Драка в колледже вызвала межнациональную битву
На модерации
Отложенный
Письмо, присланное в редакцию, было набрано заглавными буквами: «ПОМОГИТЕ, НАЦИОНАЛИСТЫ ИЗБИЛИ СЫНА! В КОЛЛЕДЖЕ ОТМАЛЧИВАЮТСЯ, МИЛИЦИЯ НЕ РЕАГИРУЕТ, ПРОКУРАТУРА БЕЗДЕЙСТВУЕТ!» Даже не просьба - крик о помощи.
...Чайный столик в несколько слоев завален бумагами с официальными печатями. Улугбек Ориков борется за своего ребенка. Последняя жалоба отправлена в администрацию президента.
Семья Ориковых переехала в столицу еще в 1979-м. Улугбек выучился на инженера, сейчас работает в аварийной службе Мослифта. У Ориковых аккуратная трешка на «Братиславской», машина, двое детей. Старший - семнадцатилетний Жонибек - учится в Банковском колледже.
- Я сыну сказал, - вспоминает Ориков-старший, - тебе в армию идти, пусть у тебя будет специальность: сам служил, со специальностью там проще.
Дочке 12 лет, увлекается музыкой. Милая и благополучная московская семья.
Жонибек на первом курсе выдвигал свою кандидатуру на пост председателя студенческого самоуправления колледжа. Шансы победить были неплохие: в учебном заведении, по подсчетам администрации, половина студентов - «не местные», есть даже одна беженка из Афганистана. Можно было сыграть на национальном факторе и занять влиятельный пост. Жонибек не стал, представив вполне светскую программу. Выборы он в итоге проиграл, заняв четвертое место.
Учится парнишка добротно. Участвует во всевозможных научных конференциях.
- Есть у нас несколько русских националистов. Однажды они увидели, что у меня на телефоне стоит заставкой черно-желто-белый романовский гербовый флаг, - вспоминает Жонибек.
- Ты что, националист? - спросили озадаченные парни.
- Я - патриот!
- Но флаг-то наш!
- Не ваш, а императорский!
С тех пор среди местных националистов узбек Жонибек стал авторитетным историком и отношения приобрели уважительно-дискуссионный характер.
Но 19 января во время занятий по бухучету преподавательница оставила группу выполнять задания, а сама вышла. В аудиторию зашел третьекурсник Савва Савосин. Увидел, что Жонибек стоит у стола девочек и что-то им рассказывает.
- Ориков, обезьяна, сядь! - закричал он.
- Я не обезьяна и
командам твоим подчиняться не собираюсь, - спокойно глядя сквозь очки, заметил Жонибек.
- Пошли выйдем!
Парни отправились в традиционное место разборок - в туалет. Савва ударил Жонибека. Пошла кровь. Перепугавшись, Савосин понесся за ватой, чтобы остановить кровотечение у Орикова.
- Савву недавно бросила девушка. Она учится в моей группе. Когда он зашел в аудиторию, я как раз стоял у ее стола.
Дальше можно было бы в этой истории ставить точку. А можно было и вовсе пожать плечами и отложить в сторону блокнот с записями. Банальная подростковая история. При чем тут национализм?
Если бы дело развивалось дальше...
ГДЕ ДРУЗЬЯ-УЗБЕКИ?
После драки Жонибек отправился в находившийся неподалеку Склиф. Там посмотрели - травмы минимальные - и отправили в Первую градскую, а оттуда парня отфутболили в ГКБ № 36 (тоже знакомая история). Диагноз - «сотрясение мозга, рассечена губа». Врачи доложили о травмах поступившего мальчика в милицию. Те взяли дело в производство, а через несколько дней вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И тогда Ориков-старший стал писать жалобы: в МВД, в прокуратуру, в Министерство образования и даже в администрацию президента.
- Если бы колледж и все они там сразу извинились, я бы успокоился, - с уверенностью в голосе говорит Ориков-старший. - А так - пусть будет суд!
Улугбек напуган сообщениями о частых нападениях националистов на узбеков-дворников. Он с ужасом представляет, как и к его сыну где-то на улице подлетает оголтелая толпа. И в инциденте в туалете колледжа ему видятся отсветы страшного национального конфликта.
Он говорит, что хочет защитить своего сына. Но не дубинкой, а с помощью государства. «Ведь мы граждане России, - говорит он. - Мы имеем право на безопасность! Ну и что из того, что мы мусульмане?»
...Светлая комната Жонибека завешана полотнищами с надписями на арабском языке, разными религиозными атрибутами.
- А это зачем? - киваю я на черный гобелен с золотистой вышитой вязью.
- Сначала с родителями в мечеть ходил, а этой осенью записался в медресе. Хочу знать арабский, чтобы Коран читать в оригинале, - отвечает лежащий под одеялом юноша.
Когда в медресе узнали, что Жонибек пострадал от рук националиста (а именно с таким подтекстом расползлись слухи об этой истории), однокашники решили отомстить за парня. Счастье, что толпу молодых мусульман заметила охрана колледжа, когда они только зашли на территорию.
Замдиректора по безопасности здоровенный Николай Васильевич встал в воротах.
- Мы бы с охранниками долго не продержались... С трудом остановили парней, - вспоминает он. - Не знаю, что было бы, если бы милиция быстро не приехала...
