Кандидат идет на дно
На модерации
Отложенный
Президент Дмитрий Медведев на заседании Госсовета критиковал партии, прежде всего оппозиционные, за то, что они \"очень слабо работают на муниципальном уровне\". В малом городе Псковской области с символичным названием \"Дно\" феномен партийного безразличия к малым парламентским выборам доведен, пожалуй, до абсолюта. Выборы в совет депутатов, которые намечены на 14 марта, не интересны тут никому. Хотя в марте 1917-го именно здесь Николай II принял решение об отречении от престола. Почему же сегодня партии не борются за власть?
Парламентаризм в малых городах и весях - деятельность не столько политическая, сколько общественная. И отношение, и финансирование - соответствующие.
Настоящий штаб (с вывеской!) мы нашли только у \"Единой России\". Все остальные партии живут в глубинке на энтузиазме их местных руководителей. А значит, кресла депутатов горсовета не интересуют ровным счетом никого на самом партийном \"верху\". Тот же штаб коммунистов - это квартира первого секретаря районного отделения КПРФ Виктора Рябинова.
- Районный архив партии - это мой шкаф! - говорит он совсем без гордости.
Понятно, что дойти до глухих деревень, где живет около ста человек, ресурсов хватает только у партии власти. Но если брать муниципальные выборы в целом, то проблема не только и не столько в ресурсах. Она глубже. В городе Дно существуют отделения всех четырех парламентских партий, та, которую называют \"правящей\", формально выставила на десять мандатов десять своих кандидатур. Но при этом никаких следов агитации...
- Мы не можем обязать партии бороться за своих кандидатов, - справедливо заметила зампредседателя территориального избиркома Мария Захарова.
По обе стороны от ж/д вокзала отходят как от причала улицы-корабли. О том, что весна наступает, напоминает звук капающих сосулек. И ни одной приметы, что выборы на носу. Столбы стоят без листовок, диковато ободраны несколько рекламных щитов, а полный зал народа за последние годы собрал только кандидат Дмитрий Медведев, когда его доверенный представитель навестил Дно во время выборов президента.
- Сейчас кандидатов не видно, не слышно, - подтверждает местный таксист.
Кроме \"единороссов\", баллотируются в горсовет представители еще одной партии, где столь же жестко с формалистикой и дисциплиной - КПРФ. Но идут четверо коммунистов как самовыдвиженцы. Наше беспокойство относительно политических притеснений (на что жаловался Геннадий Зюганов на заседании Госсовета) первого секретаря только повеселило.
- Причина чисто техническая, - улыбнулся Виктор Рябинов. - Я слесарь, с работы меня никто не отпустил, чтобы я мог съездить в Псков и забрать необходимые документы. А для самовыдвижения надо меньше справок.
Рябинов - единственный местный партийный лидер, который в горсовет баллотируется вновь. Лидеры \"Единой\" и \"Справедливой России\" люди уважаемые, действующие депутаты, но парламентскую трибуну они представляют себе исключительно в виде плахи, на которую им сильно не хочется класть свои головы снова.
- Понимаете... - пытается объяснить Рябинов. - Не очень хорошо получилось в отношениях с районной властью. По сути дела произошло неприятие закона о местном самоуправлении. Дали нам бумажку, что мы депутаты, но на самом деле мы были никто.
\"Партия попросила - надо\"
Дно находится в ста километрах от Пскова. Девять тысяч населения, два завода, железная дорога с огромным локомотивным депо, крупный узел линий на Псков, Бологое, Витебск, Санкт-Петербург. А органы местного самоуправления - как золотая блоха, которую еще и подковали, чтобы не прыгала.
- На последней сессии горсовета мы с коллегами откровенно обсудили итоги своей работы, - рассказывает руководитель районного отделения \"Справедливой России\" Светлана Коняшкина, - и очень многие решили не баллотироваться вновь. Мы просто не видим смысла. Закон о местном самоуправлении здесь не работает.
- Поэтому среди кандидатов ни одного \"эсера\"?
- Да, - кивает Коняшкина, - поймите правильно, ну не могла я убеждать других людей выдвигать свои кандидатуры в горсовет, если сама не верю. Хотя по идее выборы в органы местного самоуправления должны быть самыми главными, ведь именно здесь формируется политика того места, где я живу.
Отношение к этим выборам со стороны кандидатов и избирателей - лучший показатель того, жив или мертв пациент в белых одеждах местного самоуправления.
Мы побеседовали со многими кандидатами. Были среди них и \"единороссы\", которые в ответ на вопрос, зачем баллотируетесь, отвечали честно. \"Еще не задумывалась\", - призналась сторонник ЕР Лариса Тимофеева, председатель совета райпо.
