Карен Шахназаров: «Оскар» это бизнес и хитросплетения
На модерации
Отложенный
В ночь с 7 на 8 марта в Лос-Анджелесе, в кинотеатре «Кодак» определились обладатели одной из самых престижных кинопремий мира – «Оскар». В этом году сразу 10 картин соревновались за звание лучшего фильма: «Аватар», «Бесславные ублюдки», «Вверх», «Воспитание чувств», «Мне бы в небо», «Невидимая сторона», «Повелитель бури», «Район №9», «Серьезный человек», «Тужься». Максимальное количество номинаций – девять - было у фильмов Джеймса Кэмерона и Кэтрин Бигилоу, так что 82-ю церемонию вручения «Оскар» называли дуэлью не только двух картин - «Аватара» и «Повелителя бури», но и бывших супругов, Джеймса Кэмерона и Кэтрин Бигелоу, режиссеров, поставивших эти ленты. И в этой дуэли победил(а)..... Накануне церемонии «СП» задала вопросы Генеральному директору киноконцерна «Мосфильм» Карену Шахназарову.
- СП: - Карен Георгиевич, ваш фильм в этом году был отобран от России на премию «Оскар», но к сожалению а номинацию не попал. Расскажите, как и кто отбирает ленты от России – возможные претенденты на «Оскар»? Какова кухня этого отбора?
- Если комитеты различных международных фестивали обычно сами отбирают конкурсные кинофильмы, то с «Оскаром» несколько иначе. Американская киноакадемия, по сложившейся традиции, предлагает каждой стране самой прислать ленту, которая будет претендовать на получение «Оскара» в категории «Лучший зарубежный фильм». Но не от частного лица, а от какой-то организации: государственной или общественно-кинематографической. У нас этим занимается «Оскаровский комитет» на базе Союза кинематографистов России, куда входят виднейшие мастера киноискусства различных профессий. Я то же вхожу в этот комитет. Собирается он когда-где, иногда в Союзе кинематографистов, иногда на Мосфильме. Отбор фильмов происходит путем тайного голосования. Есть такой немаловажный нюанс: режиссер, сценарист, картина которых включена в список претендентов, не только не имеют право голосовать, но и даже присутствовать на таком собрании. В этом году я на собрании не присутствовал.
- СП: - Каковы критерии отбора лент?
- Можно говорить о каких-то тенденциях. Например, чтобы лента была во вкусе Голливуда , понравилась бы членам Оскаровской киноакадемии. Я всегда был против такой системы отбора. И в этом смысле мой фильм «Палата № 6», который в этом году представлял российское кино на «Оскаре», как раз не следовал названной тенденции.
- СП: - Наверное, фильм «Стиляги» больше отвечал бы вкусам американцев?
- Да, думаю за него они бы проголосовали с большим энтузиазмом.
- СП: - Вы будете смотреть церемонию награждения премии «Оскар»? Вообще эта премия для вас имеет значение, она для вас событийна?
- В моем понимании «Оскар» больше значим для американского кино. Мне он интересен, только с этой точки зрения, что, конечно, американское кино – мощнейшее сегодня вы мире и в принципе интересно, чему там отдается предпочтение. А вот для них для них «Оскар» имеет большое значение, потому что непосредственно влияет и на прокат, и на сборы картины. Но несмотря на это - премия в «Оскаре» достаточно формальна, и даже то, что академия не сама отбирает ленты – показательно. В «Оскаре» много всего намешано и политика и их внутренняя кухня, много всего...
- СП: - Фильмы, которые получают эту премию «Оскар» - они на ваш взгляд действительно самые-самые в году?
- Для меня есть только один критерий – время, то есть долголетие фильма, когда картина сохраняет свое эмоциональное воздействие на протяжении не одного десятилетия. Разве мало на нашей памяти лент, отмеченных всевозможными престижными наградами, ушли и их никто не помнит. И наоборот, не отмеченные никакими призами, остаются, они до сих пор востребованы и любимы зрителями. Понимаете, кино – это не литература, оно быстро умирает. У меня нет иллюзий. Вообще в моем понимании, кино – это не в полной степени искусство. Искусство – индивидуально: это живопись, музыка, там где есть авторство. Кино – часть индустрии, где ты связан с огромным количеством людей, зависишь от техники и от других вещей тебе не подвластных.Так что я здраво смотрю на дело, которым занимаюсь.
- СП: - Если бы вы голосовали, кому бы дали премию «Оскар» - Кэмерону или Бигелоу?
