Современная религия как игра
На модерации
Отложенный
Наверное, каждый атеист в своё время задавался вопросом: почему, несмотря на явную иррациональность и необоснованность религиозных взглядов на мир они до сих пор живут и пользуются популярностью, причём вовсе не только у людей невежественных, но и вполне интеллектуальных, которые должны были бы понимать эту иррациональность и необоснованность?
Почему в голове у современного человека могут уживаться научные взгляды, иногда самые передовые, и совершенно иррациональные, алогичные?
Французский антрополог Леви-Брюль полагал, что мышление древнего человека — «пралогическое», то есть безразлично к логическим противоречиям. Поэтому-то нестыковки в священных книгах древних и не беспокоили: рамках одной мифологии могли встречаться многие противоречащие друг другу варианты, скажем, этиологических мифов, но в сознании древнего человека принцип «или-или» не работал: он верил во все мифы данного сообщества.
Но сознание современного, по крайней мере, образованного человека достаточно рационально, чтобы отвергать явные несуразицы. Критическое мышление не применяется именно к религии.
На мой взгляд, решение данного вопроса состоит в том, что религиозность у современного более или менее образованного человека лежит вовсе не в той же плоскости, что и научные знания об окружающей действительности или наивные верования о мире людей невежественных.
А именно: религиозная картина мира вовсе не представляет собой разновидность знаний.
Религия — игра на всю жизнь
Скорее, это диспозиция и правила игры, наподобие ролевых или компьютерных игр. Но такой игры, в которую можно играть всю жизнь и которая пронизывает собой всю жизнь.
А ведь культура постмодерна, собственно, превращает в игру всякое поведение индивида в современном обществе. Бизнес, политика, общественные движения — всё это совершается ради получения социальных статусов и при реализации социальных ролей, которые можно сопоставить со статусам «ролёвок». Только действуют «реальные» статусы и роли на большем пространстве, для большего количества людей и продолжительное время.
Удивительно ли, что постмодернистская культура, проводником которой служит реклама, уже во многом перемолола и такой консервативный институт, как религию?
Игра — это вовсе не всегда нечто несерьёзное или нежизненное для человека. Разве актёр в образе несерьёзен? Или писатель, описывающий вымышленный мир, разве он не живёт в этом мире, когда его описывает?
А ведь религия как раз и населяет привычный нам мир множеством иных персонажей и существ, вводит сверхъестественное в привычное и естественное.
Как если бы персонажи Толкиена или, скажем, «Аватара», жили рядом с нами.
И игра эта, как и прочие игры, даёт человеку немало позитивного (во всяком случае, при взгляде с его субъективной позиции).
Сыграем в веру
Попробуем встать на позицию верующего. Что приобретает верующий человек в том же православии?
Главное, он приобретает веру в Бога. А это значит, что он никогда не будет одинок в этом мире. Ведь Бог постоянно рядом. Более того, окружающая действительность оказывается вовсе не равнодушной и тем более не враждебной к человеку. Каждый момент в этой жизни создан любящим Богом для человека. Поэтому, что бы в этой жизни не случилось, верующий знает: Бог рядом, всё идёт так, как надо, ситуация дана для его же блага. Никто не в состоянии причинить верующему зло, потому что зла, собственно, нет (онтологически), зло заключается лишь в его собственном забвении Бога. Помни о Боге всегда и всегда для тебя будет благо. Люди и духи не в состоянии причинить тебе зло, если ты сам не отвратишься от Бога. Страдание злом не является, оно дано для очищения человека.
Верующий восхищается божественным творением, видя в нём проявление Разума, Любви и Красоты Божества.
Верующий может молиться Богу и получать тем самым утешение и прощение, он молится и чувствует прикосновение Духа Святого, его сердце радуется в молитве. Он видит чудо в Таинствах и обрядах, верит, что они ему помогут — если, конечно, у него достанет веры, автоматически они не будут действовать, потому что Бог — Личность. За каждый событием в мире верующий видит чудо, потому что именно Бог связывает события таким образом, что они идут человеку на пользу. Нет ничего бессмысленного, смысл есть во всём, всё имеет значение, адресованное именно ему, человеку. Как бы он не поступал, как бы не жил, пусть даже очень бедно или тяжело, ничего не безнадёжно, никаких потерь нет и быть не может, ибо всё, в конечном счёте, ведёт к спасению его души, а это самое главное в этой жизни. Раз жизнь сложилась так, значит, так и надо, и это хорошо, это наилучший вариант, который мог бы быть, поскольку всё, что Бог творит, он творит ко благу – и в целом, и в частностях.
