Власти России застеснялись Победы над Японией

На модерации Отложенный

Как известно, громкие исторические победы являются одним из основополагающих элементов национального самосознания. В этом смысле наша коллективная память все еще находится в состоянии частичной амнезии. По крайней мере, до тех пор, пока российское общество по-прежнему будет стыдливо умалчивать о знаковых страницах собственной истории, вместо того, чтобы по праву гордиться ими.

Одной из таких труднообъяснимых «фигур умолчания» в российской истории является победа над милитаристским режимом в Японии в 1945 году. Напомним, что благодаря ратному подвигу наших предков, положивших на алтарь этой Победы 12 тыс. своих жизней, Япония капитулировала, Вторая мировая война закончилась, а сама Россия вернула принадлежавшие ей земли, отторгнутые Японией в 1905 году, и на долгие годы обеспечила мир на своих дальневосточных границах. Напомним, что благодаря той Победе были полностью освобождены Манчжурия, Ляодунский полуостров, Восточный Китай, северная часть Кореи по 38-й параллели и (особо отметим!) Южный Сахалин и Курильские острова.

Кстати, несмотря на то, что к сентябрю 1945 года прошло совсем немного времени с момента празднования Победы над фашистской Германией, советское руководство по достоинству оценило историческое значение Квантунской операции. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года день 3 сентября был объявлен «праздником всенародного торжества, Праздником Победы над Японией».

А вот в современном списке памятных дат, устанавливаемых Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России», это событие уже не числится. Возникает ощущение, что российская дипломатия задалась целью побить в этом вопросе все мыслимые и немыслимые рекорды внешнеполитической политкорректности, чтобы, не дай Бог, не обидеть современное японское руководство. А ведь оно, между прочим, совсем даже не стесняется праздновать на официальном уровне «День северных территорий», фактически оспаривая таким образом территориальную целостность нашей страны.

Кстати говоря, США, Китай, Монголия, обе Кореи и Великобритания, в отличие от осторожной российской дипломатии, почему-то не считают празднование этой даты чем-то крамольным или выходящим за рамки этики межгосударственных отношений, на что обращают внимание многие российские эксперты. В частности, известный российский политолог Юрий Крупнов в одной из своих недавних публикаций справедливо замечает, что если руководствоваться такой логикой и быть до конца последовательной, Москве пришлось бы вообще замахнуться на святое и… отменить победу над Германией «в целях улучшения отношений с ней». Как отмечает Крупнов, «не может такого быть: медаль «За победу над Японией» есть, а самой Победы – нет.

Причем этой замечательной медалью было награждено более 1,8 млн человек!!!». «Верните России победу над Японией!» – призывает российских законодателей председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития.

KM.RU предоставил Юрию Крупнову возможность поделиться с читателями нашего портала своими соображениями по поводу этого историко-дипломатического казуса:

– Поскольку празднование этой даты происходит в целом ряде, мягко говоря, далеко не последних государств мира, Россия в данной ситуации оказывается в положении своего рода изгоя, причем по своей собственной воле. Непонятно, почему, например, Южная Корея может отмечать этот день, а мы – нет. Или почему «Victory over Japan» (победа над Японией) в США всегда являлся важнейшим праздником, а в России эту дату праздновать нельзя.

Причем группа депутатов-единороссов по инициативе Сахалинской областной думы подготовила законопроект и внесла его на рассмотрение, но он не прошел совет Госдумы, поскольку и из правительства, и из администрации президента были получены негативные оценки данного шага. Так что в российском истеблишменте есть много сторонников того, чтобы не поднимать этот вопрос из соображений политической целесообразности. Хотя, на самом деле, даже тот факт, что мы не отмечаем событие, которое празднуется в других странах, уже ставит нас в достаточно комичное положение.

Никакого «вызова Токио» в этом случае не может быть, просто потому, что мы были бы далеко не оригинальны в этом вопросе. Мы должны помнить о том, что операция в Маньчжурии (в первую очередь сухопутная, хотя наш военно-морской флот воевал и на Курилах, и на Сахалине) являлась ключевой с точки зрения окончания этой войны. Потому что любого рода десанты, а также чудовищная и бесчеловечная ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, о которой также не надо забывать, рассуждая о нашей политической целесообразности, конечно, были важным этапом той войны. Тем не менее, лишь операция под руководством маршала Василевского против японской Квантунской армии в Маньчжурии стала решающей. А учитывая, что СССР положил в той войне 12 тыс. жизней (а общие потери, включая тяжелораненых, составляют до 40 тыс. человек), вообще непонятно, как такое можно забывать и вычеркивать из истории. Показательно то, что существует лишь один хороший документальный фильм, посвященный операции советских войск против Квантунской армии. Так что если Победу не могут восстановить в юридическом плане, то хотя бы показывали 2–3 сентября посвященные ей фильмы.