Красная рожа - эмблема печали: обзор антиалкогольных инициатив

На модерации Отложенный

В течение последних пяти лет власти всех мастей — как федеральные, так и региональные — не щадя живота своего регулировали торговлю, производство и импорт алкоголя. Что греха таить, цели были и экономические, и политические. Но главная цель не поражена до сих пор. Россия была и остается страной с катастрофическим среднедушевым потреблением спиртного — порядка 18 литров на человека, включая грудных детей и древних стариков. А если сложить всех тех, кто отправился к праотцам так или иначе по вине алкоголя, то получится полмиллиона в год. На данный момент страна вновь стоит на пороге преобразований “под градусом”. Проблемой алкоголизации населения озаботился сам президент. Реагируя на его поручения разобраться, нижняя палата парламента РФ рискует захлебнуться в антиалкогольных законопроектах: в Госдуме лежат десятки тематических документов. “МК” решил в них покопаться.

“Как это так: счастье есть, а пива — нет?”

Россию в зависимости от того, кто придет к власти, традиционно швыряло из крайности в крайность: то захлебывалась спиртным, то мучилась от “сухого закона”. Специально последний никто не объявлял уже не одно десятилетие. Случайно — пару раз за последние пять лет. Стремясь зарегулировать алкогольный рынок и не сумев договориться между собой, власти оставляли магазины чуть ли не без единой бутылки со спиртным. Вспомните хотя бы, как в 2006-м рождалась в муках ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) и пропадали все акцизные марки.

Кстати, похожая история может случиться с алкогольными производителями и прямо сейчас. Дело в том, что с 1 марта их должно выдавать Росалкогольрегулирование, а не ФНС, как это было раньше. При этом чтобы получить новые марки, нужно отчитаться перед государством (а акцизная марка — самый настоящий казенный документ) за старые и вернуть все излишки. Далее на предприятие должна заехать специальная комиссия, проверяющая производство. И если ее все устроит, после отмашки проверяющих приступить к работе с новыми марками. Но в нашей стране известно, что быстро происходит… В общем, некоторые производители были вынуждены приостановить работу в ожидании новых марок.

Так или иначе, но началом реформ в новейшей истории России на рынке крепкого алкоголя принято считать запрет того же, 2006 года на торговлю спиртным для ПБОЮЛов. Ступив на скользкую дорожку ограничений, власти протащили водочников через увеличение уставного капитала, замену счетчиков готовой продукции, ограничения на торговлю, внедрение ЕГАИС и еще много того, что осталось незамеченным для потребителя. Финалом стала минимальная цена за поллитровку водки в 89 рублей. Тихо радующиеся пивовары, которым за все это время лишь существенно ограничили рекламу, были огорошены под конец 2009-го. Прямо “под елочку” — с 1 января 2010 года — акцизы на их продукцию подняли в три раза. Теперь, похоже, у законодателей дошли руки до пива — в Госдуме лежит порядка 30 законопроектов, направленных на ограничение потребления этого напитка.

“Крылья сложили палатки, их кончен полет”

Несколько лет назад корреспонденты “МК” взяли собственного десятилетнего ребенка и пошли... за пивом и сигаретами. Понятное дело, что цель не состояла в том, чтобы напоить ни в чем не повинное чадо, а проверить, продадут ли школьнице с ранцем спиртное и табак. Из 99% палаток и маленьких магазинчиков дочь нашего сотрудника вернулась с покупками — пивом, сигаретами и всевозможными “джин-тониками”.

“В настоящее время рынок энергетических напитков России составляет 20 млн., а рынок слабоалкогольных напитков — 47,2 млн. дал. в год. Причем, по информации экспертов, основной объем потребления слабоалкогольных коктейлей приходится именно на молодежь. Поэтому сейчас, согласно проведенным опросам, слабоалкогольные коктейли наряду с пивом являются самым популярным алкогольным напитком в возрастной группе от 10 до 17 лет, в том числе за счет возможности беспрепятственно приобрести коктейли в ларьках”, — говорится в пояснительной записке к одному законопроекту, который корреспонденту “МК” удалось откопать в недрах Госдумы. Он, как несложно догадаться, предлагает полностью запретить торговлю пивом и слабоалкогольными напитками в палатках.

“Я хочу развеять страхи владельцев ларьков и палаток относительно возможного разорения: когда в 2006 году был введен запрет на продажу водки в ларьках, высказывались схожие аргументы против, тем не менее, как показала практика, этот фактор не оказал существенного влияния на малых производителей, о чем свидетельствует неуменьшающееся количество палаток и ларьков. А вот кому на руку разжигание социальной напряженности в связи с возможным запретом продажи пива через палатки, так это “серым”, нелегальным производителям, для которых ларьки — основной канал сбыта.