Верующий знает, что никогда не умрёт, не умрут и все любимые им люди, да и вообще все люди бессмертны. А следовательно, верующий утешается, когда ему приходится скорбеть о смерти родных и близких. Смерть — только временное расставание с ними.
Кроме того, он убеждён в воздаянии за добро и зло - как на Земле, так и после смерти, и в установления справедливости как в загробном мире, так и на Земле после Второго Пришествия Христа. Поэтому его мало беспокоят злодеи — Бог их в любом случае накажет, не сейчас, так потом, их, скорее, можно только пожалеть. Ну а сам верующий надеется, что Бог простит его грехи, если он будет искренен с Ним и искренне будет хотеть жить правильно, хоть и не всегда сие может получаться.
Верующий испытывает возвышенное чувство умиления перед святыми людьми и предметами, перед Священным Писанием.
Его нормы поведения непоколебимы, он не знает сомнений в божественных заповедях, потому что они даны тем самым добрым Богом, с Которым он в постоянном контакте. Ну а если возникнет трудная ситуация в применении этих заповедей, он может обратиться к своему духовнику или даже святому старцу, обладающему даром прозрения.
Именуя себя верующим, он небезосновательно надеется встретить единомышленников, людей со взглядами, подобными его взглядам, то есть чувствует себя частью единого целого, Церкви.
Это, конечно, не исчерпывающий список всех «благ», предоставляемых верой, но то, что сразу приходит в голову.
Ну вот, а потом приходят атеисты и говорят, что всё вышеперечисленное – ерунда и выдумки, никакого Бога нет вообще, в жизни немало бессмысленного, чудес не бывает, на земле полно зла и конца ему не видно, нравственные нормы относительны, никакого воздаяния нет и не будет, после смерти ждёт, скорее всего, полное исчезновение, так что родные и близкие и сам человек исчезают навсегда, а люди ошибаются, в том числе святые старцы, причём некоторые из них — попросту обманщики.
И всё это так даже не потому, что доказано отсутствие Бога, а просто потому, что не доказано Его существование ограниченным человеческим разумом. К тому же сколько всяких выдающихся и интеллектуальных людей веровало и верует. Сам этот человек, допустим, не может опровергнуть возражения атеистов, но возможно, лишь из-за недостаточной образованности, плохого знания каких-то фактов. Не лучше ли просто поверить, что эти верующие интеллектуальные люди правы? А сомнения вселяются в человека злыми духами, старающимися его искусить. Духи эти и через атеистов действуют.
Так стоит ли удивляться, что верующий будет до последнего держаться своей веры, сколько его рационально не опровергай?
Границы религиозной игры
Тем более, что вера эта вовсе не столь уж глобальна, чтобы приводила к радикальному искажению взглядов на мир. Обычно верующий, даже вполне убеждённый, играет в религию на довольно ограниченном временном интервале и часто даже на ограниченном пространстве.
Утренняя и вечерняя молитва, молитва до и после еды, какие-то фрагментарные размышления о Боге в течение дня и походы в храм в выходные. А всё остальное время он живёт так же, как и прочие люди. Он вынужден думать о работе, транспорте, о семейных проблемах так же, как и все.
Но только к этому добавляется в некоторых случаях особый язык, особые привычки (скажем, не смотреть телевизор. Но не смотреть телевизор могут и атеисты). Только кажется, что верующий верует всегда. Возможно, верующему бы и хотелось, чтобы так было. Но правда состоит в том, что о Боге он очень часто попросту не помнит — голова другим занята.
Отсюда естественное желание, чтобы вся окружающая действительность о Боге напоминала, поэтому призывы атеистов к светскости, осуждение клерикализма воспринимается часто в штыки. Хорошо бы сделать так, чтобы всё вокруг было унизано символами религии, тогда забыть о Боге будет сложнее. Хотя это кажимость, конечно. Человек ко всему привыкает и перестаёт обращать внимание на любой антураж. Даже если бы на улицах вместо рекламных щитов были развешены стихи из Евангелия, люди бы их скоро перестали замечать. Не думают же о Боге люди, говоря «спасибо», сколько бы верующие не указывали на этимологию этого слова.
Религиозное шутовство
Отсюда проистекает любопытное явление: желание взорвать привыкание к религии, монотонность, шокировать публику. Это использование рекламных механизмов.
Популярная фигура в Церкви сейчас уже не священник - строгий и справедливый пастырь, знающий \"как жить\", не тихий молитвенник и тем более не скучный требоисполнитель.
А священник-клоун, священник-провокатор, священник-шоумен, юморист-хохмач, шут и лицедей, который \"классно отжигает\".
Этот священник напрочь лишён обычного мазохизма «смиренности», которая ещё по старинке полагается непременным атрибутом духовного сословия и даже христианства. Мол, ударили тебя по одной щеке – возведи очи горе и подставь с грустью другую, авось мучители одумаются.
