Янукович: первые итоги
На модерации
Отложенный
Российским политикам не стоит принимать предвыборные обещания Януковича на веру: он не пророссийский президент, он – проукраинский
Прошло менее месяца со дня инаугурации Януковича, можно подводить первые итоги.
По моему мнению, можно отметить три главных события. Во-первых, два международных визита Януковича– в Брюссель и Москву; во-вторых, создание коалиции и выбор кандидатуры премьера; в-третьих, «прояснение» позиции по одному из ключевых программных пунктов – статусу русского языка.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВИЗИТЫ
Оба визита были одновременно и знаковыми, и протокольными. В Брюсселе Янукович говорил о стремлении Украины интегрироваться в ЕС, о надежности Украины в вопросе бесперебойных поставок газа в Европу. По членству в НАТО Янукович высказался пространно-отрицательно. В Москве, которую Янукович решил посетить после Брюсселя, призвали Киев не выбирать между Россией и Европой. Словом, в Кремле заметили, что даже Ющенко местом своей первой зарубежной поездки в качестве президента выбрал Россию.
Несмотря на это, к московскому визиту обе стороны отнеслись крайне ответственно: он должен был завершить эпоху Ющенко и начать эпоху Януковича. В ходе встречи Медведев заявил, что отношениям Москвы и Киева нужна реанимация. Янукович говорил то, что от него хотели услышать в Москве, – о членстве в НАТО, о статусе русского языка, о ЧФ, Бандере, пообещав решить эти вопросы так, чтобы отношения между Россией и Украиной улучшились. Например, Янукович дал понять, что указ Ющенко о присвоении звания Героя Украины Степану Бандере будет пересмотрен. Украинские власти примут решение относительно данного указа до празднований Дня Победы. В вопросах газа и энергетики прозвучали общие фразы, принятие конкретных решений было отложено до момента формирования правительства на Украине.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Закончив с протокольными визитами, Янукович стал решать вопросы формирования нового правительства. Оказалось, что есть две проблемы: как сформировать коалицию и кого выбрать премьером.
Дело в том, что по закону (и по решению Конституционного суда) коалиция должна формироваться фракциями, а не депутатами. В коалицию к «Партии регионов» захотели присоединиться коммунисты и «Блок Литвина» – всего 219 депутатов. Переманивать отдельных депутатов из неприсоединившихся фракций – незаконно. Решений этой проблемы два: плохое и очень плохое. Плохое состояло в том, чтобы поменять законодательство и разрешить отдельным депутатам вступать в коалицию. Минус этого решения в том, что данный закон можно будет обжаловать в КС, причем имея шансы на успех. Очень плохое решение – провести досрочные выборы в Раду, но на это нет денег, нет желания и нет уверенности в победе. Янукович выбрал первый вариант: 10 марта им был подписан закон об изменениях в регламенте Верховной Рады, которые позволяют внефракционным депутатам вступать в коалицию. Реакция последовала незамедлительно – Ющенко призвал украинцев к неповиновению, если в парламенте будет создано неконституционное большинство.
Не прошло и месяца, как Янукович стал участником конституционного конфликта. Это еще раз подтверждает тезис о порочности институционального дизайна в отношении разделения властей на Украине. Рано или поздно украинскому лидеру придется обдумывать вариант конституционной реформы.
Новым премьером стал представитель «Партии регионов» Николай Азаров. Пост вице-премьера по экономике был предложен Сергею Тигипко, получившему 3-е место на президентских выборах. Этому правительству придется вытаскивать Украину из кризиса, с этим правительством России придется решать насущные вопросы экономического взаимодействия, в том числе и по газу.
Насколько оно окажется более удобным партнером – покажет ближайшее будущее. Однако едва ли стоит от него ждать полной покладистости в спорных вопросах. Янукович будет придерживаться пророссийской позиции тогда, когда ему это выгодно.
О СТАТУСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Во время своей избирательной кампании, в ходе своего визита в Москву, Янукович однозначно высказывался в отношении статуса русского языка – его права не должны ущемляться, Янукович сделает его вторым государственным.
Тем не менее, в действительности позиция Януковича оказалась иной. Президент Украины Виктор Янукович 9 марта высказался за сохранение украинского единственным государственным языком. Хотя, возможно, здесь мы имеем дело со знаменитым косноязычием украинского президента – речь идет о решении вопроса о статусе русского языка не на государственном уровне, а на региональном уровне, о чем уже регионалы не раз говорили.
В любом случае, российским политикам не стоит принимать все предвыборные обещания нового украинского президента на веру. Он не пророссийский президент, он – проукраинский.
СТРАНА № 1
«Коммерсантъ-Власть» недавно писал, что российские дипломаты в шутку предлагали 7 февраля (дата второго тура выборов на Украине) сделать красным днем календаря, а то и приравнять к 9 Мая. Мне кажется, что радость в МИД РФ была преждевременной.
Если США для России – это страна №1 в дальнем зарубежье, то Украина – страна №1 в ближнем зарубежье. В отношении нее должна проводиться глубоко продуманная политика, учитывающая всю палитру интересов страны.
Москва же проводит на Украине реактивную, а не активную политику. Кремль может с трудом сформулировать свои интересы на Украине (как и в других странах бывшего СССР). Все строится на предположении, что Украина (как и другие соседи) по умолчанию не нарушает спокойствия российских лидеров и соглашается с российскими инициативами – своего рода политика поддержания статус-кво. В реальности, формирование российской политики осуществляется по негативному принципу – как совокупность негативных реакций на происходящее на Украине. МИД России только успевает выступать с заявлениями: мы против разговоров о выводе ЧФ из Севастополя, мы против присвоения Бандере звания Героя Украины, мы против отъема газа, мы против признания «голодомора» геноцидом украинского народа и т.д. Соответственно, вся российская политика в отношении Украины в последние годы строилась на отрицании политики Киева.
После ухода Ющенко наконец-то появилась возможность перейти к активной политике и сформировать свою повестку. Есть одно «но»: необходимо внятно сформулировать свои позитивные интересы – чего Москва хочет от Киева. Далее еще сложнее – определиться с инструментами влияния и продвижения своих интересов. Кто будет брошен на «украинский фронт» – дипломаты, политики, бизнесмены или общественные организации?
Российские власти привыкли за последние годы жить за счет ренты. Это удобно – можно ничего не делать, а за счет доходов от ренты экономика все равно будет в плюсе. Наверное, российские дипломаты начинают усваивать элементы рентоориентированного поведения: такое впечатление, что они считают, что великодержавный статус России на территории бывшего СССР должен приносить политические «дивиденды» сам собой, без каких-то их видимых усилий с их стороны.
На данный момент активность российского МИДа сводится к предложению новых красных дней в календаре.
Комментарии