\"Записки пленного\" майор Дымовский допишет на свободе

На модерации Отложенный

Следственное управление СКП по Краснодарскому краю объявило об изменении меры пресечения в отношении бывшего майора милиции Алексея Дымовского — пионера жанра открытого видеообращения к руководству страны с жалобой на коррумпированность милиции. Его отпустят под подписку о невыезде.

Комментируя принятое решение, глава пресс-службы СУ СКП Инна Бирюкова пояснила РИА Новости, что держать Дымовского под стражей больше нет необходимости. Следователи закончили те действия, которым бывший майор теоретически мог препятствовать, добавила она.

Пересмотр вопроса о мере пресечения был проведен по поручению центрального аппарата СКП. Официальный представитель комитета Владимир Маркин подчеркнул, что доводы в пользу ареста Дымовского были убедительными: во-первых, бывший майор не имеет постоянной регистрации в Краснодарском крае, а временная регистрация в Омской области была аннулирована решением суда. Во-вторых, у следствия были данные, что Дымовский угрожал сотрудникам органов дознания и требовал прекратить оперативное сопровождение уголовных дел против него или его родственников. И все же в СКП не смогли игнорировать интерес общественности и СМИ к судьбе Дымовского. Маркин подчеркнул, что, осознавая это, центральный аппарат СКП вновь изучил материалы уголовного дела экс-майора и рекомендовал региональному управлению вновь изучить вопрос о мере пресечения.

Будни пленного

Если верить интернет-дневнику правозащитника Вадима Карастелева, который представляет интересы Дымовского, в СИЗО бывший майор не давал никому соскучиться. Оттуда он рассылал соратникам письма, в которых называл свой арест пленом. Он даже начал писать книгу «Записки пленного», но черновики у него отняли после того, как в них обнаружилась записка с жалобами на условия содержания с призывом: «Лучше умирать стоя, чем жить на коленях». Дымовский утверждал, что это часть будущей книги, но сотрудники СИЗО заподозрили, что он хотел передать это воззвание другим задержанным. В знак протеста Дымовский перестал разговаривать с охранниками и во время проверок вместо того, чтобы назвать свое имя и фамилию, как полагается по правилам, показывал им листок бумаги с соответствующей надписью. Также он нарисовал себе на листке бумаги телевизор с дикторским текстом, который сотрудники СИЗО приказали убрать, пишет Карастелев.

Также Дымовский капризничал по поводу тюремной еды: он назвал ее «биомассой инопланетного происхождения». «Алексей считает, что тем людям, которые снимают пробу тюремной еды из числа персонала надо оказывать срочную медицинскую помощь»,— отмечает правозащитник. Самым же сложным испытанием для бывшего милиционера оказался информационный голод: в камеру приносят только одну местную газету, в которой «нечего читать», телевизора нет, а радиоточка не работает.

Зачем властям свободный Дымовский

В случае с Дымовским власти опасаются, что майор «превратится в политика или героя», предполагал ранее уководитель ассоциации «Адвокаты за права человека» Евгений Архипов.

Он заявил «Новым Известиям», что ему известен лишь один случай, когда прокуратура выступила с ходатайством об освобождении обвиняемого — предпринимателя, который больше года провел в СИЗО по обвинению в неуплате налогов.

Глава движения «За права человека» Лев Пономарев рассказал корреспонденту GZT.RU, что он обращался к главе СКП Александру Бастрыкину с просьбой разобраться в деле Дымовского после его ареста. Комментируя заявление СКП, он отметил, что надеется на корректировку руководством СКП действий сотрудников в регионах. По его словам, в Краснодарском крае речь идет уже о некоем сращивании интересов правоохранителей и бандитов.

«Дымовского посадили в СИЗО. Потом „закатали“ на семь суток за раздачу листовок в поддержку экс-милиционера его друга правозащитника Вадима Карастелева. А сразу после освобождения Карастелева зверски избивают у дома какие-то отморозки! Я считаю, что Дымовский должен быть выпущен, а Карастелеву и его семье предоставлена охрана — им угрожает опасность»,— считает Пономарев.

Бывший руководитель ГУВД Москвы Аркадий Мурашов в интервью радиостанции «Свобода» высказал мнение, что новое рассмотрение вопроса об аресте Дымовского — всего лишь попытка Следственного комитета при прокуратуре избежать процессуальных неточностей. В сути дела это ничего не меняет.

«Дело Дымовского — резонансное, к нему привлечено общественное внимание. Следственный комитет, мне кажется, сейчас подстраховывается. Если дело будет вестись с процессуальными неточностями, тяп-ляп, этим легко воспользуются оппонент,— заявил Мурашов.— Понятно, что следователям очень хочется довести это дело до конца, но со своим виденьем финала: Дымовского наказать, посадить. Но так, чтобы все это выглядело абсолютно законным. Они совершенно отчетливо понимают, что у майора будут сильные адвокаты, о деле будут писать журналисты, и всякое лыко будет в строку. Сейчас они очень хотели бы избавиться от этого ненужного лыка, поэтому и предпринимают такие усилия».

В чем подозревают Дымовского

Проверку сведений, изложенных в видеообращении бывшего майора, проводили МВД РФ, прокуратура Краснодарского края и Главное следственное управление СКП РФ по Южному федеральному округу. По итогам проверки в отношении Дымовского было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество с использованием должностного положения», ему уже предъявлено обвинение. За несколько дней до ареста бывшего милиционера начальник ГУВД по Краснодарскому крае Сергей Кучерук сообщил, что против Дымовского возбуждено еще одно дело — по статье «подлог». В начале марта источник в правоохранительных органах региона заявил РИА Новости, что бывшего майора могут обвинить еще и в незаконном обороте наркотиков.