Умозрительный концепт
На модерации
Отложенный
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) один из самых крупных в России коллекционеров. Художники дарят, министерство культуры закупает. Когда построят Московский музей современного искусства, зритель сможет оценить масштаб этой коллекции. Пока же ее показывают частями. Раньше был принят незамысловатый формат: \"Новые поступления\". Не так давно стали делать выставки тематические.
\"Цель - показать хорошие произведения искусства, которые есть в нашей коллекции\", - рассказал Леонид Бажанов, куратор выставки.
Только свернули размышление куратора Виталия Пацюкова на тему \"Коллаж в искусстве\", уже открывают выставку на тему \"Концепт в искусстве\". Куратор Леонид Бажанов назвал ее \"Визуальное/умозрительное\". Но это не оппозиция. Существуют понятия такие общие, что позволяют описать любое явление. Визуальность и концепт из их числа. Художники всех времен и народов превращали идеи в картинки. Так, московские концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина визуализировали \"русскую идею\".
\"Есть почвеннические идеи - буквально земля, есть хлеб, или русские художники философы, гуру отечественного интеллекта, это все соединено вместе\", - пояснил Бажанов.
Визуальное: земля, хлеб, портреты философов. Умозрительное - в названии инсталляции \"Русская идея\". Знак умозрительного - \"ежи\", вылепленные из мякиша, и отлитые в бронзе.
А вот художник Франциско Инфанте умозрительные формы помещает в пейзаж.
Франциско Инфанте, художник рассказал: \"В этой природе существует другая природа, созданная человеком\".
Для Виктора Скерсиса визуальное - буквы, умозрительное - их комбинации. Скерсис демонстрирует: \"Это надпись \"злая собака\". Путем преобразований, так же, как это происходит в генетическом коде, образуются новые слова, новые фразы\"
Но какими бы сверхконцептуальными ни были идеи, визуализация делает их менее строгими и более доступными. Игорь Шелковский, художник: \"Есть такая поговорка, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать\"
Игру визуального с концептуальным Леонид Бажанов увидел и в графике Родченко и в фотографиях Дэмиена Хёрста, и в инсталляции Пола Маккарти. Оказывается, в коллекции ГЦСИ есть многое и разное. Для будущего международного музея современного искусства - это плюс. Но то, что куратору, поместившему в одном пространстве русского метафизика рядом с представителем Young British Artists, кажется диалогом, художнику кажется войной:
- Этой идее лет пятьдесят, - Шелковский
- Всё такое лобовое, прямолинейное, наглое, - Инфанте
Худшее от лучшего, визуальное от умозрительного предстоит отделить каждому зрителю, принявшему игру куратора Бажанова.
Комментарии