Ничего подобного. Модернизированный священник постмодернистской эпохи, воплощение которого мы видим и в интернете, и на телеэкране, и в прессе, совершенно не такой. Он не защищается, он нападает, дерётся отчаянно, как д\'Артаньян и Дон Кихот Ламанчский одновременно, ёрничает и насмехается над тем самым имиджем «духовности», покорности и смиренности, который ему стараются приписать.
Современный священнослужитель говорит сплошь парадоксами, сыплет прибаутками и метафорами, как Андрей Кураев, он снимается в кино и лицедействует в жизни, как Иван Охлобыстин, гоняет на мотоцикле и принимает участие в рок-концертах, как Сергий Рыбко.
Сотни священнослужителей сидят в блогах, пишут «па олбански», ругаются, в лучшем случае, заменяя непечатные термины печатными эвфемизмами и совершенно пренебрегая какой-либо политкорректностью.
Им подражают и православные миряне, «отжигая» не хуже батюшек, с успехом играя православными штампами, будируя и забавляя публику заведомо абсурдными предложениями, наподобие известного православного публициста Дугина, предложившего, ни много, ни мало, запретить интернет и не где-нибудь, а в своём собственном блоге: \"Я думаю, что Интернет стоит запретить. Потому что он ничего хорошего, как явление, не дает. Многие уже священники не причащают людей, которые смотрят телевизор. Телевизор, потому что, на самом деле, до Интернета пока не дошли, потому что верующие говорят: а мы смотрим там православный календарь – Андрей Кураев, заходим и читаем. Это отговорка\".
Привлёк внимание публики, правда, ненадолго. Теперь он уже снова «отжигает», говоря о том, что надо ввести обязательный пост для всех, а нарушителей наказывать.
Жизнь — это представление!
Постмодернистский характер современной религиозности переносит акцент с личной, сокровенной \"духовной жизни\" на презентацию. Важно уже не пережить, но изобразить религиозную жизнь.
Отсюда выход на первый план таких, казалось бы, глубоко вторичных для классической религиозности вещей, как результаты социологических опросов и милицейской статистики: сколько россиян сказали о себе, что они \"православные\", сколько посетили храмы на тот или иной праздник, сколько изъявили желание поститься, какой процент и как будут поститься, какова динамика. Иерархи увлечённо оперирующие этими цифрами, становятся подозрительно похожими на аналитиков отделов рекламы, просчитывающих успех той или иной кампании.
Однако большинство людей, называющих себя православными, превращение религии в бизнес-проект никак не затрагивает и раскрутка соответствующего бренда осуществляется как побочный эффект самопрезентации. Важна сама по себе идентификация себя как \"верующего в Бога\", \"православного\", \"постящегося\", \"молящегося\" и пр. причём совершенно не обязательно в сходном кругу. Напротив: представление себя в кругу \"иных\" лишь ярче выражает собственную неповторимость, придаёт ценность неким сокровенным \"познаниям\" (тогда как в дискурсе с себе подобными они могут выглядеть довольно скудно). Отсюда тяготение к полемике, к убеждению и проповеди \"заблудшим\". В этом плане РПЦ практически добилась того, что давно достигли протестанты: каждый верующий - проповедник, каждый готов спорить и убеждать.
И более того: сейчас РПЦ пока ещё в моде, а жизнь церковным кругом представляется немалой части населения довольно интересным аттракционом.
С большим энтузиазмом множество людей крестятся, окунаются в прорубь и даже играют в христианские компьютерные игры.
Надо, однако, верующим (и в том числе церковным иерархам) отдавать себе отчёт в том, что мода - штука капризная и её необходимо постоянно возгревать в жанре масскульта - \"бомбами\", скандалами и сплетнями, эпатирующими фигурами и новыми брендами. А для этого требуется создание целой индустрии религиозных событий и фабрики звёзд. Уровня же самодеятельности, даже сетевой, тут категорически недостаточно.
В противном случае, \"80% православных\" станет попросту скучно, и они начнут играть во что-то другое, предоставив размножившемуся клиру сомнительные функции местоблюстителей былого религиозного возрождения.
Играем, но не заигрываемся
Но пока что шутовство пронизывает современное православие, превращая его, даже помимо воли иерархов, в тотальный карнавал, в сплошной перформанс.
