Василий Блюхер: мифы и догадки

На модерации Отложенный

\"Василий Константинович Блюхер - один из первых пяти Маршалов Советского Союза, самая загадочная личность среди советских военачальников. В Гражданскую войну и в последующие 20-30-е годы минувшего столетия о нем как в России, так и за рубежом ходили невероятные легенды. Да и позже, вплоть до наших дней вокруг его имени слагались всякого рода мифы.

Вот что писал о Блюхере русский писатель-эмигрант Роман Гуль: «Среди красных маршалов СССР В. К. Блюхер - полководец первого ранга. Послужной список Блюхера богат и блестящ. Блюхер - сильная, колоритная фигура. Но самое замечательное в Блюхере то, что ни в СССР, ни за границей никому неизвестно: кто же он на самом деле, этот популярнейший маршал Советов? Блюхер - «генерал Немо», Блюхер - «полководец под псевдонимом». Вокруг этого стратега и организатора, коммуниста, взявшего псевдонимом фамилию знаменитого прусского королевского генерала, только множатся домыслы. Но от них вокруг Блюхера темнота гуще.

Смесь данных советской, иностранной и эмигрантской прессы - неплохой фон для большого авантюрного романа: «Блюхер - рабочий от станка», «Блюхер - первоклассный иностранный организатор-авантюрист типа Требич-Линкольна», «Блюхер - слесарь Мытищинского вагоностроительного завода», «Блюхер - русский унтер-офицер», «Блюхер - майор Титц, офицер австрийского генерального штаба», «Блюхер - член коммунистической партии с 1916 года», «Блюхер - военнопленный германский офицер, бывший правой рукой полковника Бауера».

Возможно, в истории еще не было случая, чтобы полководец крупнейшей страны оставался легендой и мифом. Ложь, догадки, домыслы и правда, переплетясь, создали плотную «черную маску», скрывшую реальное лицо. Официальная биография Блюхера фальшива. Она начинается так: «Василий Константинович Блюхер родился в 1889 году в крестьянской семье Ярославской губернии». Вместо детства - избитый «пролетарский штамп». В сельской школе Блюхер проучился всего полтора месяца. Маловато, но ничего не поделать: родители увезли будущего красного маршала в Петербург, отдав в магазин мальчиком. И бедный смышленый Вася носился вихрем по Петербургу за папиросами, булками, разносил покупателям пакеты.

Но Вася растет, он теперь «ученик на Франко-Бельгийском заводе Берга». Он - Василий и, конечно, слесарь «на ряде заводов Москвы и Петербурга». Первая революция 1905 года. Будущие руководители Октября уже все на поверхности, но «в революции 1905 года слесарь Василий Константинович Блюхер участия не принимает». Почему? Где же был коммунистический генералиссимус, победитель двух баронов-генералов, двух казацких атаманов и северных полководцев Китая? Биография молчит. При этом Блюхер, конечно, «старый революционер». Биограф говорит: «В 1910 году на Мытищинском вагоностроительном заводе под Москвой слесарь Василий Блюхер организовал стачку и за свои выступления был предан суду и осужден на 2 года и 8 месяцев тюремного заключения».

Это уже веха в биографии революционера. Самый тщательный просмотр всей петербургской и московской профессиональной прессы устанавливает: на Мытищинском заводе стачки в 1910 году не было.

Профессиональная пресса тех лет за стачками следит пристально, подробно регистрируя и описывая их. Пропуск, просмотр, ошибка исключены.

«В 1914 году, - говорит биография, - Блюхер мобилизован и пошел солдатом на фронт. В ряде сражений выказал большую личную храбрость и был произведен в унтер-офицеры. В 1915 году получил тяжелое ранение, будучи эвакуирован, после выздоровления уволен из армии как негодный к строевой службе». А тысячеверстные походы с китайцами? А бои? А штурм по дну Сиваша, когда в одних красных рубашках в мороз шли сибиряки-блюхеровцы? А поход по ущельям Урала с боями в кольце у белых? А тургайские и оренбургские степи и бои с Дутовым? Негодный к службе царю Блюхер куда как годен оказался к службе Советам.

Биография рассказывает дальше: «После революции перебрался в Самару, поступив на местный патронный завод, и вступил в коммунистическую партию».

С Самары, мы уже знаем, - это «историческая» часть. С 1917 года Россия управляется «псевдонимно», но всем известно, что Ленин - Ульянов, Троцкий - Бронштейн, Сталин - Джугашвили, Зиновьев - Радомысльский, Молотов - Скрябин и даже Ярославский - Губельман. Почему же не открыть на минуту псевдоним Блюхера? Или его досье из тех, что не выдерживают света? Нет ли, спаси господи, у главнокомандующего, как и у убитого красного полководца Котовского, в прошлом много тяжелых весом «мокрых» дел? «Ответа нет. Бушует вьюга». И пошел по России под фамилией немецкого генерала неизвестный полководец, творя русскую историю.

С октября 1917 года начался стремительный рост Блюхера, столь же стремительный, как и развитие самой революции. Все предыдущие годы с их упорной, но небольшой по размаху революционной работой, годы войны и медленного, трудного самовоспитания сразу же отодвинулись в прошлое.

В 1938 году, когда не только в СССР, но и за границей стало известно об аресте маршала, в Германии один человек, прочитав эту информацию в газетах и рассмотрев фотографию Блюхера, заявил, что это якобы объявленный погибшим в 1915 году на русском фронте ротмистр австро-венгерской армии граф Фердинанд фон Гален. Это сенсационное заявление сделал бывший денщик фон Галена. Он утверждал: ротмистр был взят русскими в плен. Утверждение вызвало у немцев нешуточный резонанс. Появились новые сенсации: будто после революции 1917 года в России ротмистр Гален перешел на сторону красных, принял имя и фамилию Василий Блюхер и под этим именем вошел в историю как герой Гражданской войны.

Однако проведенное исследование и огромная поисковая и аналитическая работа привели к твердому выводу, что между ротмистром фон Галеном и маршалом В. К. Блюхером нет ничего общего. Сенсации не состоялось.

Василий Блюхер был одним из самых прославленных полководцев 20-30-х годов XX века, героем Каховки и Перекопа, первым кавалером орденов Красного Знамени и Красной Звезды, одним из первых Маршалов Советского Союза. При жизни о нем слагали легенды, стихи и песни, но звездная судьба маршала имела трагичный финал: он не только был объявлен «врагом народа» - подвергся сомнению и его полководческий талант...\"