Выбор в рамках
На модерации
Отложенный
Выбор в рамках. Предвыборные кампании в регионах завершились тихо, почти без скандалов. Партия власти уверенно нарушала избирательное законодательство по мелочам, остальные партии делали то же самое, но без властной уверенности. Детали борьбы «на местах» изучал The New Times
На пост мэра Краснодара претендовали всего четыре кандидата: Георгий Захарычев от ЛДПР, Иван Чуев от КПРФ, действующий мэр города единоросс Владимир Евланов и самовыдвиженец Максим Скок. Кампания началась с решения избиркома о прекращении трансляции по ТВ предвыборного ролика КПРФ. В комиссию якобы поступило заявление от профессора кафедры экономической теории Кубанского государственного аграрного университета Лукомца, который был недоволен тем, что его изображение (фотография на стенде кафедры экономической теории) промелькнуло в агитролике без его на то разрешения.
Видимо, именно конкуренции со стороны коммунистов более всего опасались местные единороссы. 23 февраля часть агитационных билбордов КПРФ была демонтирована и заменена на рекламу мебельного магазина, а на расклеенных по городу афишах неизвестные закрасили лицо кандидата Чуева. Зато стены детских садов, поликлиник и торговых предприятий беспрепятственно украшали не только плакаты с действующим мэром Евлановым, но и имиджевая реклама «Нам есть чем гордиться, есть что беречь» некоего Краснодарского фонда «Единая Россия». Логотип фонда один в один похож на партийного медведя с триколором, но кубанские единороссы до последнего открещивались от этих плакатов.
Ленивый кандидат
Изобилием не мог похвастать и список претендентов на пост градоначальника Ростова-на-Дону. Конкуренцию действующему мэру Михаилу Чернышеву (выдвинут «Единой Россией» и поддержан «Справедливой Россией») пытались безуспешно составить коммунист Евгений Бессонов, помощник депутата Госдумы Александр Тюрин от ЛДПР и самовыдвиженец пенсионер Валерий Семашко (The New Times еще в № 44 от 7 декабря 2009 года предсказывал, что кампания в Ростове-на-Дону будет одной из самых скучных по стране). В середине февраля избирком даже выразил обеспокоенность: кандидаты пассивны — ни дебатов, ни острой борьбы, ничего. «Мы уже устали отвечать на звонки с вопросом, почему на избирательных стендах портреты одного Чернышева, — жаловался председатель избиркома Александр Лосев. — Ну что делать, если кандидаты не расходуют средства на печатание агитационных материалов?»
Понимая, что шансов нет, кандидаты решили не тратиться: по словам того же Лосева, к середине февраля из фонда коммуниста Бессонова на кампанию было потрачено всего 580 рублей. «Не хотелось бы говорить о том, почему нет реальной борьбы кандидатов, — уклончиво рассуждал в своем видеоблоге мэр Чернышев, — я положительно отношусь к каждому, кто выдвинул себя в мэры Ростова-на Дону». Но если в Ростове избиратели хотя бы интересовались, почему за пост градоначальника никакой борьбы нет, то, например, в Ульяновске социологи просто фиксировали отсутствие какого-либо интереса к выборам со стороны горожан. Как выяснил независимый консультационный центр «Фаворит», 65% жителей Ульяновска на выборы идти не собирались.
Так что главная интрига последних дней гонки: как избирком намеревается добиться обещанной им 50-процентной явки. Столь низкий интерес к выборам у жителей Ульяновска связан с затянувшимся конфликтом мэра города Сергея Ермакова с губернатором Сергеем Морозовым. Самым ярким моментом предвыборной гонки стала в итоге публичная порка градоначальника, когда Ермаков был вынужден признать, что к снегопадам Ульяновск «оказался не готов системно и материально». Губернатор, подчеркивая провал мэра в борьбе со снегопадами, даже заявил: «Накануне я сам застрял в своем «мерседесе» и вынужден был толкать его».
Загогулина
В Нижегородской области позиции губернатора и партии власти, наоборот, неожиданно разошлись. Накануне выборов в земское собрание Уренского района области Валерий Шанцев поддержал 25 самовыдвиженцев, из которых лишь 7 оказались членами «Единой России». Самовыдвиженцам губернатор разрешил использовать в предвыборных плакатах свой портрет, а кандидатам, поддержанным партией власти, — нет. Причина? Официальная версия, которую предлагают в администрации Уренска, следующая: «Единая Россия» по итогам праймериз выдвинула никому не известных предпринимателей, буквально накануне голосования вступивших в партию, губернатор же поддержал действительно популярных в районе политиков. Шанцеву от этого легче, впрочем, не становится: районные единороссы оперативно накатали на него жалобу в Нижний Новгород, где поведение главы региона подробно разбирали на заседании президиума политсовета областной партячейки. Теперь у Валерия Шанцева могут возникнуть сложности с переутверждением его в качестве губернатора на следующий срок. Ждать недолго: в августе 2010 года президент либо выдвинет его кандидатуру, либо прислушается к жалобам «Единой России».
