Россия: между инфляцией и промпроизводством

На модерации Отложенный

Стремясь \"подстегнуть\" экономический рост, который явно \"просел\" под влиянием мирового экономического кризиса, Центробанк последовательно снижает учетную ставку. С одной стороны, это действительно помогает: кредиты для предприятий, пусть пока и не так явно, но все же становятся дешевле и доступнее, восстанавливается промпроизводство, но - с другой стороны - подобная политика может привести к резкому скачку цен, первые признаки которого стали заметны уже в январе.

Напомним, что за первые два месяца текущего года инфляция составила 2,5%. Это меньше, чем за аналогичный период 2009 года (3,6%), но все равно, результат \"впечатляет\". Если так пойдет и дальше, то инфляция перечеркнет все планы правительства по снижению кредитных ставок как для предприятий, так и для граждан. Уже сейчас отдельные функционеры ЦБ предупреждают, что дальнейшее снижение ставки рефинансирования опасно, если быть точным, они называют это \"нежелательным\", что сути вопроса не меняет.

В конце февраля Центробанк России в очередной раз снизил ставку рефинансирования и процентные ставки по отдельным операциям Банка России на 0,25 процентного пункта, до 8,5%. \"Указанное решение было принято в целях дальнейшего стимулирования активности банковского сектора по кредитованию российской экономики\", — говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей ЦБ. \"Данное решение регулятора представляется вполне закономерным, - считает заместитель начальника управления активных операций московского филиала Смоленского Банка Константин Попов. – Очевидно, что Россия позже, чем другие страны, начала входить в цикл снижения процентных ставок, смягчая денежно-кредитную политику, и позже выйдет из него. Например, аналог российского ЦБ – Федеральная резервная система – буквально накануне повысила ставку дисконтирования, по которой комбанки кредитуются напрямую у ФРС, до 0,75%. Данный параметр традиционно используется участниками рынка как ориентир, по которому будет развиваться монетарная политика в будущем, а значит, не исключено, что американский регулятор пойдет по пути дальнейшего повышения ставок\". Свое решение в ФРС объяснили, желанием заставить банки вернуться к частным рынкам как основному источнику финансирования, а сам Федрезерв рассматривать только как подстраховку.

Похожую политику проводит сегодня и Банк России: ЦБ начал снижать лимиты по беззалоговым кредитам банкам, которые сохраняют задолженность по этим обязательствам, а с февраля регулятор ужесточил требования к рейтингу кредитных организаций, допускаемых к беззалоговым аукционам. Очевидно, Банк России намерен постепенно отказаться от данного инструмента, который был введен для экстренной поддержки кредитных институтов в период резкого обострения кризиса ликвидности, и в этом отношении он себя оправдал. Сегодня данный ресурс является слишком дорогим, и к нему прибегает лишь малое число банков, имеющих, вероятно, серьезные трудности. В тоже время, ЦБ снижает ставки по другим своим инструментам, что способствует созданию благоприятных условий для стабилизации банковской системы страны. Не нужно забывать и о механизме массового снижения ставок по вкладам, который недавно был запущен. Это также можно расценивать как признак определенной стабилизации в части обеспечения кредитных институтов фондированием.



Шаг по снижению ставки рефинансирования также продиктован желанием регулятора ослабить укрепление отечественной валюты: стоит вспомнить, что не так давно вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявляли о необходимости ослабить курс рубля, и понижение ставок, особенно в преддверии налоговых платежей, будет этому способствовать. \"Для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики сегодня существуют макроэкономические основания, прежде всего низкая инфляция. Можно предположить, что мы еще увидим снижение ставок в первом полугодии\", - говорит Константин Попов. Некоторые эксперты полагают, что следующее снижение ставки состоится уже в марте. В то же время первый зампред Банка России Алексей Меликьян полагает, что ставка рефинансирования уже находится на довольно низком уровне и с дальнейшим ее сокращением необходимо подождать. Действительно, регулятору нужно время чтобы \"осмотреться\" и оценить влияние понижения ставки на реальный сектор экономики. Не говоря уже о контроле за снижением коммерческими банками ставок по кредитам.

\"Очередное снижение ставки ЦБ РФ отражает явное намерение стимулировать рост активности в сегменте кредитования в экономике страны и отразить минимальность рисков ускорения инфляции. - высказывает свое мнение заместитель председателя правления Городского Ипотечного Банка Игорь Жигунов. - В настоящее время, несмотря на вполне достаточный уровень ликвидности в банковской системе, объемы кредитования реального сектора пока незначительные. Следствием снижения ставки вполне может быть некоторое уменьшение ставок по программам кредитования, которые зависят от данного показателя, например по программе ипотечного кредитования, где ставка рефинансирования до настоящего времени продолжает иметь зависимость от ставки ЦБ\". Четкое целеуказание снижать ставки по ипотечным кредитам недавно получили банкиры и от главы правительства. Владимир Путин поставил задачу опустить ставки по ипотечным кредитам до уровня 6−7%. При этом уже в 2010 году она должна составить \"хотя бы 10−11%\", считает глава правительства. Министр финансов Алексей Кудрин в свою очередь полагает, что ставки по кредитам снизятся до 10% лишь в ближайшие два – три года. По мнению Кудрина, только снижение инфляции сможет снизить банковские ставки: \"Процентная ставка по кредитам в банках не может быть ниже инфляции, тогда любой кредит становится убыточным, тогда банк с каждым кредитом убивает свою деятельность, и у него потом нужно будет отзывать лицензию\".

Тем временем чиновники, которые как всегда понимают все \"наказы\" свыше буквально, продолжают оказывать давление на стоимость кредитов через самый доступный для них инструмент - ставку рефинансирования. Однако эксперты забывают, что, с одной стороны, удешевление кредитных ресурсов ведет к росту инфляции, с другой - банки вовсе не собираются добровольно отказываться от своей маржи и помимо накачивания их дешевыми ресурсами, нужно еще контролировать, куда они их направляют. Чтобы не получилось как в начале прошлого года, когда отдельные банки использовали госпомощь для игры на валютном рынке. Правда поймать на этом за руку никого так и не удалось, хотя подозрений было предостаточно.