Были и коммунисты, отвечавшие не менее сухо, чем \"единороссы\". \"Партия попросила - надо\", - отрезал член КПРФ Андрей Коренев, немногословный, с черными от работы руками слесарь по ремонту подвижного состава локомотивного депо.
И самовыдвиженцы были, которым, как выяснялось, пойти в депутаты \"предложили в районной администрации\" и которые весьма слабо представляют себе, чем же занимаются парламентарии после избрания.
Неравнодушных кандидатов - двое.
Один из них - предприниматель Елена Уракова кипела от несправедливых, по ее мнению, правил игры и, страшно сказать, хотела вернуться в социализм. Конечно, у нее муж - второй секретарь райкома и партбилет КПРФ ей вручал лично Зюганов. Но у нее, по крайней мере, глаза горят, когда говорит она про большие (как слон) налоги и свой маленький (как моська) продуктовый ларек.
- Возьмем ту же ветстанцию, - предлагает хваткая и энергичная Уракова. - Хоть один килограмм окорочков, хоть тысяча, хоть ларек у тебя, хоть супермаркет, им без разницы, в любом случае справка будет стоить 300 рублей. Просила их объяснить - почему. Они сказали: \"У нас инструкции. Спрашивайте у Путина\".
Второй кандидат - беспартийный, просто хочет попробовать свои силы в политике. В свои 27 лет Юрий Спиридонов, отзывчивый налысо стриженный парень, не пьет, не курит, работает на абразивном заводе и верит в нематериальное решение житейских проблем. \"Великие Луки чище, чем Псков, потому что люди там город свой любят, - размышляет Юрий, - и если, допустим, видят бумажку на улице, то подбирают и в мусорку...\" Он, пожалуй, единственный, кто идет в депутаты не потому, что партия или кум-сват-брат попросили. А действительно по собственной инициативе.
\"Перед каждым на коленях стояли\"
- А так почти никто в Дне не хочет идти в депутаты, - говорит глава нынешнего совета депутатов Сергей Егоров, он же руководитель исполкома \"Единой России\".
- Но ведь 20 кандидатов зарегистрированы...
- Да, но как их нашли? - продолжает Егоров. - Почти перед каждым из них на коленях стояли и упрашивали: \"Вася, сходи ты, пожалуйста\". И Вася идет. Это рвутся в областное законодательное собрание, потому что там бабки платят, это рвутся в Госдуму, потому что там та-а-акие бабки платят да еще и квартиру дают. А на местном-то уровне одни обязанности и при этом никаких привилегий.
Ни депутатской неприкосновенности, ни канцелярских принадлежностей. Элементарно уйти на сессию собрания с основного места работы - большая проблема. \"Человека обязаны отпустить, но не обязаны оплатить ему то время, которое он потратил на сессию\", - поясняет Мария Захарова. А с учетом размера оплаты труда дновского парламентария он явно теряет в деньгах.
- Смешно говорить, но только с этого года у депутатов впервые появилась зарплата, - говорит Сергей Егоров. - Знаете, сколько? Двести рублей! И то потому, что мы, наконец, сами бюджет утверждать стали. А до этого четыре года жили по смете расходов, по которой деньги выделялись только на помойки да на зарплату администрации города.
Возле здания районной администрации, на втором этаже которой базируется избирком, с советских времен ржавеет пустая Доска почета под названием \"Победители соревнований\". Она напоминает о том, что в каждом соревновании (тем более таком, как выборы) должен быть приз. Но в случае с местным парламентом его нет и в помине.
Пакет полномочий - вывоз мусора, содержание дорог, захоронений и благоустройство. На все остальное не то что парламент, даже администрация города не в состоянии повлиять. Надо, допустим, крышу починить в доме - нужно обращаться туда, где деньги. То есть в район. День города провести - тоже туда идти с протянутой рукой.
Здание администрации города 1935 года постройки даже выглядит не как место, где принимают решения и водятся деньги. Приземистое, с неприлично выглядывающей из-под слоя штукатурки кладкой, стоит оно на углу улицы Рабочей и, как вечной любви, ждет ремонта. В левом его флигеле располагается сейчас похоронное бюро, в центре раньше был ЗАГС, но, к счастью для молодоженов, недавно для него выделили отдельное помещение. В правом же флигеле находятся два кабинета администрации. Если число чиновников и растет, то явно не здесь. Весь штат - сам глава, его заместитель и главбух на полставки.