Даже более или менее серьёзные угрозы свободе слова стараниями верующих блоггеров выходят каким-то фарсом, и трудно удержаться, чтобы не «валяться пад сталом». Вот известный нашумевший топик о контроле над интернетом:
Для защиты интересов миллионов верующих Игорь Зотов предлагает известные варианты решения проблемы:
1. Обратиться к законодательной и исполнительной власти с просьбой ускорить принятие Закона «Об Интернете» и других смежных законодательных актов. В том числе, приравнять блоги к СМИ. Тогда владелец блога будет иметь не только право говорить, что ему хочется, но и обязанность отвечать за содержание своего блога.
Сам Зотов планирует сделать обращение в ближайшее время.
2. В качестве прецедента необходимо проверить высказывания блогеров против РПЦ и православной веры на предмет экстремизма, оскорбления чести и достоинства представителей церкви и верующих.
Обращаюсь ко всем пользователям Интернета с просьбой подсказать блогеров, чьи высказывания против РПЦ и православной веры содержат, по Вашему мнению, признаки экстремизма, оскорбления чести и достоинства представителей церкви и верующих.
Естественно, что в блог зачастили «богохульники», заявлявшие, что их журнал содержит всяческие нападки на РПЦ и просившие вписать их в почётный список вместе с лидерами рейтинга.
Автор текста, похоже, с чувством глубокого удовлетворения воспринял результаты очередного перформанса...
Но разумеется лидером по различным «богохульствам» в блогах было и остаётся сообщество «антирелиджн» с изображением весёлого постмодернистского Христа из фильма «Догма» на юзерпике.
Так постмодернистская религиозность, собственно, уничтожает почву для атеизма, ну или, если угодно, превращает атеизм в аналогичный постмодернистский перформанс (наподобие выставки \"Осторожно, религия!\", поэтому общественный резонанс и конечное решение по ней Европейского Суда по правам человека мне представляются чрезвычайно важными).
Ведь если сам верующий в глубине души (но, разумеется, не публично — публично он будет с гневом сие отрицать, что, однако тоже входит в условия игры) признаёт, что его вера есть игра и искусство (\"просто мы так играем\"), то какая бы то ни было рациональная критика сего действа исключается. Игра не может быть \"неистинной\", а искусство не может быть заблуждением.
Если представить себе зрителя, который в разгар спектакля вдруг встанет и заявит: «граждане, это всё обман, перед нами не настоящий Гамлет, а актёр Иван Иванович», то выведут из зала, думается, вовсе не «обманщика» Ивана Ивановича... Хоть формально зритель, в общем-то прав...
Максимум, игра может кому-то показаться скучной, или вызывающей отвращение и неприязнь. А искусство - второразрядным, посредственным.
Но тут уж велика доля субъективизма.
Правила для игр
Поэтому в принципе, в современном обществе постмодернистская религиозность могла бы реализовываться сколько угодно широко и без проблем, не вызывая никаких протестов.
Но: при нескольких важных условиях. Хотя бы двух.
Прежде всего, при наличии светского государства, держащего нейтралитет в плане мировоззренческих игр граждан и поддерживающего правовые нормы. Каждый играет в своей песочнице, и не надо ни мне, ни моим детям навязывать чужие игры и затаскивать меня в чужую песочницу.
Взаимной толерантности. В своей песочнице я имею право делать всё, что угодно (в рамках закона), включая насмешки над тем, что делают в других песочницах. Но я не имею права проделывать то же самое в чужой песочнице и тем более вовлекать кого-то в коммуникацию по этому поводу.
Сейчас же в России мы наблюдаем редкостное смешение постмодернистского культурного плюрализма и совершенно замшелого, восходящего к средневековью, эксклюзивизма.
Это уже не смешно и это не игра, когда люди приговариваются по ст. 282 за разжигание вражды к самим себе, хотя сие действо и может, конечно, показаться постмодернистским театром абсурда.
Игры хороши и позволительны, когда они не нарушают права и свободы людей.
Переступать же эту грань чревато прежде всего для самих игроков, поскольку тогда может наступить черёд «игр без правил», взаимного неуважения, где исход может оказаться далеко не самым благостным для общества в целом.
Комментарии
Религия - как хранитель Веры...будет существовать, пока...
... в жизни используется:
Вера, чувства, знания, расчёт....,
... в жизни используется:
Реже, чаще, к месту, не к месту...важно, если:
... в жизни используется. А не только в любых носителях информации.
Всё это суть свободная(ленивая) утилитарность?
Или замысел Господа - Действия по ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДАРОВАННОГО, ПРОК от ВЕРЫ...?
Обратное же бессмысленная ересь что ли?
Как искренняя молитва помогает исцелиться?
Многие, в том числе ученые, обращаются к Богу за помощью, чтобы эффективно решить какие-то сложные задачи. Почему?
Мироздание и человек созданы природой? Почему в обозримом прошлом и настоящем природа не создает новые биологические виды?
Как человек создает? Сначала мысль – потом действие.
