Человек в клетке

На модерации Отложенный

Нарушения закона в суде – признак времени правления силовиков.

Не бойся закона, бойся судьи.
Русская народная пословица

На тему «человек в клетке» я писал немало. Глубоко убежден, что в России самым циничным образом нарушаются права человека на свободу, а также применяются незаконные наказания к подследственным. Так как права человека – не только внутригосударственное дело, но и сфера международных интересов (в соответствии с Хельсинкскими соглашениями), я неоднократно обращался по этому вопросу в структуры Организации Объединенных Наций, в частности к Спецдокладчику ООН по вопросам незаконного применения наказаний – есть такая международная структура по охране прав человека. Обращался потому, что в России чиновники – и не только ФСИН России и надзирающей прокуратуры, но и суда, в том числе Верховного Суда РФ – привыкли к вопиющим нарушениям прав человека на свободу и к незаконным наказания и не реагируют на жалобы граждан. Спрашивается, а зачем же тогда такие законы принимали? И кто в стране обязан смотреть за соблюдением законов, если прокуроры и сами судьи их цинично нарушают?

В данной заметке я юридически обосную только одним фактом (уже этого будет достаточно) то, что я прав в своих убеждениях.

Общеизвестно, что помещение человека в клетку и в следственный изолятор (СИЗО) либо изолятор временно содержания (ИВС) – это тюремный режим. Ибо люди при этом содержатся в закрытых помещениях - камерах. Именно поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ срок содержания лица в СИЗО в случае назначения ему тюремного режима за совершенные преступления начинается со дня помещения его в камеру СИЗО.

Обратим внимание, в каких случаях по российскому законодательству назначают тюремный режим. Это определено частью 2 статьи 58 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Мужчинам¸ осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше 5 лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, при этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме». Итак, в соответствии с федеральным законом тюремный режим может быть назначен: а) при особо опасном рецидиве (ч.3 ст.18 УК РФ); б) за совершение особо тяжких преступлений, за которые человек осужден на срок свыше 5 лет лишения свободы (ч.5 ст.15 УК РФ).



Все остальные режимы отбывания наказания в виде лишения свободы (общий, строгий и даже особый) не предусматривают содержание человека в камерах, а тем более – в клетках (как опасных животных). Однако, если мы посмотрим, за какие же вменяемые преступления люди сидят в клетках и тюремных камерах до суда, то ужаснемся, так как при обвинениях человека даже за ненасильственные деяния средней тяжести, в том числе за экономические преступления, которые должны влечь штрафные наказания, людей месяцами, а то и годами удерживают в тюремном режиме, вопреки статье 58 УК РФ (см. выше). То есть это является незаконным наказанием. Разве судьи не понимают, что, если человеку, впервые привлеченному к уголовной ответственности (не особо опасному рецидивисту), вменяются по обвинительному заключению деяния, влекущие наказание до 5 лет лишения свободы, то ему не может быть назначен тюремный режим, к нему нельзя применять предварительное заключение в виде содержания в тюремной камере? Понимают. Но умышленно подвергают человека незаконным наказаниям без каких-либо веских аргументов, даже тех, которые предусмотрены статьей 108 УПК РФ для временного содержания под стражей в СИЗО. Последние примеры из моей личной адвокатской практики – это содержание под стражей за не особо тяжкие преступления Григория Грабового, предпринимателя Кушнарева Леонида, сотрудника экологической милиции Романа Сердечного, поэтессы Юлии Приведенной.

Я не обращаюсь к надзирающим прокурорам и судьям, ибо уверен, что они на эти вопиющие нарушения прав человека, как обычно, не отреагируют (такова у нас обстановка в стране – беззаконие и повсеместное нарушение прав граждан). Я обращаюсь к правозащитникам, адвокатам, ученым-юристам: реагируйте на указанные нарушения! Они не должны быть нормой нашей жизни, так как не соответствуют российским законам. Не позволяйте держать в клетках и тюремных камерах хотя бы лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести. Давайте бить тревогу по этому поводу и требовать приведения нашей судебной практики в соответствие с нашими же законами.

Адвокат Михаил Трепашкин