\"Какой-то разбитый стал город\", - вздыхает замглавы администрации Дна Маргарита Богачева, говоря про дороги. А ее начальник - и.о. главы администрации Александр Жилин тут же считает: на ремонт дорог в этом году обещали выделить 6 млн рублей, заасфальтировать один километр стоит 1,2 млн рублей, значит, \"реально денег хватит только на то, чтобы засыпать ямки\". Всего в Дно 52,6 км дорог, из них лишь 1,4 км - то, что можно без мата назвать дорожным покрытием.
Поэтому много в Дне \"Жигулей\". Их, по крайней мере, не жалко. В администрации города вообще нет автомобиля. А спикер собрания, он же глава поселения, обделен ну просто по всем статьям. У него помимо казенной машины нет еще кабинета, зарплаты и рабочего времени. Считай - общественник. Хотя де-юре, по уставу, именно он - высшее должностное лицо.
- Из прокуратуры как-то приходит бумага, - приводит Сергей Егоров пример, - там написано, что, как показала проверка, в моем рабочем кабинете отсутствуют российские герб и флаг. Просят устранить нарушение. Я удивился, ведь никакого кабинета у меня нет. Все документы к сессии готовлю дома - за компьютером дочки, бумага, электричество и все остальное - за свой счет. Поэтому отписал прокуратуре так: флаг поставил на столе дочки, а вот герб жена на стену вешать запрещает.
Звучит абсурдно. Но это не анекдот. Власть в Дне - это и смешно, и грустно одновременно. Вообще, дновцы - оптимисты. Любят шутку: \"Когда я опустился на дно, снизу постучали\". И даже сейчас, когда, как заметил почетный гражданин города Борис Марушевский, \"разлажена вся система народовластия\", до конца не отчаиваются. Ведь отстояли же школу искусств, которую районные власти железно намеревались прикрыть. Те же депутаты били в колокола.
Начало царской Голгофы
Но системный ответ на вопрос, как наладить жизнь местного самоуправления, мы нашли на улице Профсоюзной, 15. На первом этаже, прямо перед квартирой N 53, в полу зияет огромная дырка.
- Был затор канализации, пришли товарищи из ЖЭУ, чтобы добраться до труб, дыру проделали, потом, конечно, прикрыли ее дощечками, но окончательно не заделали, теперь тут и крысы, и мыши бегают, и ногу, если неудачно ступить, можно сломать, - возмущается хозяйка квартиры Вера Васильевна Тимофеева.
Ей 72 года, в квартире живут с мужем, тоже пенсионером. Год назад, продолжает она, приехал на дырку посмотреть глава района, обещал вроде помочь, но за целый год не перешел от слов к делу. А проблема, собственно, заключается в следующем: для того чтобы дыра перестала существовать, надо весь пол на первом этаже вместе с крыльцом полностью разбирать и класть новые плиты.
Вот и в местном самоуправлении зияет такая дыра, для исправления которой требуется ремонт чуть ли не всей политической системы. \"Первое, что надо сделать, - вселить в головы районных чиновников мысль, что прежняя модель устарела, что город уже не находится в их подчинении\", - считает Алексей Бударин. Он возглавлял администрацию Дна, но добровольно ушел, был главой местного отделения ЛДПР, но вышел из партии. И хотя сегодня Бударин полностью разочарован в политике, он, как бизнесмен, понимает: побеждает тот, кто не сдается.
А Дно в этом смысле место очень показательное. Его порой называют \"началом царской Голгофы\". Ведь именно на станции Дно был остановлен поезд, в котором Николай II возвращался в Петербург, - не доехал каких-то 225 километров... А на следующий день царя отправили в Псков, где он подписал манифест об отречении.
Так что однажды здесь, на границе псковской и новгородской земель, уже решилась судьба России. Тогда, в марте 1917-го, никто не вышел защищать царя. Сегодня, в марте 2010-го, похоже, всем до лампочки местное самоуправление...
Комментарии
Читаю . Статья 10. Государство и политические партии
1. Вмешательство органов государственной власти и их
должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и
вмешательство политических партий в деятельность органов
государственной власти и их должностных лиц, не допускается.
2. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий,
решаются органами государственной власти и органами местного
самоуправления с участием соответствующих политических партий или
по согласованию с ними.
То есть закон прямо говорит нам: господин президент, Гарант Конституции, дорогой товарищ Медведев, вы лезете не в свое дело. Партии сами знают, как и где им работать, а не так как вам настучит бородач Чуров - любитель самых честных выборов в мире.
Эти выборы уже обрыдли всем, кроме \"ЕдРА\", потому что в них ни совести, ни справедливо...