Философия бессмертия

На модерации Отложенный

Для многих воскрешение является чем-то символическим, хотя на уровне души каждый воспринимает воскрешение как су­ществующую в любое время реальность Мира. Однако многим ещё следует развиваться к восприятию Мира на уровне души, и потому пока что они не воспринимают слово \"воскрешение\" в прямом смысле, как его в действительности и надо воспринимать. При таких представлениях человеку надо приложить усилия, что­бы понять, как это ушедший вдруг может действительно вернуться. Дело в том, что есть люди, которые целенаправленно не раз­мышляют, как устроен Мир, каковы его законы, что такое жизнь. Поэтому, помимо воскрешения, с удивлением могут воспринимать­ся также и многие другие факты, например, исцеления от СПИДа и рака последней стадии.

Вот один из вопросов, который тревожит сознание людей: если все умершие вдруг воскреснут, не обострится ли проблема перенаселенности нашей Земли со всеми вытекающими последствиями, в первую очередь, связан­ными с продовольственными ресурсами, состоянием биосферы?

Армия радетелей «экологической чистоты» нашей плане­ты включает не только ученых, но и популяризаторов «ново­го экологического мышления». Например, директор Инсти­тута географии РАН академик В.Котляков в статье «Сохра­нение биосферы – основа устойчивого развития общества» (вестник РАН, 1994, №3) выступает за всеобщий и повсе­местный переход на однодетное рождение. По его мнению, это необходимо для того, чтобы резко уменьшить антропогенное давление на биосферу, отказавшись от использова­ния невозобновляемых ресурсов энергопотребления. Это, по мнению ученого, приведет к сокращению потребления при­мерно в десять раз, на столько же надо ограничить числен­ность населения.

В книге «Философия бессмертия и воскрешения» (М; Насле­дие. 1996, вып.1) имеется ссылка на «Экологический обзор» В.Ермолаевой «Этика отношений с окружающей средой» (М.,1990), в которой автор выдвигает базовые принципы глу­бинной экологии, среди них важнейший: «Процветание челове­ческой жизни и культуры совместимо только с существенным снижением человеческой популяции». От 0,5 до 1,5 млрд. чело­век – вот оптимальное население Земли, считают такие экологи. Также имеются выкладки, согласно которым в России сейчас 20 – 40 млн. «лишних» людей...

К «гуманным защитникам» экосистемы, по сути, при­мыкают адепты т.н. «смертобожничества», по мнению ко­торых «вопрос о смерти неразрешим человеческими сила­ми; он не может и не должен ставиться; смерть как таковая – священная вещь». Анализируя смертобожничество, вне­дрившее свои ядовитые корни в плодородную почву хрис­тианства, ростовский исследователь Б.Режабек видит в наборе догматов этого движения основу осужденных соборно ересей, которые способны даже ничтожными, на первый взгляд, уклонениями в основе веры повлиять на умы людей: «Эти уклонения, вроде бы несущественные в начале пути, усиливаясь с течением времени и в многочисленных умах, уводят очень далеко от истинного пути и могут завести в пропасть. На краю этой пропасти уже на­ходится современное человечество, хотя путь, указанный Христом, должен вести к жизни и спасению. Может быть, причина этого – в тех, кто сознательно служит злу и добровольно отдает себя на служение силам, цель которых – обратить мир в абсолютное небытие?.. Такие силы и люди, конечно, есть, но роль их не следует преувеличи­вать. Их путь требует не меньших дарований и усилий, чем путь подвижников святости, и число их так же невелико. Конечно, овладев суперсредствами, маньяк такого рода может уничтожить планету, но это может осуществиться лишь при отсутствии защиты со стороны сил, охраняющих жизнь. Смертобожничество утонченно работает именно на ослабление этих сил».

Создатель даровал человеку неотъемлемое право на жизнь вечную, и никому не дано лишать его этого права. Современ­ная наука дает немало доказательств спорности т.н. «второго начала термодинамики», согласно которому порядок в приро­де стремится исчезнуть, пока на смену ему идет хаос, означаю­щий торжество смертельной энтропии. В.Вернадский и Э.Ба­уэр показали наличие в открытых системах, какой является Вселенная, принципа устойчивого неравновесия живых сис­тем, об этом свидетельствует и учение о биосфере, перераста­ющей в ноосферу.

