Британии срочно нужны бывшие преподаватели марксизма

На модерации Отложенный

25 лет спустя после начала в СССР перестройки (в марте 1985 года к власти в Советском Союзе пришел Горбачев) прежние проповедники марксизма-ленинизма опять получили шанс сказать, что их учение всесильно, потому что верно

«Требуются бывшие преподаватели марксизма из советских вузов!» - на такое неожиданное объявление наткнулись мы на сайте известной британской компании Shady Lane Productions, занимающейся арт-проектами и съемкой документальных фильмов. Зачем наши люди понадобились Западу, успешно доказавшему нам нежизнеспособность марксизма? После победы сторонников демократических и капиталистических ценностей многочисленные проповедники марксизма остались как космонавты без ракет, как кавалеристы без коней и шашек. И о них скоро забыли...

Но вдруг выясняется, что они еще кому-то интересны! И кому - своим идеологическим врагам! Что это: у марксизма в кризис открывается второе дыхание? Кто-то хочет заново перечитать историю? И мы позвонили британскому режиссеру Филу Коллинзу (нет-нет, это другой Фил Коллинз, тому парню с гитарой из группы Genesis наш собеседник просто полный тезка).

Идеологи подались в маркетологи
- Мистер Коллинз, с чего это вас вдруг на наших советских марксистов потянуло?

- Да не только на ваших. Перед тем как приехать в Россию, я искал преподавателей марксизма в бывшей ГДР. Кстати, я и сейчас нахожусь в Берлине. Мне интересно, какие перемены произошли с 1989 года, как в одночасье пали коммунистические режимы и исчезли государства, что стало с людьми, посвятившими марксизму жизнь. Хотелось бы встретиться с ними, показать, чем они сейчас живут. Оказавшись никому не нужными, смогли ли они приспособиться к новым реалиям или оказались за бортом? Мы приедем к ним домой, послушаем их истории, посмотрим фотографии. Обсудим, что из прежних идей кануло в Лету, а что, напротив, остается актуальным и поныне. Нам нужно порядка 20 - 30 человек из институтов марксизма-ленинизма. Но мне также интересны люди, преподававшие этот предмет в школах и вузах..

- А вам-то это зачем?

- Я считаю крайне важными темы, связанные с исторической памятью, социальной справедливостью. Особенно в наше время, где правят бал развлечения и поп-культура, где многое из истории искажается или попросту вычеркивается.

- И кем же стали ваши герои? Получились ли из бывших марксистов, скажем, успешные бизнесмены?

- С некоторыми немецкими марксистами я уже встречался. Мы разыскиваем их через объявления в газетах, Интернет, по музеям и библиотекам. Вообще в Германии люди очень горячо откликнулись на наш призыв. Представьте: бывшие интеллектуалы, идеологическая элита, проснулись без работы, всеми брошены, их знания и труды новой Германии совершенно не нужны. Кто-то не смог преодолеть боль перемен и по-прежнему сидит без работы, кто-то нашел себя в бизнесе, но большинство переквалифицировались в переводчиков, маркетологов, технических специалистов. Работают бывшие гэдээровские педагоги и с российскими туристами, и с эмигрантами из стран СНГ. Так когда-то русские дворяне, бежавшие в Европу от революции, работали простыми таксистами и учителями...

- Интересно, сменив профессию, многие из них смогли отказаться от взглядов? Это же целая религия была!

- Большинство из них не смогли отречься от марксизма. Вы правы - в странах советского лагеря это была настоящая религия, которую не так-то просто выкинуть из головы. Мало того, в преподаватели марксизма не брали с улицы - производился тщательный отбор, где главным критерием были: горящий огонек в глазах, личная убежденность, граничащая с фанатизмом. Но все равно очень многие из них научились обманывать систему, они не верили в то, что преподают. Например, специалист по маркетингу, профессор Петербургского госуниверситета в письме рассказывала мне, что треть сотрудников на ее кафедре - сплошь бывшие преподаватели марксизма-ленинизма. «Поле их научной деятельности мигом испарилось, как только эта дисциплина перестала быть обязательной. И переключиться на маркетинг, как они объясняли, для них было очень просто, поскольку эти люди никогда по-настоящему не верили в марксизм».

