Оппозиция на выборах: по пути провалившихся олимпийцев

На модерации Отложенный

Михаил Виноградов, президент фонда \"Петербургская политика\"

Февраль обещал стать важнейшим месяцем в подготовке к единому дню голосования 14 марта - дате выборов в восемь региональных парламентов и еще огромного количества депутатов местного самоуправления и мэров некоторых городов.
В начале кампании парламентская оппозиция получила удобный шанс для проведения мощного наступления - демарши в Думе, громкие крики о нарушениях и даже проведенный в итоге Госсовет, казалось, работали на нее. Она получила и долгожданный козырь - равное присутствие в телевизионном эфире. Тут же в руки свалился и второй козырь - ухудшение социального фона. Неудачи олимпийцев, рост безработицы, митинговая активность, эксцессы с перерасчетами по льготам и жилищным тарифам, казус вокруг \"Речника\".

\"Единая Россия\" впервые столкнулась со столь жесткой критикой со стороны оппозиционеров. К тому же ей пришлось обороняться и от них, и от выпадов влиятельных чиновников - таких, как Алексей Кудрин. Кроме того, в большинстве из восьми регионов, где выбирают региональные парламенты, упало значение административного ресурса. В Екатеринбурге, Воронеже и Хабаровске губернаторы сменились только недавно и полновластными \"хозяевами\" регионов еще не стали, а в Ямало-Ненецком округе главу поменяли уже в ходе избирательной кампании. Прошлой весной аналогичная замена губернатора в Ненецком округе заметно ударила по позициям \"единороссов\". В Кургане и Горно-Алтайске остались прежние губернаторы, но лидерами общественных симпатий они, как и глава Рязанской области Олег Ковалев, не являются. Так что однозначно благоприятной административная ситуация была для ЕР только в Калужской области.

Казалось, это должно было повлиять на рейтинги ЕР и резко укрепить позиции парламентской оппозиции. Однако, как показывают итоги последних социологических опросов, этого не произошло. Почему?

Больше всего шансов воспользоваться ситуацией имели коммунисты. Они вели кампанию, фонтанируя новыми инициативами - от поддержки футбольных фанатов до выступлений против нарушения табачными производителями экологического законодательства. Но эти идеи до регионов почти не дошли. Там повестка дня местных ячеек по-прежнему состояла из критики ЕГЭ, борьбы с реформой армии и тиражирования портретов Сталина. То есть коммунисты лишь занимались мобилизацией собственных сторонников, а не объединением максимального числа оппозиционных избирателей. К тому же коммунисты получили ряд ощутимых пробоин: проиграли выборы мэра Орла, не смогли собрать 23 февраля обещанную 30-тысячную демонстрацию в Москве (собрали в десять раз меньше) и получили внутренний конфликт вокруг столичного горкома. Набирающий силу московский секретарь Улас прямо бросил вызов старым функционерам.

ЛДПР ограничилась ставкой на кампании в Рязанской и Свердловской областях, где сторонники Жириновского рассчитывают опередить коммунистов.

Остальные регионы для них - крепкий орешек. Кстати, именно единый день голосования подрубил ЛДПР - они не способны проводить одновременно несколько кампаний. Нет кадров.

\"Эсеры\" оказались сбиты на старте кампании. Когда Сергей Миронов пошел на соглашение с ЕР, стало ясно: \"Справедливая Россия\" не готова \"заступать за флажки\" в критике власти и всерьез побороться за голоса избирателей на оппозиционном фланге. \"Новые левые\" ограничились попыткой завоевать избирателей в крупных и средних городах (в основном в Свердловской и Курганской областях). В отношении действующих губернаторов единая тактика выстроена не была: в Республике Алтай с Бердниковым СР воевала, а с Гордеевым в Воронежской области предпочитала не ссориться. Определенные надежды они связывают с выборами мэра Усть-Илимска, где кандидат СР Ташкинов имеет неплохие шансы на успех. Правда, еще в двух \"проблемных\" для ЕР муниципальных образованиях - Гусь-Хрустальном и Асбесте - лидируют не \"эсеры\", а беспартийные кандидаты. Вполне вероятно, что в большинстве регионов 14 марта \"эсеры\" могут рассчитывать на 4-е место и \"деревянные\" медали. Правда, они нигде не гарантируют преодоление проходного барьера.

Избирательная кампания \"Единой России\" не ознаменовалась яркими технологическими решениями, однако партии власти удалось воспользоваться неудачами оппонентов. Поражение коммунистов на выборах мэра Орла позволило \"единороссам\" столкнуть КПРФ и ЛДПР, попытавшись подыграть жириновцам в их стремлении занять второе место в как можно большем числе регионов. Удалось минимизировать и риски, связанные со сменой губернаторов. В пользу ЕР сыграло решение о мягкой (в сравнении с соседним Ханты-Мансийским округом) замене губернатора на Ямале. Поэтому выборная интрига свелась не столько к борьбе за первое место, сколько к вопросу о том, в каких регионах \"единороссы\" преодолевают психологически значимую для них 50-процентную планку.

Если в последние дни кампании не случится неожиданностей, парламентской оппозиции, скорее всего, так и не удастся развить полученную во время осеннего парламентского кризиса инициативу. А судя по ходу кампании, им еще предстоят некоторые проблемы. Юридических претензий к \"эсерам\", коммунистам и либеральным демократам по нарушениям выборных законов накопилось не меньше, чем у всех у них, вместе взятых, к партии власти.

Само же голосование на этот раз пройдет спокойно - нарушений будет явно меньше, хотя криков по типу \"держи вора\" или \"держи фальсификатора\" не уменьшится. Оппозиционеры, к сожалению, пока еще не научились проигрывать. Скандалы для них - лишний повод скрыть собственную несостоятельность. Пока они не смогут реально перестроить свою работу и превратиться в настоящую оппозицию - хороших результатов им не видать. Избирателя сегодня одними скандалами не убедить.