Всем до лампочки

На модерации Отложенный

Опрос Accenture показал, что потребители по всему миру не хотят платить за экономию энергии и энергоэффективность.

Ни ужасы глобального потепления, которыми пугают нас экологи, ни рост тарифов на электричество не приучили людей быть более бережливыми. Экономить энергию – прекрасное дело, но пусть этим занимается кто-то другой. Так думает большинство потребителей в мире и, конечно, в России.

Консалтинговая компания Accenture опросила 9000 человек в 22 странах и выяснила, что подавляющее большинство беспокоит рост цен на электричество, дефицит энергии и возможная зависимость от других государств. Но при этом немногие готовы брать ответственность на себя и сокращать свои личные энергозатраты. Основная масса потребителей думают, что это проблема частных компаний. А если те не хотят ею заниматься, так пусть их заставит государство.

90% опрошенных обеспокоены ростом цен на энергоносители, 76% боятся, что их стране не хватит энергии, и она впадет в зависимость от других государств, а 80% тревожат изменения климата. Но только треть респондентов считают, что главное решение проблемы – снижение личных энергозатрат (в том числе домохозяйствами). Лишь 37% уверены, что нужно использовать меньше энергии, чтобы подольше сохранить запасы ископаемого топлива, и 36% – что такое поведение поможет стране сохранить энергетическую независимость.

Подавляющее большинство потребителей (85%) – за усиление роли государства в энергетике. 54% больше всего волнует контроль цен на энергию, а 41% считают, что государство должно стимулировать инвестиции в альтернативную энергетику.

ЗНАЮТ, НО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ

Экологи давно жалуются, что перестройка энергетики застопорилась: спрос на инновации слабый, а общество не проявляет никакого реального энтузиазма. Руководитель исследовательской группы Accenture в Германии Арне Тиссен говорит, что средний американский и европейский потребитель, читающий газеты и смотрящий телевизор (не говоря уже об интернете), давно в курсе мировых энергетических проблем. Но вносить свой, хоть самый скромный вклад в их решение никто не хочет. Провозгласить «зеленое» отношение к жизни – легко и даже модно, согласны социологи, только зачастую – это самообман.

Зато, когда речь идет о ценах на энергоресурсы, потребители сразу занимают принципиальную и активную позицию. По другим опросам Accenture, повышение цен за электричество всегда было в списке главных проблем, тревожащих американских и европейских потребителей. Сильнее их волнуют только цены на продовольственные товары и лекарства.

И понятно, почему опрошенные так выступают за усиление госрегулирования в энергетической сфере: потребитель беспокоится не о том, что энергокомпании выкачают из планеты все сырье или засорят атмосферу, а о том, чтобы заставить их снизить цены.

Российский потребитель еще не знает, что такое либерализованный энергетический рынок. А жители Запада в курсе: несмотря на значительную конкуренцию, цены на таком рынке растут быстрее, чем на рынках регулируемых. Отсюда и недоверие к частным компаниям в Великобритании и США (согласно данным опроса, там более половины жителей против того, чтобы за энергоэффективность боролся частный бизнес без участия государства). По мнению населения, компании, прикрываясь лозунгами новой энергетики, просто накручивают цены.

ГЛАВНОЕ – НЕ ПЕРЕПЛАТИТЬ

«Практическая пассивность» потребителей, о которой говорит Тиссен, заметна и в других сферах. Например, потребители совершенно не готовы покупать гибридные автомобили или электромобили, если все, что им предлагают – это экологические бонусы и экономия энергии.

Исследование Accenture показало, что, хотя американцы и европейцы осознают важность альтернативного транспорта, они ориентируются на функциональные возможности автомобиля. 6 из 10 потребителей готовы купить гибридный или электрический автомобиль, только если он будет превосходить традиционные бензиновые автомобили по всем параметрам: удобство покупки и сервиса, безопасность, техническая начинка, связь, навигация и др. «Потребители заинтересованы в моделях, которые представляют собой новый этап эволюции автомобиля как такового, а не только эволюции двигателя», – резюмируют аналитики.

Похожая ситуация и с глобальным потеплением. Согласно декабрьскому опросу Всемирного банка, население США, Франции, Германии и Великобритании признает проблему и как будто очень переживает за судьбу мира. Но меньше половины в этих странах готовы больше платить за энергию и другие товары, чтобы бороться с климатическими изменениями.

В России, правда, таких еще меньше – всего 11%. И в целом, если говорить об энергоэффективности, то «практическая пассивность» россиян сравнима с западной. Например, граждане, как выяснил ВЦИОМ, за энергетическую эффективность, но не очень рады инициативе президента Медведева о запрете традиционных ламп накаливания.

А, судя по результатам опроса SuperJob.ru, более половины наших потребителей (57%) не понаслышке знакомы с энергосберегающими лампами, использовали их на практике и признают их эффективность («Расход электроэнергии сократился в 2,5–3 раза!»; «Это очень выгодно!»). Но больше половины же, как выяснил ВЦИОМ, не готовы платить за прогрессивные энергосберегающие лампы больше, чем за обычные лампы накаливания.

Правда, в этом пассивном отношении есть и плюсы: хотя граждане и готовы выступать против роста тарифов, они вряд ли выйдут на улицу с протестом против новых технологий.