- Мы правильно поняли, что таких «фом неверующих» было большинство?

- Неправильно. В основном я читаю истории о том, что люди действительно страдали и не могли найти себя в новой России. «Мой отец не только остался без профессии, он вообще больше не мог работать, - рассказывает сын одного из героев. - Для него коллапс той идеологии стал личной трагедией, он считал, что жизнь прожита впустую». В ГДР большинство людей, с которыми я общался, очень страстно говорили о том, что они называют чистотой марксистской мысли и идеи, с помощью которой мы могли бы построить рациональное общество. Надо признать, многие его принципы кажутся в наш век потребления необычными. Кто-то пускается в философские рассуждения о его отношении к диалектике Гегеля и учению Фейербаха. Предмет сам по себе так широк, и для многих эта тема по-прежнему не затухает.

«Европа левеет»

- Вы один такой в Англии, кому эти учения до сих пор интересны?

- Можете не верить, но в той же Британии идеями марксизма проникается все больше народу. Я думаю, это своего рода ответ на финансовый кризис, безработицу и жирующих банкиров. Если сегодня мы наблюдаем доминирование капитализма, это еще не значит, что дело Маркса неубедительно. Можно спорить бесконечно о его применении в социалистической системе, о том, как она функционировала и управлялась. Прошел ли этот этап или грядет снова. И если да, то когда?

- То есть возрождение «левых» идей в Европе налицо?

- В Британии - точно. Ведь очевидна же та несправедливость, когда на деньги налогоплательщиков группка алчных людей, так называемая элита, выписывает себе огромные бонусы.

- Так это везде, у нас тоже есть. И никто о Марксе вроде не вспоминает...

- Да, но мне рассказывали, что у вас «левых» тоже достаточно, пусть и не обремененных этим полузабытым учением.

- Кстати, кто вас заразил Марксом?

- Никто меня не заражал (смеется). Я сам Маркса начал читать еще подростком, а затем проштудировал всю последовавшую за ним критику.

Просто невероятно, до чего актуальны многие идеи Маркса сегодня. Преподавание марксизма в современных школах - это возможность еще раз посмотреть на его ключевые постулаты. Маркс едва ли не лучше всех остальных ученых понимал природу экономики и как она работает. Это очень впечатляет. Поэтому мы вновь поставим некоторых преподавателей из России, куда я приеду их отбирать, за кафедру - интересно, как отреагирует на эти лекции молодежь.

«Предложу им работу в Европе»

- А где же будут вещать старые-новые советские лекторы?

- В частных и публичных школах Манчестера. Это будет уже вторая часть нашего проекта. В моем родном Манчестере жил долгое время Энгельс - его отец работал на местной фабрике, а Маркс часто приезжал к другу в гости. Именно здесь они начали свой «Капитал».

- Не боитесь завезти в Манчестер «коммунистическую заразу», как говорили когда-то ваши западные идеологи?

- Манчестер - родина промышленной революции, профсоюзов, радикальных движений. Поэтому нам лучше спросить себя, действительно ли прибывшие учителя такие «необычные» или они просто помогут нам еще раз открыть глаза на то, какой жизнью мы живем.

- Платить преподавателям будете или они будут работать по-советски - на чистом энтузиазме?

- Тем, кто приедет в Манчестер, - обязательно. Все расходы также берем на себя. Курс для старшеклассников будет длиться от 4 до 6 недель.

- Ранее уже доводилось у нас бывать?

- Увы, нет. Я очень много путешествовал - был и на Ближнем Востоке, и в Южной Америке, и на Балканах. А вот в Россию приеду в первый раз и жду этого с большим нетерпением. Увидимся в марте!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Фил КОЛЛИНЗ (род. в 1970 году в Ранкорне, Англия) - британский художник и режиссер, живет и работает в Берлине. Лауреат премии Пола Хэмлина в области визуального искусства, в 2006 году номинирован на премию Тернера - престижнейшую премию в области современного искусства. Его экспозиции и фильмы регулярно представляют на международных кинофестивалях в Берлине, Роттердаме, Эдинбурге и в ведущих мировых музеях.

