Дмитрий Шушарин: Амбиции и амуниция

На модерации Отложенный

Агитпроп решает свои задачи с расчетом на низшую в интеллектуальном и моральном отношении часть общества – работать с более продвинутой аудиторией он не в состоянии.

Кремлевский агитпроп в странном состоянии. Незадолго до выборов 14 марта было замечено, что «Единая Россия» сменила тактику: никакого позитива, никаких «Планов Путина» и «Стратегий-2020». Исключительно компромат на соперников.

Ну и результат. Как заметил один из ведущих российских экспертов, для ЕР это катастрофа. Слишком уж велико несоответствие меж ресурсом и результатом. Впрочем, агитпроп тут же засуетился: «В прошедших выборах главное, на мой взгляд, не цифры». Тут только к Пушкину отослать: «У вас ересь. Говорят, что в стихах – стихи не главное. Что же главное? проза?»

Но я не столько о выборах, сколько об агитпропе, вызывавшего ощущение дежавю. Ну, конечно, это же выборы в Московскую городскую думу в 2005 году. Тогда «Единая Россия» получила 28 мест из 35. Казалось бы, победа, но при этом – лучший результат у коммунистов за всю историю МГД. Это потому что «Родину» тогда сняли с дистанции, понятное дело. А вот объединенные демократы под флагом «Яблока» тогда смогли прорваться исключительно благодаря кремлевскому агитпропу.

Спойлерская партия «Свободная Россия» тогда за себя не агитировала. Она вела работу против «Яблока», обвиняя его, в основном, в сотрудничестве с лимоновцами. В результате бренд «Яблока» не сходил с телеэкрана, да и о нацболах многие узнали. Ничего более дурацкого, чем та кампания, кремлевские политтехнологи не придумывали.

Впрочем, ссылок на глупость недостаточно. Надо еще разобраться, что такое эта глупость тогда и сейчас.

Сейчас задача была помасштабнее московской. Да и средства воздействия на аудиторию изменились. В частности, по сравнению с 2005 годом выросло значение блогосферы.

Западные наблюдатели находят, что в России она взяла на себя функции не только прессы, но и блюстителей порядка. Тем более удивительно, что Кремль столь бездарно распоряжался этим ресурсом во время избирательной кампании.

То есть очевидно было, что главное – это централизация, действия по команде и единому образцу. В результате кремлевский авангард, прежде всего активные жж-юзеры из «Молодой гвардии «Единой России», воспроизводили в различных жж-сообществах одни и те же нападки на политических конкурентов. Мало того, что это было неэффективно, и ничего, кроме раздражения, не вызывало, так весь актив был исключен из самого главного сообщества – ru_politics.

Как и в 2005 году, верх взяло стремление к контролю и централизованному руководству кампанией во всех средах, в том числе и в такой, где без свободного креатива делать нечего. Агитпроп проигрывает не только в блогосфере, но и вообще в интернете. И не только агитпроп. Начальник московского ОМОНа отказался от on-line интервью «Газете.ру», под вопросом и интервью Бориса Грызлова. И в посмешище превращается так называемый блог Татьяны Юмашевой, призванный стать долговременным идеологическим проектом по исторической легитимации власти Путина. Историческим анекдотам из этого блога не верят, их пародируют и высмеивают московские политологи и литераторы русского зарубежья. И не только литераторы.

Последний проект наиболее показателен. И в СМИ, и в блогосфере агитпроп решает свои задачи с расчетом на низшую в интеллектуальном и моральном отношении часть общества. Работать с хоть чуть более продвинутой аудиторией он не в состоянии. И проблема не в том, чтобы набрать умных людей и сделать новый агитпроп. Дело в том, что не может быть креативного пиара у принципиально антикреативной политики, направленной на омертвление общества и деградацию нации.