Конечная цель науки состоит в том, чтобы дать миру единую теорию, которая описывает всю Вселенную. Однако на практике ученые делят эту задачу на две части. Первую часть составляют законы, описывающие, как Вселенная изменяется со временем (Если мы знаем состояние Вселенной в определенный момент времени, то эти физические законы скажут нам, каково будет ее состояние впоследствии). Ко второй части относятся вопросы, касающиеся первоначального состояния Вселенной. Некоторые люди убеждены, что наука должна заниматься только первой частью, оставив вопрос о начальном состоянии метафизике или религии. Они говорят, что Бог, будучи всемогущим, мог дать начало Вселенной любым угодным Ему образом. Возможно и так, но тогда Он также мог заставить ее развиваться совершенно произвольным образом. Однако похоже, что Творец предписал ей развиваться в строгом соответствии с определенными законами. Поэтому не разумнее ли предположить, что некие законы управляли и начальным состоянием Вселенной?

Оказывается, очень трудно одним махом изобрести теорию, описывающую всю Вселенную. Вместо этого мы разбиваем задачу на части и создаем множество частных теорий. Каждая из этих теорий описывает и предсказывает некоторый ограниченный класс наблюдений, пренебрегая влиянием других соотношений или представляя их простым набором чисел. Возможно, этот подход является в корне неправильным. Если все во Вселенной взаимозависимо самым фундаментальным образом, то может статься, что нельзя подойти к полному решению, исследуя части проблемы по отдельности. Тем не менее, действуя таким способом в прошлом, ученые достигли известных успехов.

Сегодня ученые описывают Вселенную в терминах двух основных частных теорий – общей теории относительности и квантовой механики. Это величайшие достижения разума первой половины двадцатого столетия. Общая теория относительности описывает действие гравитации и крупномасштабную структуру Вселенной, то есть структуру на масштабах от нескольких километров до миллиона миллионов миллионов миллионов (единица с двадцатью четырьмя нулями – 1.000000.000000.000000.000000) километров – размера наблюдаемой Вселенной (по современным данным, поперечник видимой части Вселенной составляет около 27 млрд. световых лет = 2,6х10^23 км., – это на порядок меньше приведенного в тексте значения). Квантовая механика, напротив, имеет дело с предельно малыми масштабами, порядка миллионной доли от миллионной доли сантиметра. Увы, но известно, что эти две теории несовместимы друг с другом: вместе они не могут быть правильными. Частные теории, которыми мы располагаем, достаточны для того, чтобы делать точные предсказания во всех ситуациях, за исключением самых экстремальных. Поэтому поиск окончательной теории Вселенной, похоже, трудно оправдать соображениями практической пользы. (Стоит отметить, тем не менее, что подобный аргумент мог использоваться и против теории относительности и квантовой механики, а они дали нам ядерную энергию и микроэлектронную революцию!)

«Основное своеобразное свойство биогеохимической энергии проявляется в росте свободной энергии биосферы с ходом геологического времени, особенно резко с прояв­ляющимся переходом ее в ноосферу», – писал Вернадс­кий. И далее: «В результате жизни происходит не умень­шение свободной энергии в космической среде, а ее увели­чение. В этом отношении жизнь действует обратно правилу энтропии».

Ученые утверждают, что физику живой мате­рии (в отличие от неживой) следует основывать не на втором, а на третьем начале термодинамики, законе концентрации энергии. Если неживая материя тяготеет к состоянию устой­чивого равновесия, т.е. к неминуемому падению и разруше­нию, то живое вещество находится в состоянии устойчивого неравновесия, на вершине. Выдающийся ученый П.Кузнецов сравнил это состояние с рекой жизни, которая, в отличие от обычной реки, всегда течет вверх, в сторону увеличения массы живого вещества.