Кому принадлежит первая мысль о создании Мироздания?
Ученые интуитивно открывают новые не экспериментальные научные знания?
Также интуитивно люди узнают о том, что Мироздание создал Творец, Создатель, Бог, и что, научившись гармонично взаимодействовать с Творцом, человек, быстрее научится мыслить и действовать так, чтобы не разрушать себя и других, т.е. не будет болеть, стареть и умирать.
Никто не должен запугивать человека, лишать спокойствия.
БОГ ЛЮБИТ ВСЕХ ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВО.
Христианские священнослужители получают Знания из Библии.
Знания Библии Бог послал всем. Каждый имеет способности самостоятельно осваивать эти Знания и быть независимым от чужих мировоззрений.
Мое мнение, пока священнослужитель не воспитает в себе способности жить по Заповедям, он не может проповедовать религиозные Знания так, как угодно Богу.
Только проявляя Любовь, можно созидательно помочь другому человеку.
Если человек страдает и болеет, значит, он ему не хватает знаний, опыта, в чем-то его мысли, действия разрушительны, он не может настаивать, что в таком состоянии способен оказать другим эффективную помощь, дать неискаженные знания.
Человек видит ту реальность, которая в его сознании.
Шедевральная казуистика..
Я по сути статьи и её воздействии высказалась.
То, что в России православие выдаётся за основополагающую идею и даже движущую силу при нынешних светских и религиозных начальниках - мне очень грустно.
По крайней мере, это полезная игра, она готовит человека к смерти, а ведь вы все умрёте и я - тоже.
Можно было бы сказать \"мы\", но атеисты в это не поверят. Религия это игра в \"мы\". Мы тоже все умрём.
Насчёт веротерпимости, вы правы. Церковь требует веры в одного Бога, на то она и церковь.
Личность подавляется обществом, а церковь - один из его институтов. Борьба за личность - благое дело. Но конкретно христианство даёт личности большую свободу.
Вы вот эту глупость где выкопали? Сами выдумали? Задавайте вопросы. Отвечу обязательно, сказочник вы наш.
Пустоту сувериями заполняет не свободомыслие, а обыкновенная глупость, поскольку она безгранична. Свободомыслие же заполняет пустоту знаниями.
Имеется в виду то свободомыслие, которой А. Франс называет "свободой от мыслей" и оно заполняется "Не только черными кошками и китайским календарем. А экономическими, политическими, естественнонаучными и иными суевериями". А таковые требуют и знаний и творческого подхода. Работы интеллекта. И интеллект работает, т.к. не может не работать. Оглянитесь вокруг -- сколько подобных суеверий существует. Хотя бы либеральные реформы. А многочисленные заклинания в виде "новых" преобразований на благо общества, которые заведомо не осуществимы. А выборы, которым экономическая наука отводит решающую роль, как определяющему социальному фактору. Для теоретиков экономистов и многих доверчивых граждан выборы стали суеверием.
А медицина? Специалист знает то, что неизвестно больному. И тот верит, часто нелепым вещам, будучи полностью и в хорошем плане свободомыслящим. Это называется в социальной экономике -- "информацион...
Что касается моделирования, доводы Ваши, как и остальные, конечно неотразимы, но все же посмею возразить. Я много занимался "аморальным" моделированием наведенных полей в литосфере, результаты сошлись с теоретическим расчетами до мм, и полностью подтвердили полевой эксперимент. Было выявлено ранее неизвестное явление интерференции радиоволн в литосфере и на этой основе создан новый метод поисков и разведки рудных тел.Моделирование в геофизике выполняется после эксперимента, а теория или после или до. Если "до" -- то результаты расчетов направляют исследования. Если "после" -- подтверждают и являются основой методики и интерпретации. И это не единственный пример.
В отличие от Вас, я не буду переходить на личности, указав на то, где демагогия очевидна. Отмечу в общем. Средневековая религия, равно как и средневековая наука соответствовали уровню развития людей того времени. Проектировать XXVII-XXVIII век на сегодня вряд ли честно. Хотелось бы знать пример, какое научное достижение или всего лишь"мысль" пусть даже не Вера, о которой я гов...
Вы отделили общество от природы - это смело. Если бы в обществе действовали другие от природных законы (законы от Бога), то мы бы уже давно жили в Раю. Не похож этот мир на Рай.
На нас, животных, тонким слоем нанесен интеллект человеческого. Непрочный и часто сдираемый слой, под которым видна наша животная сущность. Он то и внес коррективы в законы выживания естественным, как вы сказали, путем. Если в дикой природе достаточно первых трех свойств, чтобы выжить, то в обществе вероятность выжить зависит от большего количества свойств особи. Теперь туда включены свойства разума. А Природа из многовариантности по прежнему сама отбирает нужные для нее комбинации силы и ума, добра и жестокости.
