Иосиф Гальперин: Водка - яд со знаком качества
На модерации
Отложенный
Геннадий Онищенко, как это за ним водится, не задумываясь поддержал предлагаемые ограничения продажи алкоголя. Хотя глава Роспотребнадзора, он же главный санитарный врач страны, в первую очередь должен следить не за временем торговли, а за качеством продаваемого. Для этого сначала надо разобраться, от чего зависит это качество и чем оно угрожает здоровью населения. А здесь в пьющей среде возникают разночтения, устранить которые может только ведомство Онищенко.
По данным известного водочного аналитика Вадима Дробиза, в прошлом году мы все вместе выпили примерно 2,5 миллиарда литров крепкого алкоголя. Из них 1,05—1,1 миллиарда литров легальных ликеро-водочных изделий, 800 миллионов литров нелегальной водки (сделанной в основном на тех же самых предприятиях, но снабженной фальшивыми, то есть не купленными у государства акцизными марками) и 600 миллионов литров суррогатов и фальсификатов. Именно на последние, всякие синенькие моющие средства, обычно обрушиваются подозрения тех, кто ищет главных отравителей народа.
Да, действительно, в техническом спирте можно обнаружить метиловые и прочие ядовитые фракции, а подпольные заводики, которые \"бодяжат\" из спирта фальсификаты, не слишком следят за чистотой воды. Но, по мнению некоторых ученых, чистый ректификат, который вот уже 115 лет, со времен водочной реформы Сергея Юльевича Витте, разбавляют российские водочники, гораздо опаснее спирта, сохранившего сивушные масла и прочие атавизмы растительного происхождения. Исследования, проводившиеся в НИИ наркологии Минздрава РФ в Москве, Институте токсикологии в Петербурге и Институте теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущине, можно подытожить фразой доктора медицинских наук Владимира Нужного: \"Чем чище яд, тем он опасней\".
Опасней не по мгновенному действию, а по последствиям. Ректификат, очищенный до 95-97 процентов, лишенный обволакивающих естественных сопровождающих, бьет не только по печени. Он быстрее растворяется в крови, проникает в нервную систему, вызывает привыкание, а потом алкоголизм. Только в России вот уже 115 лет крепкий алкоголь обязательно делается из ректификата, и только у нас, несмотря на не такое уж высокое (по сравнению со многими странами, гонящими виски и коньяки из 70-процентного дистиллята) потребление спиртного, столько алкоголиков и алкогольных смертей.
Честный ГОСТ 1972 года, времени, когда можно было не оглядываться на общественное мнение и не бояться конкуренции, так описывал этиловый спирт: относится \"к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы\". В следующем десятилетии из ГОСТа исчезли слова, характеризующие наркотик. А в 1993 году пропала и вовсе связь этанола с такими веществами, как героин, в стандарте осталось только описание химического продукта.
\"Чистый\" наркотик обычно не употребляют в тех странах, где привыкли жевать бетель или нас, заваривать коку или курить анашу. Причем употребляющие их обычно доживают до старости. Но \"чистые\" сильнодействующие наркотики косят молодежь там, где привыкли \"ценить качество\". И здесь нашу \"чистую как слеза\" водку можно приравнять к героину.
Сейчас началось преследование алкогольных суррогатов и фальсификатов. Я сам видел в Питере, как исчез киоск \"моющих средств\", у подножья которого быстро проходила жизнь нескольких поколений бомжей. На нелегальное производство, не обандероленные официально бутылки, государство по-прежнему смотрит сквозь пальцы. И дело не только в коррупции - какая-то часть чиновников понимает, что приученному за 115 лет к яду населению надо оставить возможность покупать дешевую водку, помня, к чему в прошлом веке приводили запреты. Однако при этом легальную продукцию хотят ограничить во времени продажи, понимая, что большая ее часть станет нелегальной, но дорогой. И никто из госмужей не спешит проверить гипотезу ученых об отравляющем Россию ректификате.
По научной методе государство в лице Роспотребнадзора должно было бы заказать независимым лабораториям (среди них желательны иностранцы) проверку этой гипотезы. Оставлять ее без внимания — врать самим себе с отягчающими последствиями. Если алкогольные беды России на самом деле связаны с насильно внедренным Витте стандартом, то надо его пересмотреть.
На одном из заводов технолог-водочник, объясняя огромное количество добавок к водке, честно пояснила: \"Мы сначала очищаем полученный спирт, а потом добавляем к нему все это. Ведь без так называемых сивушных масел он гораздо вреднее\". Даже водочники понимают, а те, кто их контролирует, - нет.
Комментарии