Однако заботиться об их коммерческих интересах я не считаю нужным”, — поделился с “МК” автор документа депутат ГД Антон Беляков.

“Это значит убить целый сектор экономики”, — реагирует на эту законодательную инициативу глава Союза российских пивоваров Даниил Бриман. Он уверен, предпринимателям, а по разным оценкам, в стране от 300 000 до 0,5 млн. ларечников, 50% дохода приносят именно пиво и сигареты. “Да, наверное, этот малый бизнес не очень красивый. Да, в какой-то момент его не должно остаться, но в какой момент?” — задается вопросом Бриман. А вот еще одна цитата: “Привычка пить по поводу и без повода может привести к тяжелой алкогольной зависимости в достаточно короткий срок”. А это уже Президент РФ Дмитрий Медведев на знаменитом сочинском заседании, посвященном борьбе с алкоголизацией. Глава государства привел статистику: “Ежедневно или через день слабоалкогольные напитки и пиво пьют треть юношей и почти 20% девушек”.

“Усы, лапы и хвост — вот мои документы”

В пояснительной записке к еще одному документу сообщается: “Доля людей, регулярно потребляющих алкогольные напитки, составляет 76%, при этом средний возраст, в котором человек регулярно начинает употреблять алкоголь, в России составляет 14 лет. Сегодня на учете в милиции состоят почти 254 тысячи хронических алкоголиков и более 212 тыс. семейных дебоширов на почве пьянства”. Дебош, особенно в кругу семьи, законом не запретишь. Но можно запретить кое-что другое (благо, есть международный опыт). “Сегодня российское законодательство связывает возможность самостоятельно приобретать алкогольные напитки с совершеннолетием, то есть с достижением 18-летнего возраста. Однако, как показывают социологические и психологические исследования, 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя”, — комментируют инициативу в Госдуме. Правда, не очень понятно, как тогда 18-летнему подростку можно принимать “осознанное решение” при вступлении в брак и службе в армии — неужели водка страшнее автомата? В общем, парламентарии предлагают пойти по пути США и разрешить пить (а соответственно, и отпускать) алкоголь лицам, достигшим 21 года. “В 21 год молодой человек, оканчивающий высшее учебное заведение или уже работающий, сможет самостоятельно оценить для себя необходимость употребления алкоголя”, — объясняет все та же пояснительная записка.

Кстати, пивовары, почитавшие этот законопроект, были рассержены не на шутку. Как полагает Даниил Бриман, можно установить возрастной ценз хоть на уровне 35 лет. Но при условии того, что нашим правоохранительным органам нечем заняться. По его мнению, эта история перерастет в бесконечные разбирательства с милицией. “Господа, нам бы сначала разобраться с продажей спиртного людям моложе 18”, — острит Бриман. Впрочем, похоже, с этим парламентарии скоро разберутся. К примеру, с помощью сразу нескольких законопроектов, вышедших из-под пера первого зампреда Комитета ГД по промышленности Валерия Драганова, который предлагает при продаже спиртного требовать паспорт, а продавшим алкоголь несовершеннолетним назначать наказание от крупного штрафа до уголовной ответственности.

И еще. Буквально на прошлой неделе произошло целых два “алкогольсодержащих” события. Правда, не в стенах парламента, а в самом Белом доме. Сначала общественность (в том числе и широкая) узнала, что по коридорам Кабмина ходит вполне себе готовый законопроект, автором которого выступило Росалкогольрегулирование. Его смысл — ограничить по всей стране продажу алкоголя крепостью выше 15 градусов с девяти вечера до одиннадцати утра. Но потом на правительственной комиссии по вопросам регулирования алкогольного рынка во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым, на которой и рассматривалась эта законодательная инициатива, было принято решение взять тайм-аут. То есть “дополнительно проработать этот вопрос”. Выяснилось, что Минэкономразвития и Минпромторг тоже за запрет торговли крепким алкоголем ночью, но предлагают закрывать винно-водочные прилавки с десяти и одиннадцати вечера соответственно, а утром начинать продавать горячительное с восьми часов. Но дело в том, что в некоторых регионах уже введены “ночные” запреты, и кое-где даже жестче, чем предлагает Росалкогольрегулирование. Как пояснил “МК” источник в правительстве, в основном это кавказские республики. Вот как сделать так, чтобы федеральный закон не сломал сложившуюся и уже работающую систему, пока и будут думать в Белом доме.