Если бы мы следовали учению, социализм бы не умер!

Сергей СЕРГЕЙЧИК, профессор-историк, один из потенциальных участников проекта:

- Я решил участвовать в проекте Коллинза, потому что очень многое пережил в советские годы и постоянно боролся. Я изначально был убежденным коммунистом, но по мере появления новых данных, новых исследований я стал приходить к другим выводам. Проблемы с руководством начались в 1968 году. Вступил в партию, еще учась в десятом классе. Да-да, для меня сделали такое исключение, и я стал единственным школьником Белоруссии, вступившим в партию. Из-за оккупации я пошел в школу позже положенного срока, и на момент окончания учебы мне как раз было 18 лет. Мои коллеги верили в марксизм и шли по этому пути. А я стал сомневаться, еще будучи студентом истфака МГУ. Маркс копал глубоко, это была целая наука, а наши «марксята» пробежались лишь по верхам. Если бы мы в свое время все делали по Марксу, то социализм бы не умер. Уверен, что новое увлечение Европы марксизмом - это не временное явление. Но сегодня мы еще не созрели для марксизма, его идеи пригодятся в будущем. А если бы меня пригласили читать лекции в Британии, я бы обязательно рассказал местным школьникам и о великих мыслителях Марксе и Энгельсе, которые думали о будущем мира, разрабатывали научно обоснованные концепции, и о нашем печальном опыте - преждевременной и поверхностной попытке построить справедливое коммунистическое общество.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

«Это форма глобализма»

Наталия НАРОЧНИЦКАЯ, историк, политолог, руководитель Института демократии и сотрудничества:

- Марксизм, который живет на Западе, сильно отличается от того, что был в СССР. Если в наших странах марксизм был опробован как государственная религия, то на Западе левые идеи развивались в сторону уравнения ценностей: одно и то же - красота и уродство, грех и добродетель... Попробуй скажи там, что содомиты - это безнравственно. Что вы, возмутятся вам, это проявление свободной личности! И они страшно недовольны возрождением христианских ценностей. Не надо забывать, что Великая французская революция имела прежде всего антихристианские и антицерковные аспекты. Левый дух блуждает с Запада на Восток и с Востока на Запад по мере того, как его инструменты истачиваются. Марксизм и современный либерализм разными путями, но движут мир к униформенному, безрелигиозному и безнациональному обществу. Это своеобразная форма глобализма.

«В ГДР таким преподавателям перекрыли кислород!»

Александр РАР, немецкий политолог-международник, директор программ России и стран СНГ Совета по внешней политике ФРГ:

- Те «левые» настроения, которые сейчас есть в Европе, - уже не тот марксизм, что был когда-то. Он уже не радикальный, как в начале прошлого века, а скорее консервативный. Да, в Европе сейчас проходят акции протеста, звучат требования делиться, но это не классовая борьба. У нынешних «левых» нет идеологической надстройки, а старые идеи скомпрометированы. Но марксизм по-прежнему серьезно изучают в вузах, я сам «познакомился» с ним в 80-х в Мюнхене, в капиталистической ФРГ, и скажу вам, что в нем было очень много разумных вещей. И я, хоть и вырос в семье ярых антисоветчиков, пришел к своим, не таким однозначным, выводам. Кстати, еще сам Маркс предупреждал русских революционеров, таких, как Вера Засулич, что его идеи ни в коем случае нельзя вводить в России. Потому что это варварская страна, которая все перевернет и сделает не так. Что касается бывших преподавателей марксизма, то я лично знаком со многими из них. В Западной Германии они просто исчезли или примкнули к либералам. А вот «восточным» не дали переметнуться. Всем, кто был связан с коммунистами, закрыли все возможности и не давали работу. Поэтому там накопилось много обид. Большинство из них так и не смогли найти себя в чем-то ином, живут на пенсии и не играют в жизни Германии уже никакой роли. А жаль - ведь поляризация, разница мнений в обществе всегда нужны.