Медведев и губернаторы

На модерации Отложенный

В последние недели политологи взялись подводить промежуточные итоги президентства Дмитрия Медведева. Благо 2 марта отмечалось двухлетие со дня его избрания. Я решил высказаться о региональной политике третьего президента, а точнее, о его взаимоотношениях с губернаторским корпусом. Это важная тема - достаточно напомнить, что в 2008-2010 гг. сменились главы 24 (более чем четверти) наших регионов. И ротация продолжается.

В 2004 г. вступил в силу закон, заменивший прямые выборы глав регионов двухступенчатой процедурой наделения полномочиями. Президент теперь определяет кандидатуры на должности глав и вносит их в региональные парламенты. А последние - утверждают новых губернаторов (или не утверждают; впрочем, соответствующим правом еще ни один парламент ни разу не воспользовался).

Медведев был одним из главных идеологов и исполнителей этой реформы. Он возглавлял администрацию президента с октября 2003 г. по ноябрь 2005-го. Через него проходили все проекты, все согласования и т.д.

Но не успел он вступить в должность президента, как старые (руководящие регионами с начала 1990-х гг.) главы устроили ему своеобразную \"проверку\". Они принялись открыто рассуждать о целесообразности восстановления прямых выборов. Поначалу Медведев на это никак не реагировал. Но когда 17 ноября 2008 г. московский мэр Юрий Лужков порассуждал о полезности выборов в прямом эфире \"Первого канала\", как говорится, терпение лопнуло. Президент уже на следующий день назвал действующую систему назначений \"оптимальной\". \"Ее изменение нереалистично и недопустимо. Если кого-то из глав регионов она не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами и они могут подать мне заявление\" - вот его слова.

Увы, дискуссия на этом не закончилась. Главы, да, немедленно успокоились. Но не хотели успокаиваться возбужденные ими либеральные \"эксперты\" и прочие \"любители демократии\", постоянно приписывавшие Медведеву желание устроить некую \"оттепель\" и даже \"перестройку\". Восстановление прямых выборов глав стало заявляться одним из первых пунктов программы \"демократизации\". Последняя точка была поставлена лишь 15 сентября 2009 г., когда на встрече с участниками международного дискуссионного клуба \"Валдай\" Медведев заявил: \"Я лично участвовал в этом решении (об изменении механизма наделения полномочиями глав регионов). Я считаю его абсолютно правильным. Я не вижу условий, при которых мы могли бы от этого решения отказаться, ни сейчас, ни через сто лет\".

Готовить и представлять президенту списки кандидатов на должности губернаторов поначалу было поручено полпредам. Не сказать, чтобы те плохо справлялись. Но почти полная закрытость процесса отбора кандидатов провоцировала постоянную критику. Мол, будущих глав отбирают по непонятным критериям, толком не интересуясь ничьим мнением и т.д.

Медведев эту критику учел. В своем первом президентском послании (оглашено 5 ноября 2008 г.) он заявил, что необходимо изменить порядок отбора кандидатов. Вот цитата: \"Считаю возможным, чтобы предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов федерации представлялись президенту только партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. И, стало быть, больше никем\". Уже в 2009 г.

депутаты приняли, а сенаторы одобрили соответствующий закон.

Объективно новый порядок предполагает большую публичность - полпредские списки кандидатов нередко вообще не оглашали, теперь же \"short lists\" становятся известны заранее. Одновременно заметно усилилась партийная компонента в российской политике. Надо только учитывать, что как партия вправе предлагать президенту свои кандидатуры, так и глава государства правомочен в ходе консультаций (формальных и неформальных) рекомендовать ей для официального представления своих кандидатов.

При Медведеве завершился процесс замены \"всенародно избранных\" глав регионов на назначенцев. 29 декабря 2009 г. Дмитрий Анатольевич выдвинул в президенты Марий Эл действующего главу этой республики (избиравшегося в 2000 и 2004 гг.) Леонида Маркелова, кандидатуру которого представила \"Единая Россия\". Уже 31 декабря марийский парламент проголосовал за утверждение \"нового старого\" президента. А 15 января 2010 г. тот вновь вступил в должность.

Маркелов оставался последним \"всенародно избранным\" главой.

Однако более интересно другое. Объявив о выдвижении Маркелова, Медведев сказал: \"Третий срок - это уже серьёзный срок, поэтому нужно пройти его на максимуме, на апогее, потому что четвёртый срок - это исключение\". Иными словами, президент зафиксировал новое неформальное правило: одно и то же лицо может занимать губернаторскую должность не более трех сроков (обычно срок у главы пятилетний, так что выходит, что губернаторствовать можно не дольше 15 лет).

Очевидно, что главы не могут и не должны быть \"бессрочными\". Да, конечно, у президента есть все права и все возможности ротировать губернаторский корпус. Но практикуемый им подход желательно если не формализовывать, то хотя бы делать публичным. И одновременно ужесточать. Собственно, это и сделал Медведев.

Обратим внимание на то, что он сразу оговорил возможность четвертого срока - в исключительном порядке. Исключение подтверждает правило. Следует, вероятно, допустить, что реален и пятый срок. Уже в порядке сверхисключительном.

Нельзя не отметить, что из 24 новых глав, номинированных Медведевым в 2008-2010 гг., 14 родились в 1960-1975 гг. Т.е. губернаторский корпус не только обновляется, но и омолаживается. В том числе за счет президентского кадрового резерва. Трое новых глав - Анатолий Бровко (Волгоградская область), Вячеслав Гайзер (Коми), Андрей Турчак (Псковская область) входили в \"золотую сотню\".

Но, безусловно, обновление и тем более омоложение - не самоцель. Если действующий глава региона работает хорошо, то его представляют для переназначения. Если действующему главе не удается подобрать сменщика, способного заметно улучшить работу, то предпочитают сохранить статус-кво. Если в процессе подбора сменщика выясняется, что оптимальный кандидат уже отнюдь не молод, он все равно номинируется. Поэтому наряду с 33-летними Турчаком и Никитой Белых (Кировская область) Медведев выдвинул и 58-летнего Бориса Эбзеева (Карачаево-Черкесия) и 59-летнего Александра Козлова (Орловская область).

Гибкость в подборе кадров была характерна для периода 2005-2008 гг. и тем более для первой половины 2000-х. Очень важно, что в этом принципиальном вопросе сохраняется полная преемственность.