Какую сталь закалять России?

На модерации Отложенный

В декабре 2009 года Китай ввел пошлины на электротехническую сталь для американских и российских производителей. Эта мера направлена главным образом против США. Россиян китайцы опасаются меньше: возможно, потому, что русские металлурги еще не умеют делать элитную сталь. Однако у россиян тоже есть повод для беспокойства: экспортные поставки продукции высоких переделов резко сокращаются, а внутренний рынок в ней не нуждается. Как выяснил обозреватель \"РусБизнесНьюс\", металлургическая отрасль выживет, если сумеет освоить более совершенную продукцию для электромашиностроения.

Пошлина на продукцию ОАО \"Новолипецкий металлургический комбинат\" (основной производитель электротехнической стали в России) установлена в размере 4,6%. Экономику предприятия она не подорвет, поскольку при докризисных объемах производства в 9 миллионов тонн на электротехническую сталь приходилось около 300 тысяч тонн, из которых 231 тысячу выпускало входящее в Группу НЛМК ООО \"ВИЗ-Сталь\" (Екатеринбург). Однако финансовые показатели у холдинга явно ухудшатся, поскольку на обложенный пошлиной сегмент приходится до четверти прибыли компании.

Падение цен на металл в 2009 году вынудило руководство Группы сосредоточиться на продажах продукции высоких переделов. Электротехническая сталь обеспечивала вполне неплохую рентабельность: до недавнего времени одна тонна продавалась за 3500-4000 долларов при себестоимости 1200 долларов. Но, как сообщил в декабрьском интервью президент компании НЛМК Алексей Лапшин, основное падение спроса в кризис пришлось именно на продукцию для электромашиностроения. Экспортные продажи ее сократились на 60%, и цены, естественно, упали вместе с ними. Китайское антидемпинговое расследование усугубило ситуацию, поскольку российский рынок не способен потребить всю выпускаемую НЛМК электротехническую сталь.

Советская промышленность потребляла ее до 200 тысяч тонн в год. Российское электромашиностроение, утверждают эксперты, потребляет сегодня 30-40 тысяч тонн, что составляет примерно 15% от производства НЛМК. Любопытно, что те немногие производители трансформаторов, что еще остались в России, весьма существенную часть своей продукции также отправляют за рубеж.

При этом в России энергетическое оборудование не менялось лет тридцать. Эксперты сомневаются, что обновление вообще состоится: авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала, что стране энергии хватает. Более того, власти намерены ликвидировать неэффективные мощности, а новые станции комплектовать исключительно импортным оборудованием. Продукция российских металлургов для его производства вряд ли будет востребована, поскольку НЛМК не делает анизотропную электротехническую сталь (АЭС) класса HI-B.

\"ВИЗ-Сталь\" производит эту сталь в основном коммерческого класса. Правда, какую-то часть класса HI-B предприятие все же выпускает, но это не самая качественная и дорогая сталь. Неумение делать элитную продукцию существенно сужает рынки сбыта, поскольку крупные электротехнические компании, типа АВВ, предпочитают заключать договоры с теми производителями стали, которые могут поставить весь спектр АЭС.

Естественно, создать продукцию элитного класса очень непросто. По словам заведующего кафедрой металловедения Уральского технического университета Михаила Гервасьева, качество электротехнической стали зависит не только от прокатки и нагрева, но и от того, чем её покрасили и посыпали, как обработали. Все это влияет на магнитные свойства стали, поэтому технологию производители тщательно оберегают от конкурентов.

Советские металлурги были замечены в плагиате, но это мало помогло.

В условиях растущей конкуренции у россиян два выхода: либо придумать неординарное инженерное решение, либо установить специальное оборудование для выпуска стали класса HI-B. Эксперты убеждены, что с оригинальным решением инженеры уже опоздали: процесс внедрения новых технологий в металлургии очень долгий, а сталь нужна сегодня. Поэтому НЛМК разработал инвестиционную программу, реализация которой позволит в 2012 году выпускать элитную трансформаторную сталь. Впрочем, к тому времени российские металлурги могут потерять место на мировом рынке.
По данным пресс-службы ООО \"ВИЗ-Сталь\", почти половину своей продукции предприятие поставляет в Азию. На Китай приходится четверть от всего экспорта, то есть это один из самых емких рынков, и заменить его в ближайшее время некем.

Обвинять россиян в демпинге Китай начал еще в 2005 году. \"ВИЗ-сталь\" сумела тогда отбиться через суд. Сегодня делать это будет сложнее, поскольку в кризис действуют не рыночные цены, а договорные: производителям важно продать свою продукцию. Впрочем, \"ВИЗ-Сталь\", утверждает пресс-служба, намерена продолжить отстаивать свою позицию в суде, обосновывая отсутствие демпинга. Но проблемы у предприятия в ближайшее время будут: пошлина делает рынок Китая не очень привлекательным.

Китай сознательно вытесняет со своих рынков поставщиков трансформаторной стали, потому что стремительно наращивает ее производство. В 2002 году компания Wisco выпускала около 100 тысяч тонн электротехнической стали, сегодня - уже 300 тысяч тонн. Еще 100 тысяч тонн производит компания Bao Steel, продолжающая наращивать мощности. Закрыть свои потребности собственными силами Китай пока не в состоянии, а потому берет зарубежную продукцию. Требования при этом предъявляются более высокие, чем в Европе. По оценкам экспертов, со временем китайцы будут делать из своей АЭС лучшие в мире трансформаторы. Российские металлурги со своей сталью класса HI-B придут в 2012 году уже к шапочному разбору.

Ряд аналитиков полагает, что лет через тридцать трансформаторная сталь будет вообще не нужна, а потому нет смысла закупать оборудование для выпуска АЭС класса HI-B. Дальновиднее перепрыгнуть сразу к более современной продукции. Трансформаторную сталь заменит, скорее всего, аморфная (нанокристаллическая лента), у которой всего два передела, что существенно снижает издержки. Подобная сталь уже выпускается в Индии, строятся мощности и в Китае. В России на Ашинском металлургическом заводе (Челябинская область) делают лишь узкую аморфную ленту и в очень незначительных объемах.

Переход на инновационную продукцию потребует перестройки всей промышленности России: часть заводов придется закрыть, часть - реконструировать. Естественно, это затронет интересы массы людей и потребует серьезных инвестиций. Поскольку в России все интересы в промышленности завязаны на интересы чиновников, принять решение о начале модернизации может только харизматичный лидер страны. Ситуация для этого сегодня довольно благоприятная, поэтому вопрос всего один: есть ли у нынешнего российского руководства политическая воля для перетряски промышленности? Впрочем, альтернативы этому шагу все равно нет: если металлургия и электромашиностроение не освоят выпуск новой продукции, очень скоро они будут вытеснены с мирового рынка.