- В прессе этот своеобразный поединок назвали одной из главных интриг 82-й церемонии вручения «Оскаров». Для меня же весь смысл – в качестве сделанной работы, в профессионализме авторов. «Аватар» Джеймса Кэмерона называют техническим чудом, я этот фильм посмотрел, а «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу - нет. Если верить статистике, у «Аватара» сбор в 132 раза больше, чем у Бигелоу с «Повелителем бури». Но «Аватар» отстает от «Повелителя бури» по количеству золотых медалей. И продюсеры, и режиссеры, и сценаристы отдали предпочтение картине Бигелоу. Еще ни разу фильм, получивший премии всех этих гильдий, не проигрывал битву за «Оскара». Не исключаю, что академия найдет возможность отметить обе ленты: премию за лучшую режиссерскую работу получит Бигелоу, а премию за лучший фильм – Кэмерон. Тем более, что для них имеет большое значение коммерческий успех, Голливуд не может без этого, хотя бывает, что они и дают направление своему авторскому кино. Я был в Лос-Анджелесе, наблюдал за процессом, это колоссальная работа, бизнес, происходят такие хитросплетения!
Немного истории:Интерес к кино в Америке развивался параллельно заселению страны потенциальными зрителями. Например, в 1907 году только из Европы в Америку приехало 1 285 000 человек, что дало новый сильный толчок развитию кинематографа. Кроме того, именно эмигранты стали основателями крупнейших киностудий страны: Адольф Цукор (Венгрия), начинавший свою карьеру в качестве подмастерья у меховщика, основал «Paramount»; Карл Лемль (Германия) — торговал одеждой, основал «Universal», братья Уорнер (Польша) — рекламировали велосипеды, основали «Wamer Brosers», Луис Б. Майер (Россия, Минск) — промышлял перепродажей металлолома, основал «Metro-Goldwin-Mayer».
С этого момента история Голливуда начала строиться совершенно по-другому. Быстро возникли здесь банки, рестораны, клубы и прочие организации, требуемые быстро развивающейся киноиндустрии. Голливуд стал изменяться, в нем начали происходить столкновения старых и новых жителей, территория стала разделяться на жилье для подсобных работников и актеров. Очень быстро практически все дома в центральной части были заменены на коммерческие здания, требуемые для кинематографа. Архитектурные стили зданий диктовался популярными в то время канонами, с использованием декоративных элементов и некоторой игривостью в стиле.
Первое время никакой системы звезд в американском кино не было — имена актеров и актрис, появлявшихся на экране, нигде не упоминались. Даже самые популярные исполнители скрывались под псевдонимами типа «Маленькая Мэри», «Девушка Витаграфа» и т. д. Так продолжалось вплоть до марта 1910 года, пока уже упоминавшийся Карл Лемль не нарушил эту моду на инкогнито, заключив договор с актрисой Флоренс Лоуренс, известной под псевдонимом «Девушка Байографа».
Победители и номинанты премии «Оскар» российского происхождения:Дмитрий Тёмкин: 18 номинаций на «Оскар», в том числе — четыре победные (1953, 1954 и 1959 годы).
Первым лауреатом двух премий «Оскар» (1929 год — за лучшую режиссуру и 1930 год — за лучшую картину) был режиссёр российского происхождения Льюис Майлстоун.
На первой же церемонии вручения награды за лучшую роль второго плана (1936 г.) среди номинантов были сразу два актёра российского происхождения: Мария Успенская и Миша Ауэр. Два года спустя на «Оскар» за лучшую женскую роль претендовала Милица Корьюс, которая до 1927 года жила в СССР. Российские корни были у многих номинантов и лауреатов премии, в том числе и у Питера Устинова, выигравшего премию за лучшую мужскую роль второго плана в 1960 и 1964 гг., а в 1945 г. на эту премию претендовал сам Михаил Чехов. Юл Бриннер, выигравший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1956 г., был родом из Владивостока, а настоящая фамилия обладательницы приза за лучшую женскую роль 2006 года Хелен Миррен — Миронова. В том же году обладателем приза за лучшую мужскую роль второго плана, наконец, стал получавший уже до этого две номинации Алан Аркин, чья мать родилась в Одессе. Несмотря на это, по сей день единственным бесспорно русским лауреатом премии в актёрской номинации является Лиля Кедрова (1964 год, фильм «Грек Зорба»).
Российские фильмы обладатели премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»:1968 год Сергей Бондарчук, «Война и мир»
1980 год Владимир Меньшов, «Москва слезам не верит»
1994 год Никита Михалков, «Утомленные солнцем».