Пример с монархами не серьезен.
РПЦ боролась с эволюционным учением с момента его появления.
В 1873 был запрещен труд Геккеля «Естественная история мироздания». В 1879-1880 запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов» [Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855-1905 гг. Л., 1945, стр. 184, диссертация.]
В 1890 запрещена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение». ["Вопросы истории религии и атеизма", 1960, № 7, стр. 411-421]
В 1895 за «материалистический характер» запретили книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». [«Архивное дело», № 1 (45), стр. 89.]
Петербургский митрополит Исидор попросил Cинод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение».
В 1819 были преданы земле все экспонаты анатомического кабинета Казанского университета, по причине того, что «мерзко и богопротивно» употреблять «создание и подобие творца человека на анатомические препараты» [«Русский архив», кн. 3, 1880, стр. 310.].
В марте 1879 уничтожены все 580 экземпляров книги Георга Финлея «Византийская история с 716 по 1453 год», в которой найдены «мысли, направленные против некоторых учений православной церкви» [Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855-1905 гг. Л., 1945, диссертация, стр. 306.] .
Также, в 1879, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции [Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855-1905 гг. Л., 1945, диссертация, стр. 311.] .
В 1860 г. был запрещен труд Фейербаха «История новой философии от Бэкона до Спинозы
В 1868 г. уничтожена книга Вольтера «Философия истории», в которой цензоры обнаружили «глумление над истинами и опровержение священного писания
В 1871 году запрещена книга Гельвеция «О человеке, его духовных силах и воспитания» за «совершенно материалистический взгляд на воспитание»
В 1874 году по требованию Синода было полностью уничтожено российское издание книги Т. Гоббса «Левиафан, или о сущности, форме и власти государства»
А вот вопрос был другой -- какое научное достижение Вера уничтожила за последние годы. Ответ -- примеров тому тьма. Извините, в аморальной науки отвечают конкретно. Тьма -- это не ответ.
Давайте закончим на этом. Мне неприятно выслушивать все новые и новые оскорбления при 0-вой информации.
Вот конкретные ученые.Они много чего совершали и совершают прямо сейчас. Сколько направлений конкретные ученые охаивали и загубили? И не только в XIX веке, а вчера, сегодня. Сегодня, сейчас профессора продают разработки за рубеж. Сегодня ученые берут взятки. Пилят, пилят и еще раз пилят бюджетные деньги. Кто украл больше? Вот я заключил контракт на 3 800 тыс. Один выполнил работу, оплатил новый комп, необходимые услуги по подготовке материалов, а получил около 40 тыс. руб. Какой % от 3,8 млн. руб.? И трудовую книжку не возвращают -- она у них "работает". Они то же ученые и чиновники от науки.Что же теперь вывод, что наука преступна? Как у Вас, на подобии Веры. Значит следует обвинять науку, как Вы обвиняете Веру? Оскорблять всех ученых, как Вы всех верующих? А клеймить церковных чиновников, значит клеймить Веру? И людей , которые верят. Я не писал о церкви или религии. Я говорил о своей Вере. Вы же сегодня клеймите, Веру, верующих и меня. Кто перевел спор в другую пл...
2. Я написал, что мне в науке Вера помогает, и объяснил как. Не собираясь никого привлекать к своему образу жизни и работы. Получил всякого и сполна.
3. РПЦ я не касался, не мой вопрос.
4. Информации об исторических и современных поступках церковников могу добавить, это к моей Вере не имеет отношений.
5. Могу ли, или в Вашем понимании, имею ли я право работать, это мое дело. Запретить мне, как говорил мой отец, с милицией не сможете.
6. Ни с одним священником я не знаком и знаком не был. Тому 30 лет, на работу наш партруководитель приводил священника из Храма Иоанна Предтечи на Пресне. Они интересно беседовали. Я не участвовал -- было много работы. Бои меня интересуют с распилом и откатом. Философские и религиозные бои считаю пустой тратой времени. Этим занимаются миссионеры с обоих сторон.
7. Библию перечитываю в свободное время, Евангелие. Из Ветхого Завета -- Экклезиаст. Противоречия легко понять и увязать с периодом.
8. Обижаться я не способен.
7. Раздражает,когда обсуждение с вы...
При Советской власти в мое время гонений на Веру не ощущал. Приходилось, скажем так, \"раскрываться\", но ни одной грубости или укора, ни в Горкоме, ни на работе не было. Скорее наоборот. И в народе также. Правда говорили, что крестить опасно -- священник донесет. Куда? И что будет? Никто не мог ответить. Потому, что ничего бы не было. Правда, это не были 17-30-е годы. А 60-е, 70-е.
