Болваночный сбор в пользу Михалкова
На модерации
Отложенный
«Налог на чистые болванки» придумывают в Минкульте, но вряд ли его начнут взимать в этом году.
ПРОСТОЙ ПУТЬ В ЕВРОПУ
Писатель, блоггер и поэт-песенник Леонид Каганов получил письмо от нового агентства по управлению авторскими правами, которое так его удивило, что Каганов выложил скан в своем блоге. РСП («Российский союз правообладателей»), сравнительно молодое агентство по защите прав авторов, создан для сбора отчисления от продажи записывающей аппаратуры и чистых аудио- и видеоносителей. В письме Союз призвал блоггера Каганова поручить ему взимать этот сбор, чтобы перераспределять, в том числе и в его пользу.
Диковатая идея превентивного сбора за будущее мелкое пиратство – не российское изобретение. «Налог на чистую кассету», которым облагаются бытовые устройства с возможностью копирования и чистые носители, существует в Испании, Бельгии и Франции, и именно благодаря ему французы предпочитают покупать аппаратуру и болванки в Германии. Вводя налог, европейские законодатели предвидели, что владелец легального диска не сможет удержаться от соблазна хотя бы единожды скопировать его содержимое на чистую болванку. Потерю автора именно от этого бытового пиратства призван компенсировать сбор на чистые носители.
В России такой сбор тоже предусмотрен Гражданским кодексом. Но РСП совершил фальстарт: прежде, чем его начнут взимать, чиновникам предстоит много чего додумать.
В ОЖИДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Авторские права при копировании аудио- и видеозаписей для личных нужд – единственный вид авторских прав, который в России до сих пор не регулируется, хотя и описан законодателем в 4 части Гражданского кодекса. Чтобы полностью уподобиться Европе, обложив данью копирование на личные болванки, России не хватает постановления правительства. Оно и должно определить размер отчисления, доли сбора, причитающиеся всей авторской цепочке – автору, исполнителю и звукозаписывающей компании – и комиссию аккредитованной организации.
В правовом управлении Росохранкультуры, контролирующем соблюдение авторских прав, уверены, что введение такого сбора давно назрело и в России, и его появление – это лишь вопрос времени, однако назвать ожидаемый срок выхода постановления и конкурса для выбора организации, которая будет взимать сбор, не могут. Представитель «Российского авторского общества», одного из учредителей РСП, сделавшего предложение блоггеру Каганову, готов строить предположения о вероятном размере сбора , долях отчислений для держателей авторских прав и даже о таможне как месте сбора, но так же затрудняется говорить о сроках выхода правительственного постановления.
БОЛЬШОЙ ВОПРОС, КАК ПОДЕЛИТЬ
Сравнительно несложная задача – начислить дополнительные 1–2% сбора на ввозимую бытовую технику – тормозится проблемой выбора организации, которой будет поручен сбор и распределение денег, рассказал Slon.ru источник в РАТЭК, ассоциации, объединяющей отечественных импортеров бытовой техники. Один из претендентов на будущую аккредитацию – РСП – сумел объединить в числе своих учредителей РАО, Союз кинематографистов и ВОИС («Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности»).
Союзу, который называют главным кандидатом на роль сборщика «налога на чистую кассету», противостоит РОСП («Российское общество по смежным правам»).
Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков – сильный игрок на поле борьбы за авторские права. В прошлом году Союз кинематографистов выступил с инициативой отмены статьи 1245 Гражданского кодекса, описывающей «налог на чистую кассету», и замены его сбором на поддержку отечественного кинематографа. Год назад это предложение не встретило понимания у законодателей, однако сотрудники РАО и РАТЭК и правового управления Министерства культуры в частных разговорах с Slon.ru говорили и о нынешних претензиях кинорежиссера на существенную долю в будущем «налоге». Никита Михалков сейчас возглавляет Совет РСП, поэтому претензии кинематографа на часть средств, скорее всего, будут учтены.
БОЛЬШОЙ ВОПРОС, ЗА ЧТО ВЗЯТЬ
Ассоциация импортеров РАТЭК – естественная оппозиция будущему «налогу на записывающую аппаратуру», как здесь его называют. Именно членам ассоциации предстоит, собственно, платить на таможне. Президент РАТЭК Александр Онищук может перечислить множество препятствий для введения сбора и помимо выбора коллекторской организации. Ему непонятно, почему при взимании «налога» предполагается использовать таможню, – ведь авторское право – часть системы гражданско-правовых отношений, – и на цену какой именно записывающей аппаратуры сбор будет начисляться. Вряд ли критерием может стать наличие кнопки «запись» на устройстве. Ведь никто не будет делать домашнюю копию фильма с помощью видеокамеры, хотя такая возможность, безусловно, есть. С другой стороны, самым популярным инструментом копирования музыки и видео становятся компьютеры, но справедливо ли облагать сбором покупателей всех персоналок, жестких дисков и флеш-накопителей, зная, что в большинстве случаев пользователь будет хранить в их памяти все же документы и программное обеспечение?
Эти же проблемы признают и сотрудники правового департамента Министерства культуры, говоря, что хотя «наброски будущего постановления правительства находятся в работе», вряд ли можно ожидать появления чистовика до конца 2010 г. Это значит, что граждане пока могут перезаписывать легальные музыку и кино совершенно бесплатно, и рознице взлет цен на пишущие музыкальные центры пока не грозит.
Блоггер Леонид Каганов, мягко говоря, недоволен самой идеей «налога на чистую кассету»: он не понимает, почему бенефициаром налога на копирование российскими гражданами песен The Beatles для прослушивания в машине будет Никита Михалков. Правда, и самому Каганову немного достанется, но он этих денег не ждет и не просит. А значит, его должно радовать, что до конца нынешнего года неприятный источник дохода и не появится.
Комментарии
А налог на байт они ввести не хотят? С каждого байта по биту в фонда развития имени его-))))
Идет волна не за "авторские" права, а за права "правообладателей".
Ну пытаются очередные мошенники из воздуха бабос нагнать.
И что? В первый раз, что ли?