Железные \"пальчики\" Бастрыкина

На модерации Отложенный

На днях случился небольшой скандал, виновником которого стал председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ. Александр Бастрыкин на заседании коллегии Генпрокуратуры предложил ввести обязательную дактилоскопическую и геномную регистрацию граждан.

Скандал разразился из-за того, что это предложение в тексте оказалось разорванным на две части. «Предусмотреть обязательную дактилоскопическую регистрацию всех граждан, проживающих на территории Северо-Кавказского округа, а также беженцев и вынужденных переселенцев, получение образцов ДНК для формирования централизованных учетов и раскрытия преступлений» Бастрыкин предложил, перечисляя меры по повышению эффективности противодействия преступности в Северо-Кавказском регионе.

Также руководитель СКП посоветовал осуществить перерегистрацию всех транспортных средств на Кавказе, чтобы выявить угнанные авто.

«А в целом было бы полезным ввести дактилоскопическую и геномную регистрацию для всего населения Российской Федерации», – заключил Бастрыкин.

Тотальный контроль граждан государством уже несколько десятилетий является идеей, питающей творчество писателей-фантастов. Но фантастика потому и считается научной, что предрекает будущую реальность. Возможности тотального контроля над гражданами в условиях «информационных» обществ возрастают.

«Наше предложение не новелла. Использование на законодательной основе геномной информации, в том числе в форме создания соответствующих учетов, осуществляется правоохранительными органами Великобритании, США, Канады, Аргентины и ряда других стран», – уточнил Бастрыкин.

И действительно, обязательную процедуру «сдачи» отпечатков пальцев и фотографирования должны пройти, например, все, кто въезжает в США. Эта процедура была введена уже несколько лет назад из-за угрозы терроризма. Правда, многим гостям США оказалось неприятно, что к ним изначально относятся как к преступникам. Бразильцы ответили североамериканцам симметричными мерами, начав брать отпечатки пальцев и фотографировать всех въезжающих в их страну граждан США.

Подобные инициативы ранее высказывались и в России. Звучали предложения сканировать радужную оболочку каждого россиянина с внесением данных в паспорта граждан. Но, вероятно, затратность введения биопаспортов в условиях кризиса вынудила повременить с реализацией инициативы.

Скандал вокруг предложения Александра Бастрыкина разразился, потому что его предложения прозвучали в перечне мер по Северному Кавказу. Инициатива Бастрыкина тут же была охарактеризована как дискриминационная в отношении жителей региона.

Представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин на следующий день поспешил разъяснить ситуацию, обратив внимание на то, что речь шла о дактилоскопии и сборе банка данных ДНК не только кавказцев и мигрантов, а всех граждан России.

Однако если внимательнее прочитать выступление руководителя СКП, то можно заметить: в отношении Северного Кавказа говорится о том, что надо непременно «предусмотреть обязательную дактилоскопическую регистрацию». В отношении же остальной России «было бы полезным ввести дактилоскопическую и геномную регистрацию». То есть на Кавказе такая мера уже назрела и перезрела, однако и в отношении остальной России было бы неплохо сделать то же самое.

Очевидно, на то, чтобы взять отпечатки пальцев и ДНК у каждого гражданина, нужно потратить значительные средства. Возможно, потому следователь и говорил о том, что надо, прежде всего, такую меру применить к самому проблемному региону.

Громче всех против предложений Бастрыкина высказались сенаторы от северокавказских республик.

«Идея обязательной дактилоскопии в СКФО нарушает права человека. Я прописан в Грозном и откажусь от этой процедуры. Предлагая подобные меры, государство заранее выносит приговор: граждане, проживающие на Северном Кавказе, априори виновны», – заявил сенатор от Чечни Зияд Сабсаби.

«Такое заявление, выходящее за рамки здравого смысла, не останется без внимания парламентариев Северо-Кавказского федерального округа. Это абсолютно недопустимая и противоречащая закону инициатива», – прокомментировал предложение Бастрыкина сенатор от Кабардино-Балкарии Альберт Кажаров.



«Если утром на государственном уровне говорят о развитии инфраструктуры Северного Кавказа, считая этот регион и граждан, проживающих на этой территории, неотъемлемой частью российского государства, а вечером чиновники высокого уровня начинают делить людей на первый и второй сорт, то как это понимать?» – спросил сенатор от Северной Осетии Александр Дзасохов.

Прозвучали критические отклики и на предложение о перерегистрации всех транспортных средств на Кавказе с введением новых номерных знаков.

«У меня такое чувство, что автор заявления вольно или невольно возвращает нас на десять лет назад, – сказал уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. – В 2000 году, мотивируя тем, что нужно выявить якобы незаконный транспорт, в Чеченской Республике провели сплошную перерегистрацию. 20-й регион сделали 95-м. На это жители республики, потерявшие дома, имущество, потратили значительные средства».

«Обдираловкой» назвал идею перерегистрации автомобилей ингушский оппозиционер Магомед Хазбиев. Он предположил, что при перерегистрации те, у кого есть связи, смогут найти обходные пути.

Положительно об инициативах Бастрыкина отозвался президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

«Идея главы СКП может иметь право на жизнь, если будет соответствовать закону и всем нормативно-правовым актам», – сказал лидер Ингушетии. «Я двумя руками за переоформление транспортных средств, потому что это может помочь стабилизации обстановки в регионе, и даже первым начну эту процедуру в республике», – подчеркнул Юнус-Бек Евкуров.

Несколько позже «с пониманием» высказался и Рамзан Кадыров. «Ничего страшного в предложении Бастрыкина я не вижу», – сказал президент Чечни.

Примечательно, что те, кто осудил предложение Бастрыкина о дактилоскопировании жителей Кавказа, тут же стали требовать осуществления этой процедуры в отношении всех россиян.

«Если бы было заявлено, что по всей России проводят дактилоскопическую регистрацию, то это бы не вызвало никакого негатива», – сообщил пресс-секретарь президента Чечни Альви Каримов.

«Если мы говорим о дактилоскопической регистрации граждан, если она необходима, то нужно провести на территории всей России, в отдельно взятом регионе делать это нельзя», – аналогично высказался омбудсмен Нурди Нухажиев.

«В этом случае надо проводить дактилоскопию всех россиян, проживающих на территории РФ», – потребовал и сенатор Зияд Сабсаби.

К идее о дактилоскопировании и создании банка данных ДНК поголовно всех жителей России более благосклонно отнеслись и московские правозащитники.

«Если хотят вводить обязательную дактилоскопическую регистрацию для всех граждан России, то давайте думать, насколько это оправданно в целом. Но вводить дактилоскопическую регистрацию для определенного региона – в цивилизованном государстве это недопустимо», – заявил руководитель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов.

«Это дискриминация, почему выделяют конкретный регион, жителей которого подозревают всех поголовно. И почему на Северном Кавказе, а не, скажем, на Чукотке? В цивилизованной стране это недопустимо», – сказала глава Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева.

Возможно, если бы силовики изначально заговорили о снятии отпечатков пальцев со всех россиян, то эта идея вызвала бы более негативное отношение. Теперь же у этой инициативы появились сторонники. Раз меня подозревают, то пусть и соседа подозревают. Если мне станет плохо, пусть и соседу будет плохо. Тоже логика.

Впрочем, вице-спикер Госдумы Иван Мельников полагает, что инициатива Александра Бастрыкина появилась от слабости государства. «Это предложение похоже на отчаянный жест при неспособности полноценно бороться с преступностью традиционными способами», – констатировал депутат.