Номинанты на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»:1969 год Иван Пырьев, «Братья Карамазовы»
1971 год Игорь Таланкин, «Чайковский»
1972 год Станислав Ростоцкий, «А зори здесь тихие…»
1978 год Станислав Ростоцкий, «Белый Бим Черное ухо»
1982 Юлий Райзман, «Частная жизнь»
1984 Петр Тодоровский, «Военно-полевой роман»
1992 Никита Михалков, «Урга»
1996 году Сергей Бодров, «Кавказский пленник»
1998 Павел Чухрай, «Вор»
2007 Никита Михалков, «12»
Номинанты премии «Оскар» 2010Лучший фильм«Аватар»
«Бесславные ублюдки»
«Вверх»
«Мне бы в небо»
«Невидимая сторона»
«Образование»
«Повелитель бури»
«Район №9»
«Серьезный человек»
«Тужься»
Лучший актерДжереми Реннер – «Повелитель бури»
Джефф Бриджес – «Сумасшедшее сердце»
Джордж Клуни – «Мне бы в небо»
Колин Фёрт – «Одинокий мужчина»
Морган Фриман – «Непокоренный»
Лучший актер второго планаВуди Харрельсон – «Посланник»
Кристоф Вальц – «Бесславные ублюдки»
Кристофер Пламмер – «Последнее воскресение»
Мэтт Дэймон – «Непокоренный»
Стэнли Туччи – «Милые кости»
Лучшая актрисаГабури Сидибе – «Тужься»
Сандра Буллок – «Невидимая сторона»
Хелен Миррен – «Последнее воскресение»
Кэри Маллиган – «Воспитание чувств»
Мэрил Стрип – «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»
Лучшая актриса второго планаАнна Кендрик – «Мне бы в небо»
Вера Фармига – «Мне бы в небо»
Мо’Ник – «Тужься»
Мэгги Джилленхол – «Сумасшедшее сердце»
Пенелопа Крус – «Девять»
Лучший оригинальный сценарий«Бесславные ублюдки» - Квентин Тарантино
«Вверх» - Боб Питерсон и Пит Доктер
«Повелитель бури» - Марк Боал
«Посланник» - Алессандро Камон и Орен Моверман
«Серьезный человек» - Итэн Коэн и Джоэл Коэн
Лучший адаптированный сценарий«В петле» - Джесси Армстронг, Саймон Блэкуэлл, Армандо Иануччи, Йен Мартин, Тони Рош
«Воспитание чувств» - Ник Хорнби
«Район №9» - Нил Бломкамп и Тэрри Татчелл
«Мне бы в небо» - Джейсон Райтман и Шелдон Тёрнер
«Тужься» - Джеффри Флетчер
Лучший монтаж«Аватар»
«Бесславные ублюдки»
«Повелитель бури»
«Район №9»
«Тужься»
Лучший звук«Аватар»
«Бесславные ублюдки»
«Звездный путь»
«Повелитель бури»
«Трансформеры 2: Месть падших»
Лучший монтаж звука«Аватар»
«Бесславные ублюдки»
«Вверх»
«Звездный путь»
«Повелитель бури»
Лучшие спецэффекты«Аватар»
«Звездный путь»
«Район №9»
Лучшая песняTake It All («Девять»)
Loin de Paname («Париж! Париж!»)
Down in New Orleans («Принцесса и лягушка»)
Almost There («Принцесса и лягушка»)
The Weary Kind («Сумасшедшее сердце»)
Лучшее художественное оформление«Аватар»
«Воображариум доктора Парнаса»
«Девять»
«Молодая Виктория»
«Шерлок Холмс»
Лучший костюм«Воображариум доктора Парнаса»
«Девять»
«Коко до Шанель»
«Молодая Виктория»
«Яркая звезда»
Лучший грим«Звездный путь»
«Изумительный»
«Молодая Виктория»
Лучший документальный фильм«Бирманский видеорепортер»
«Бухта»
«Какая дорога ведет домой?»
«Корпорация «Еда»»
«Самый опасный человек Америки: Даниель Эллсберг и бумаги Пентагона»
Лучший короткометражный документальный фильм«Кролик по-берлински»
«Музыка Пруденса»
«Неприродная катастрофа Китая: Слезы в провинции Сычуань»
«Последний автомобиль: закрытие завода Джэнерал Моторс»
«Последняя кампания губернатора Бут Гарднер»
Лучший короткометражный фильм«Вместо абракадабры»
«Дверь»
«Кави»
«Новые арендаторы»
«Чудо-рыба»
Лучший короткометражный анимационный фильм«Женщина и смерть»
«Логорама»
«Спящая красавица бабушки О`Гримм»
«Уоллес и Громит: Дело о смертельной выпечке»
«Французский кофе»
Лучший фильм на иностранном языкеИзраиль («Аджами»)
Германия («Белая лента»)
Перу («Молоко скорби»)
Франция («Пророк»)
Аргентина («Секрет в их глазах»)
Комментарии