Таким образом, сама природа жизни изначально зап­рограммирована на самоУМножение, это объективный фактор. К числу субъективных можно отнести появление квантовой механики, избавившее человека от сознания своей бренности, подчиненности законам детерминизма; таким образом возведен на пьедестал высший принцип ра­зумного существования – свобода воли и выбора, а значит и право на непрекращающуюся жизнь.

С самого зарождения цивилизации люди отказывались считать явления лишенными взаимосвязей и необъяснимыми. Они жаждали постичь лежащий в основе всего миропорядок. Сегодня мы все еще стремимся узнать, откуда и каким образом появились мы в этом мире. Фундаментальная тяга человечества к знанию – достаточное основание для продолжения поисков. И мы не удовольствуемся меньшим, чем полное постижение Вселенной, в которой живем.

Московский исследователь-геронтолог А.Халявкин воз­ражает против утверждения, что «победив старость, мы по­бедим смерть». Смерть, пишет он, не есть признак старения и старости. При старении увеличивается шанс погибнуть за счет снижения надежности организма. Но этот шанс, про­порционально равный интенсивности смертности, никогда не равен нулю за счет ограниченной надежности организма в любом возрасте. Считается также, что гипотетически нестареющий организм обязан не стареть ни при каких обсто­ятельствах, раз уж он не стареющий. На самом же деле при выходе из диапазона оптимального функционирования, диктуемого внешней средой, даже потенциально нестарею­щие организмы, такие, как амебы и гидры, начинают ста­реть. В этой связи есть все основания полагать, что особи видов с повторными циклами размножения (в их числе – человек) являются потенциально нестареющими. Однако они обязаны стареть, функционируя в условиях, препят­ствующих их полному самоподдержанию...

Подобной точки зрения придерживается и известный американский геронтолог Б.Стрелер: «В самих клетках и многоклеточных организмах не заключено ничего такого, что препятствовало бы их превращению в вечно функцио­нирующие самовоспроизводящиеся системы».

В трактовке С.Курсакина механизм воскрешения заклю­чается в моделировании жизни с помощью физически изме­римых величин на основании трех законов термодинамики и других физических законов.

Восстановление информацион­ной структуры личности принципиально возможно средствами информационно-логической среды: тщательно мо­делируется биография конкретного человека в абсолютно аутентичных историко-бытовых условиях его жизни. Пред­посылки к этому уже есть. Это микроминиатюризация и персонификация технологий, приводящие к динамичному повышению степени экстерриториальности (независимос­ти) человека (весомый аргумент – работы по созданию поле­вых и микролептонных компьютеров). Это наиболее полное раскрытие внутренних резервов человека, увеличение воз­можностей по поддержанию жизни в разных средах, по расширению возможных сред обитания, в том числе и за счет перестройки собственного организма – сбывается предвиде­ние Н.Ф.Федорова о том, что со временем темпы самонаст­ройки организма человека превысят темпы его самораспада, т.е. человек станет практически бессмертным. В реанимаци­онной практике чаще будут проявляться прецеденты, сбли­жающие реанимацию с понятием воскрешения, расширяю­щие границы современного понятия клинической смерти.

Из прецедентов складываются технологии. Технологии создают тенденции. Как только люди осознают факт соб­ственного бессмертия, они перестанут понимать смерть как неизбежность, они будут яростно бороться с этим «после­дним врагом», и смерть постепенно станет шагреневой кожей навыворот.

Воскрешение как явление было известно всегда. Свидетельства этого проходят через всю историю. В наши дни уже много случаев возвращения к жизни. Но часто еще люди при написании слова Воскресение проставляют кавычки. Откуда в сознании людей возникают кавычки?

Случаи \"воскресения\" после подтвержденной смерти в 2002–09 гг. Справка

В конце декабря 2009 года индиец, тяжело пострадавший в ДТП и признанный погибшим, неожиданно \"ожил\" на столе патологоанатома в морге на востоке Индии.