За свои сравнения с Советским временем и за мое уважение к Сталину и к Родине получил и продолжаю получать много хамских и гнусных комментариев. Например, от \"do_panic\", \"veryoldserg\", \"Konstantin1\" и др. Предупредил их, что отвечать не буду.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ПРАВОСЛАВИИ СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ? не читали? Хорошая статья.
Берем в пример конкретно психушку. *Верующий* \"специалист\" ― уже сам дважды (хорошо, среди них есть нормальные, единожды) кандидат в свою вотчину. Не может верующий быть психиатром. Это хохма из той же оперы, в которой сейчас табуреточник работает министром обороны.
А Вера моя не привнесенная, а как бы врожденная. И когда мне попал в руки Новый Завет (у соседей этажом выше), то свои мысли увидел. Не чудеса, а идеи. Нагорная Проповедь, много чего. С тем и живу.
Что касается СССР я все, что думаю, высказал неоднократно на НЛ. И то, что рос членом семьи врага народа, и то, что пришлось из-за этого плохих и хороших узнать людей. О Сталине главное -- не мои личные дела, а его забота о Стране, о ее достоинстве, мощи. И о преимуществах власти Советов перед ГД РФ. И о восстании в октябре 93, как это было. Многие горячо встретили -- оказывается мало кто знает правду. Но и злобы нахватался. До сих пор оказывается нас ненавидят за 93. Что-то Бердяева купил на развале, но прочесть не успел. С наслаждением читаю и перечитываю А. Франса. Атеистам надо у него учиться. Можно его книги скачать в инете.
Информационная асимметрия относится к одному из изъянов рыночной экономики, который должно преодолевать государство, как монополизм и экстерналии. Законодатель и власть этого не делают. Вот к ним и следует применить запрет на профессии.
Социально экономическое обоснование противостояния современной России и запада, неизбежность борьбы без компромиссов, я кратко обосновал на последних новостях портала "Новый фашизм ...", "Оспариваемое соседство Европы" и др.
Приходится всегда сражаться. На инновациях привязался некий "пример" (его около 30 минусов), не печатно о моих публикация и лично мне пишет: пшел вон псина. Эт...
Положение все серьезнее. Наши "коллеги" на портале с запада иногда выбалтываю планы своих хозяев. Вам конечно известны мерзости фотографа Мельникофф. Эту ветку ликвидировали, но текст в инете есть в другом месте. Там прямо говорится об уничтожении русских, раздроблении страны и взятии осколков под контроль. Реакция -- пустой базар. Я дал заключение ветки (кратко): вы поливали грязью Шафаревича и др. борцов с русофобией, теперь получите статус даже не второстепенного, но низшего народа в мире. Заминусовали. "Европеец" проболтался, что Россия должна "дать свободу колониям" -- ненцы, ханты, манси, чукчи -- недра суши вдоль всего побережья С. Ледовитого океана, недра исключительной морской зоны и шельфа России (ветка -- "Оспариваемое соседство Европы"). Это не просто болтовня, это...
Если человечество трансформируется в какое-то более высокое состояние (мы не единственный вид человечества, существовавший на Земле), то религии не будет, а вера разовьётся на качественно новом уровне (и будет основываться на более высоком научном знании).
Примитивный атеизм (\"в космос летали, Бога не видели!\") сменил примитивную религию (\"молнии Илья-пророк мечет\"); развитие пойдет дальше по диалектической спирали.
Возможно, такой скачок к человеку нового типа произойдёт в ближайшие сотню-другую лет (с появлением \"люденов\"): такое время уже наступает - либо \"старое человечество\" погубит планету и самоё себя (в угаре рыночного либерализма), либо перейдет в Сверхновый Мир \"будущей коммунистистической эпохи\" - \"человечество перейдёт в царство истины и свободы, игемон\".
Но такое возможно лишь с какой-то мутацией, просветлением-сатори в головах людей и шансы на это маленькие (разве что истинно существует Божий промысел); скорее всего тупое и алчное человечество (йеху из повести Свифта) погибнет.
Хотя пример Исуса - первого Человека Сверхновой реальности- всё же подаёт надежду, луч света в...
Абсолютное большинство людей в мире верит в Любовь - в её очистительную, созидающую, возвышающую силу. Все люди испытывают глубокие чувства по отношению к Любви во всех её жизненных проявлениях. Вера в Любовь спасает людей. Однако никто не строит мест поклонения Любви (разве что кое-где в Индии), не устраивает праздничных дней, постов, шествий, не сочиняет обязательных молитв. Нет розни между почитателями того или иного способа поклонения Любви, нет объединений госуда рств по этому признаку, нет экстремизма и терроризма по этому поводу. Нет принуждения к принятию веры в Любовь.
