод?

Между тем некоторые эксперты считают скандал с заявлениями Ишая вполне осмысленным демаршем израильских «ястребов». «Они нашли способ заявить Бараку Обаме о недовольстве, — заметил The New Times канадский эксперт по Ближнему Востоку Сами Аун. — Америка, по их мнению, слишком осторожничает в иранском вопросе. А тот факт, что Обама за год с лишним своего президентства не нашел времени для визита в Израиль, и вовсе считают вопиющим». Сегодня рейтинг Обамы в Израиле — 4%, уверяет The New Times президент российского Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Строительство еврейских поселений, по его словам, «идет на пользу простым палестинцам, так как в условиях тотальной коррупции в администрации Рамаллы и Газы дает им хоть какую-то работу». Другим способом заработка стала продажа земли в пустыне: «Это колоссальный рынок. Палестинцы, у которых есть документы на землю, выданные еще турецкой и британской администрациями, продают ее от $10 до $30 тыс. за дунам (1 гектар. — The New Times), несмотря на жесточайший запрет со стороны Палестинской администрации, вплоть до смертной казни». По мнению эксперта, Палестинская администрация паразитирует на щедром международном спонсорстве и потому стремится отсечь население Рамаллы и Газы от альтернативных источников финансирования и жизнеобеспечения. Экономический подъем Палестины — реальный рецепт ближневосточного урегулирования, соглашается Сами Аун: «По логике, это вопрос номер один для квартета. С другой стороны, такой подход предполагает коррективы в доктрине международного спонсорства, фактически лишая многих привилегий палестинскую элиту». А к этому пока не готов никто.

«Дорожная карта» — план по продвижению к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств. Текст «Дорожной карты» подготовлен «четверкой» представителей США, Евросоюза, России и ООН и представлен правительству Израиля и Палестинской национальной администрации 30 апреля 2003 года. Первоначально целью плана было урегулирование конфликта к 2005 году. Однако из-за продолжавшегося строительства Израилем новых поселений на оккупированных территориях он постоянно срывался.
Переговорный процесс между израильтянами и палестинцами в очередной раз ­застопорился в конце 2008-го — начале 2009 года. В ответ на вылазки боевиков радикальной палестинской группировки ХАМАС, выпус­тивших за последние 10 лет более 10 тыс. ракет по израильским населенным пунктам, подразделения ­ЦАХАЛа — Армии обороны Израиля — вначале блокировали сектор Газа, а затем начали операцию «Литой свинец» по уничтожению военной инфраструктуры ХАМАС.