Как рассказал родственник пострадавшего, 25 декабря 30-летний Сусанта Део ехал на мотоцикле и врезался в тракторный прицеп. Он получил травму головы и перелом ноги и в бессознательном состоянии был доставлен в ближайшую больницу. Дежурный врач решил, что мужчина погиб, и отправил тело в морг. Когда патологоанатом приготовил свои инструменты для вскрытия, он с удивлением обнаружил, что 30-летний \"покойник\" подает признаки жизни. После этого Сусанту срочно перевезли в больницу районного центра Каттак. Полиция завела уголовное дело на врача за халатность.

Это далеко не единственный случай подобного рода, причем иногда врачи утверждают, что дело вовсе не в их ошибке.

02 июля 2009 года газета \"Гаарец\" сообщила, что пожилой израильтянин \"ожил\" после того, как бригада врачей \"скорой помощи\" оформила свидетельство о его смерти и собиралась отправить тело в морг.

Прибыв по срочному вызову в квартиру 84-летнего жителя города Рамат-Гана, врачи \"скорой помощи\" нашли его лежащим на полу без признаков жизни. Попытки реанимировать старика были сочтены безуспешными, и медики подписали официальные документы о его кончине. Однако когда врачи уехали, оставшийся в квартире полицейский заметил, что \"покойный\" задышал и задвигал руками. К повторному приезду \"скорой помощи\" он уже пришел в сознание.

19 августа 2008 года агентство Рейтер сообщило, что младенец, который появился на свет в одной из больниц Израиля в результате вынужденного аборта, подал признаки жизни после пятичасового пребывания в холодильной камере.

Девочка весом всего 600 граммов родилась 18 августа. Вынужденный аборт ее матери пришлось сделать из-за сильного внутреннего кровотечения на 23-й неделе беременности. Врачи, посчитав сильно недоношенного ребенка мертвым, положили его в холодильную камеру, где девочка провела по меньшей мере пять часов. Признаки жизни у новорожденной заметили родители, которые пришли, чтобы забрать ее для захоронения.

По мнению врачей, температура внутри холодильной камеры замедлила обмен веществ у ребенка, и это помогло ему выжить. Ребенка поместили в отделение интенсивного неонатального ухода.

Однако несмотря на попытки израильских врачей спасти его жизнь, младенец скончался.

В начале 2008 года перенесший инфаркт миокарда француз, которому кардиологи констатировали остановку сердца, \"ожил\" на операционном столе, когда хирурги приступали к извлечению его органов для пересадки.

Мужчина 45-ти лет, который не следовал режиму, предписанному медиками, перенес в начале года обширный инфаркт миокарда. Прибывшая скорая помощь доставила его в находившийся неподалеку госпиталь. Однако когда мужчина поступил в больницу, его сердце не билось. Врачи решили, что помочь ему \"технически невозможно\".

Согласно законодательству, в подобных случаях с остановкой сердца пациенты могут автоматически становиться донорами органов. Тем не менее, когда хирурги приступили к операции, они обнаружили у потенциального донора признаки дыхания и приостановили действия.

В ноябре 2007 года жителя американского города Фредерик (штат Техас, США), 21-летнего Зака Данлэпа объявили мертвым в больнице города Вичита Фоллз (штат Техас), куда он был доставлен после автомобильной аварии. Родственники уже дали согласие на использование органов молодого человека для трансплантации, однако во время церемонии прощания он неожиданно пошевелил ногой и ладонью. Тогда присутствующие нажали на ноготь Зака и прикоснулись карманным ножом к его ступне, на что юноша моментально отреагировал. После \"воскрешения\" Зак провел в больнице еще 48 дней.

В октябре 2005 года 73-летний пенсионер из итальянского города Мантовы неожиданно ожил через 35 минут после того, как врачи констатировали его смерть.

Пожилой итальянец лежал в отделении кардиологии госпиталя Карло Пома в Мантове, когда эхокардиограф указал на остановку его сердца. Все попытки врачей реанимировать мужчину оказались бесполезными: массаж сердца и искусственная вентиляция легких не дали результатов. Врачи зафиксировали смерть. Однако неожиданно линия на эхокардиографе вновь начала двигаться: мужчина был жив. Вскоре мужчина, уже объявленный мертвым, начал двигаться, а затем пошел на поправку.