Религия же строится на вере в более абстрактное понятие. Все религиозные конфессии признают и провозглашают интимный, глубоко личный характер веры в Бога. И при этом строят на основе этой веры шоу, рекламу, коммерцию, касты, государственные объединения, политические системы. У народов отнимаются огромные средства и лучшие земли на строительство и содержание многочисленных храмов. Ломаются судьбы и жизни людей, е вписывающихся в понятия этой вакханалии.
Это здорово похоже на циничное использование в своих целях душевных порывов любящего тебя человека. Это слепота любящего человека. Это предательство слепцами своей Души, отдача её в руки дельцов.
Вообще трудно говорить на эту тему, точнее трудно подобрать слова, ясно выразиться, чтобы другие люди правильно поняли мысль.
Думаю, что люди не будут ограничиваться простым атеизмом ("загробной жизни нет", "вообще ничего сверхестественного нет - человек помер, его похоронили и дело с концом" и т.д.).
Возможно мозг отдельного человека сможет "подключаться" к ноосфере, Мировому разуму: у нас у всех есть потенциальные возможности к ясновидению, телепатии и т.д. - эти скрытые возможности могут со времем раскрыться, активизироваться. Понимаю, что это дело постепенное и много вокруг этого всякого шарлатанства и невежества; тем не менее Вера может развиться у людей на подсознательном уровне. Они будут мыслить и поступать иначе - например красть, "кидать" и "разводить" друг друга для них станет немыслимым делом, как для нас с вами пожирать друг друга (наши пещерные предки занимались этим за милую душу).
Религия, в особенности массовые ритуалы, а тем более каста профессиональных священников-гешефтмахеров попросту станут ненужными.
Человеку в общении с Мировым разумом (Богом) посредники не нужны. Тем более платные.
Конкретно для моей, казахстанской нации в это стремительное время, очень важно иметь фундаментальные духовные ценности и нравственные ориентиры. А их может дать только рациональная Вера, Вера, которая не связана с мистикой и эзотерикой.
Традиционное понимание «веры» основывается на мистическом, иррациональном отношении к духовным сферам человека. Однако исламские протестанты придают термину Вера иное значение. Они понимают его как Убеждение, основанное на Разуме и Опыте.
И главное - они включают в эту схему еще один элемент — Божественное Откровение.
Разум и Опыт являются для них основой для освоения этого, материального мира. Oткровение дает ответы на вопросы идеального, внематериального характера.
Если научный метод, основанный на рационализме и опыте, дает средства достижения, то Кораническое Откровение указывает цель.
Религия не подвержена моде, разрушающей \"правильный\" облик общества и человека.
Без бога общество и человек могут “одичать” и не заметить этого.
Эту же функцию могут выполнять государственные законы, общественные нормы, традиции и обычаи.
Но они подвержены изменениям и могут дать сбой.
Религия поможет исправиться, даст правильные ориентиры, “перезагрузит” общество и человека, если надо.
Не обогатит, но даст возможность начать всё с начала, перезагрузиться.
Религия, как BIOS для компьютера, как маленькая, простенькая программка, позволяющая загрузиться, создать новую полезную программу, развиваться.
В случае “зависания” компьютера всегда можно перезагрузиться и начать заново.
Религия более консервативна, надёжна и этим страхует, оберегает общество и человека от гибели.
Это одна из функций религии.
Ещё можно коротко добавить, что религия основывается на принципах, с которыми большинство соглашается. А значит, может служить основой для построения общества из разобщённых людей.
Если мораль хирурга, литературы не противоречит религиозным основам, то нет необходимости ежедневно их вспоминать.
Мы вспоминаем современные законы, нормы. Всё-таки общество и человек развиваются и не нужно останавливаться, нужно идти дальше.
Большинство людей иногда \"перезагружаются\". Случается горе или радость, другое событие. Мгновенно мир становится другим, меняется отношение к законам, нормам, морали. Человек задумывается, всё ли в порядке, правильно ли он жил. Ответы ищет в основах, поскольку они проще. Попы обязаны помочь, если надо.
Иногда обществу требуется “перезагрузка”.
Разгромленная фашистская Германия, разрушительное землетрясение в Гаити, цунами в Азии, Чернобыль.
Арифметика и логика – это основы математики, её религия.
Изучать эти дисциплины ежедневно нет необходимости, если вы их изучали, знаете и используете. Но, если вдруг стало модным считать, что инфляция в стране падает, доходы населения растут, то приходится вспоминать математическую религию. Может, это неудачный пример.
Да и вообще, все сообщения - эт...