А что было бы, если бы не мужество замдиректора, представить несложно. Сначала бы ребята из медресе наваляли студентам колледжа со славянской внешностью. Те бы собрали в ответ свою компанию. Подключились бы скинхеды. Начали бы караулить ребят из медресе...
И так - волна за волной. И остановить их было бы все труднее и труднее.
Думаю, через несколько недель никто бы из участников побоищ и не вспомнил, с чего дело началось...
Жизнь Ориковых свелась к этому вороху бумаг.
«МАЛЬЧИКАМ УЧИТЬСЯ НАДО»
Я не знал, как успокоить Улугбека, хотя и понимал его состояние. Что поможет: суд, наказания?
За эту драку уже наказали всех, кого можно. Администрация колледжа вся поголовно получила выговоры. Наказана преподаватель, оставившая группу без присмотра. И Савва получил строгий выговор и «последнее китайское предупреждение»: еще один инцидент - и будешь отчислен.
- За 30 лет моей работы в колледже никогда никаких драк или национализма не было, - говорит мне замдиректора колледжа № 6 Маргарита Белякова. - А тут проморгали. И очень переживаем. Когда Жонибек поправится, мы будем рады его видеть, поможем нагнать пропущенные занятия. С Жонибеком все будет нормально. Как и с Саввой. Мальчишки - что поделать? Ребятам обязательно надо учиться.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Обстановка слишком накалена
Замдиректора информационно-аналитического центра «Сова» Галина КОЖЕВНИКОВА:
- Обычная ситуация могла обернуться большой бедой. У нас националистическое мышление. Мы с детства обращаем внимание на внешность и замечаем: а вот этот одноклассник какой-то не такой.
Национализм порождает антинационализм. Были в Москве азербайджанские «Черные ястребы», будут и азиатские группировки - люди не чувствуют защиты.
Такая стычка между русскими ребятами ничем не кончится. А если у одного из них кожа другого оттенка, то возникает страх национализма. И вот тогда может начаться безжалостный бой. Драться будут не из ненависти, а из-за страха за себя, своих родных и земляков. Противостоять этому в одном отдельно взятом колледже нельзя. Можно воспользоваться опытом Швеции: там государство создало предпосылки, чтобы 13-летние подростки, которые собираются «в стаи», уходили в неагрессивные группы - к рэперам, готам, эмо, но не к националистам. У нас милиция противостоит крупным группировкам. А опасен бытовой национализм, из которого и возникают такие истории. Вспыхнуть может совсем не там, где ждут. На этот раз повезло - в колледже мудрое руководство, которое быстро приняло правильные меры.
Монополия на насилие есть только у государства
Советник председателя Конституционного суда России Владимир ОВЧИНСКИЙ:
- Такие истории надо жестко пресекать и сразу карать виновных. В этой ситуации не прав Савва - не надо оскорблять по национальному признаку. Не правы милиционеры - они должны были просто передать заявление в мировой суд: побои и нанесение легких телесных повреждений (статьи 115 и 116 УК) относятся к делам частного обвинения и рассматриваются по обращению гражданина. Еще больше не правы ребята из медресе. Монополия на насилие есть только у государства. И если каждый будет карать по своему разумению, то у нас получится новая Кондопога. Там ведь тоже все началось с бытовых межнациональных разборок, на которые милиционеры закрывали глаза.
Комментарии
Что ж русские тогда туда не едут, а узбеки валом сюда прутся?
А востребованы они на рынке труда потому,
что предприниматели предпочитают бесправный и разобщённый трудовой коллектив из приезжих,
неспособный отстаивать свои права, в т.ч. и на соцгарантии и справедливую оплату.
А предприниматели ищут возможность сэкономить, потому, что предпочитают потребление категории люкс.
К тому же потребление категории люкс предпочитают многочисленные чиновники, кои их крышуют.
Как сэкономить? По-разному, втч - нанимать гастарбайтеров.
А оскорблять не нужно было - ибо не делай никому того, чего себе не пожелаешь.
Решение проблемы лежит только в одном направлении - русские просто обязаны взять власть в России в свои руки, иначе национальные противоречия обострятся до предела, прольются реки крови, начнется распад России по национальному признаку.
- Ориков, обезьяна, сядь! - закричал он.
САВВА САВОСИН - еврейское имя, еврейская фамилия. Ещё бы написали, что избили РУССКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ!!!
Лозуег у них..."Все равны.. перед законом и конституцией..." а белые равнее всех.
Но ни одна страна не тратит миллиарды $ на создание агентов влияния и предателей в политических кругах и в рядах Правительства США, миллиарды $ на финансирование распада США, миллиарды $ на объединение, пополнение и вооружение националистических банд на территории США и на их военную поддержку извне, на нападение без объявления войны на государство военным блоком в составе ряда наиболее развитых стран.
Сами по себе страны не распадаются. Причиной является либо жестокий этнический геноцид головной нации против значительной части народа иной нации компактного проживания, имеющей автономию. Либо длительные и мощные провокации извне, как уже отмечено выше.
Мне думается, милиция лучше экспертов разобралась в существе дела. Если и есть здесь проявление национал-шовинизма, то только со стороны семьи Ориковых.
Думаю, что работа в аварийной службе Мослифта оказалась много выше, чем работа профессора. За тридцать лет не всякому коренному москвичу, профессору доводилось обзавестись аккуратной трешкой на "Братиславской" и машиной. Район Братиславская -- центр, очень выгодно расположен в Москве (метр...