Проблемы у партии власти возникли и на выборах мэра Иркутска. Причем это становится уже тенденцией: по итогам парламентской кампании 2007 года партия получила 58,5% голосов — один из самых низких показателей в стране. На выборах в Законодательное собрание 2008 года еще меньше — 49,45%. Незадолго до 14 марта по рейтингу «Единой России» был нанесен серьезный удар. В предвыборной гонке за пост мэра лидировал депутат регионального парламента и член «Единой России» Антон Романов: он выставил свою кандидатуру, несмотря на то что у партии власти был другой кандидат, которого она поддерживала, — бывший мэр Братска Сергей Серебренников. Опросы показывали, что за Романова были готовы проголосовать 25% иркутян против 12% за кандидата от власти. Понятное дело, Романова сняли за нарушения, допущенные при сборе подписей. Пока кандидат пытался восстановиться через суд, на улицах протестовали его сторонники, которых разгонял ОМОН. «И как после этого, скажите, нам агитировать за Серебренникова? — сокрушался в разговоре с The New Times один из лидеров иркутской ячейки «Единой России». — Голоса сторонников Романова уйдут к коммунистам. Протестные настроения в городе и без того сильны». Опасения единоросса были оправданны. 10 марта областные коммунисты, едва сдерживая радость, сообщили: «В сложившейся непростой ситуации Романов А.В. принял мужественное решение и призвал своих многочисленных сторонников проголосовать 14 марта за своего коллегу, депутата Законодательного собрания Виктора Кондрашова, выдвинутого КПРФ».
Уральская ширина
В Свердловской области социологи накануне дня голосования фиксировали падение популярности коммунистов. Фонд «Общественное мнение» прогнозировал, что в областную думу по итогам 14 марта попадут «Единая Россия» с 59,1% голосов избирателей, ЛДПР — чуть больше 18%, «Справедливая Россия» — плюс-минус 11%. КПРФ — 10,1%.
В марте Екатеринбург навестил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он провел встречу со студентами Уральского университета: объяснил причины проигрыша наших олимпийцев в Ванкувере (смена часовых поясов, недосып спортсменов, плохая подготовка), предложил отправить в отставку мэра Москвы Юрия Лужкова и мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. К приезду вице-спикера Госдумы на проспекте Космонавтов сотрудники ГИБДД задержали двух неработающих молодых людей, расклеивающих листовки «ЛДПР разберется». У них изъяли 100 листовок и 200 рублей.
Приехать, разобраться, посадить — обещал Владимир Жириновский и избирателям Республики Алтай. По данным социологов, все четыре думские партии проходят в местный Госсовет — Эл Курултай. На протяжении всей кампании лидеры местной «Справедливой России» безуспешно пытались вызвать на дебаты алтайских единороссов. Второй номер в списке СР Наталья Екеева бросила вызов второму номеру в списке ЕР, спикеру Эл Курултая Ивану Белякову. Свое обращение на русском языке Екеева опубликовала в газете «Алтайдын Чолмоны», выходящей на алтайском. Спикер в ответ заявил, что раз уж эсеры выбрали такое СМИ для публикации вызова на дебаты, то и дебаты должны пройти на алтайском.
Тишь да гладь
В Рязанской области кампания омрачилась дракой активистов «Справедливой России» и КПРФ. За несколько дней до голосования по городу распространялись листовки от имени КПРФ и ЛДПР с призывами захвата власти и изменения Конституции. Партии от этой акции открестились, обвинив в провокации единороссов. В Хабаровском крае прокуратура Дальневосточного федерального округа обнаружила ряд нарушений законодательства о выборах и оштрафовала глав городского поселения «Рабочий поселок Охотск» и сельского поселения «Село Вострецово» на 3 тыс. рублей каждого за нарушение сроков финансирования кампании. Как сообщил представитель прокуратуры, «в целях обеспечения законности в сфере соблюдения избирательного законодательства внесено 26 представлений об устранении нарушений закона, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности».
В Воронеже сотрудники милиции доставили в ОВД депутата гордумы Александра Болдырева, который распространял листовки, призывающие горожан бойкотировать голосование 14 марта. В Ямало-Ненецком АО председатель избирательной комиссии Андрей Гиберт сообщил, что «предвыборная борьба между претендентами на депутатские мандаты прошла в рамках закона». Округ, по его словам, и прежде не был замечен в громких предвыборных скандалах, и помешать проведению выборов могла только погода. Досрочное голосование действительно началось в округе с опозданием из-за тумана, сильного ветра и снегопада. Что, собственно, является отражением электорального климата в стране: 14 марта показало, что в этой сфере у нас по-прежнему заморозки. Несмотря на то что по календарю весна, а за окном оттепель.
Комментарии