Как заявили врачи после проведения проверки, аппаратура работала прекрасно и единственным правдоподобным объяснением может служить предположение, что человек способен переносить сердечную ишемию такой длительный период.

В январе 2004 года в северном индийском штате Харияна индиец вернулся к жизни, проведя несколько часов в холодильнике морга.

Как сообщал SkyNews, мужчину в морг доставили полицейские, которые нашли его лежащим у дороги с повреждениями. Врачи больницы, куда его доставили, по результатам обследования записали: \"мертв на момент прибытия\" – и определили \"тело\" в морг сразу после того, как передали все необходимые бумаги полиции.

Однако через несколько часов \"усопший\" начал двигаться, приведя персонал морга в состояние шока. Работники морга немедленно отвезли его обратно в больницу.

05 января 2004 года агентство Reuters сообщило, что сотрудник бюро похоронных процессий в штате Нью-Мексико обнаружил, что некто Фелипе Падилла, объявленный мертвым еще в больнице, дышит. Мужчина \"ожил\" буквально за несколько минут до того, как тело Падиллы должны были бальзамировать. 94-летний Фелипе Падилла был отправлен в ту же больницу, где ранее констатировали его смерть. Однако спустя несколько часов старик скончался в больнице.

В январе 2003 года 79-летний пенсионер Роберто де Симоне почти в безнадежном состоянии был доставлен в кардиологическое отделение госпиталя Cervello. Больного сразу же подключили к системам обеспечения сердечной и мозговой деятельности. Сердце Роберто де Симоне остановилось на две минуты. Врачи предприняли попытку восстановить работу сердца при помощи адреналина, но, несмотря на все усилия, через некоторое время была зафиксирована смерть. Врачи решили, что пациент умер, и передали его тело родственникам, чтобы они простились с ним до похорон. Домой де Симоне доставили как покойного.

Когда уже все было готово к траурной церемонии и должны были закрыть гроб, Симоне открыл глаза и попросил воды. Родственники решили, что произошло \"чудо\" и вызвали семейного доктора. Он осмотрел больного и распорядился отвезти его в госпиталь. На этот раз с диагнозом \"пневмология\" - серьезное респираторное заболевание.

В апреле 2002 года человек \"ожил\" через несколько часов после того, как врачи в индийском городе Лакнау (столица штата Уттар-Прадеш) выдали его родственникам свидетельство о смерти.

Житель одной из деревень штата, 55-летний Сукхлал был доставлен в больницу с диагнозом \"туберкулез\". Назначенный курс лечения не дал положительных результатов, и в один из дней врачам пришлось констатировать смерть пациента. Сыну больного выдали свидетельство о смерти. Когда была завершена подготовка к кремации, сын явился в морг, чтобы забрать тело отца, и тут обнаружил, что он дышит. Он сразу же вызвал врачей, которые нащупали у \"трупа\" пульс и потребовали от сына вернуть свидетельство о смерти. Только благодаря настойчивости журналистов, руководством больницы было предпринято служебное расследование этого инцидента. Однако лечащий врач Мехротра отверг все сомнения в его профессионализме, по его мнению, случай с \"ожившим\" Сукхлалом – \"чудо\", впервые произошедшее в его практике.

Воскрешение уже входит в нашу повседневную жизнь, ста­новится одним из её явлений.

Но – возвращаемся к нашему вопросу – как поместить на крошечной Земле многочисленное число людей? Ведь это вполне физические особи со всеми признаками жизне­деятельности. К.Э.Циолковский полагал, что человече­ство выйдет из «колыбели» во Вселенную, на другие небес­ные тела. С.Курсакин, ссылаясь на авторитет Ю.Фомина (автор книги «Реальность невероятного»), предвидит ис­пользование многомерности пространства, понятий изот­ропности и анизотропности. Места для «новой модели Все­ленной» (П.Успенский) в нашем пространстве предоста­точно. Скажем, от ядра атома водорода до орбиты ближайшего электрона расстояние в относительных раз­мерах больше, чем от Луны до Земли.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.